Навигация
|
Главная Экономика Пятнадцать навигаций художникаА в свободное от вахты время делал он в своем альбоме зарисовки, писал этюды. Во время долгих стоянок, когда шла погрузка попутного груза или пополнение запасов угля, выходил с этюдником на берег. Изо дня в день плавно пересекал пароход одну за другой географические зоны: тундра сменялась тайгой, тайга - лесостепью и все это отражал он в своих работах. "Салехард", "Город Тара", "Село Екатериновка". Название его картин - будто перечень географических названий в Обь-Иртышском речном бассейне. Живописец Петр Сургутсков Оказывается, даже ближе к осени, когда, словно наливаясь свинцом, темнеет за бортом речная вода, более всего опасалась команда парохода пожара. Мазут, машинное масло, дрова или уголь могли возгореться от случайной искры или неполадок парового котла. За исправность вверенного ему оборудования первый штурман Петр Сургутсков отвечал, как говорится, головой. А еще серьезной опасностью было пьянство пассажиров. После выпивки о всякой осторожности и технике безопасности забывали. За пятнадцать лет плавания изучил штурман все судоходные реки Западной Сибири. Преодолевать их научили штурмана на стажировке в Амурский речной флотилии. "Волны от гребного колеса, - делится он опытом, - отражаются от берега и подталкивают судно. И надо только уловить момент, когда дать ходу". Однако не только Иртышу посвятил он свое творчество. Картину "По Енисею" писал в Иркутске, "Темные горы" - в Киргизии. Вот что об этом рассказывает: Особенно известны его картины "Срочный рейс" и "Последние пассажиры". Полотна большие, эпические. Писал он их на творческой даче по многочисленным эскизам. В роли последних пассажиров у художника - геологи. Завершили они свои таежные изыскания и спешат к пристани. На лицах усталость и ожидание встречи с домом. Картину отметили на региональной выставке и включили в особую передвижную выставку по городам России. И лишь через пару лет вернулась она к автору. Два года назад состоялась персональная выставка художника. Прошла она в помещении речного училища ? Того самого, которое он окончил более полувека назад. Около сорока работ показал он тогда, и это далеко не полный перечь его картин. Его картины хранятся в Тюмени - "Бухта Золотой Рог". Немало картин в музее нашего судоремонтно-судостроительного завода. Картина "Остров Шикотан" - в кабинете директора завода. Назовем еще декоративное панно "История речного пароходства", которое он написал в речном училище ? 2, где сейчас и работает. А еще есть у него картины на, скажем так, театральную тему. Он заядлый театрал. По крайней мере, был им раньше - не пропускал ни одной гастроли в музыкальном театре. - Фотоаппарата с собой я никогда не брал. Главное, считаю, - личные впечатления. В наше время все так работали - к искусству относились более трепетно. Я говорю о себе и своих товарищах по изостудии. Сколько бумаги, холстов, красок изводили мы, прежде чем покажем картину друг другу. Всегда были в сомнениях: а удалась ли она? Судили себя строго. Если что в работе не устраивало - вмиг замазывали, соскабливали и начинали писать заново. Сейчас, мне кажется, такого требовательного к себе отношения меньше. Как-то в отпуске совершил он долгий круиз по морям Дальнего Востока: из Владивостока на Камчатку, потом на юг, вдоль Курильских островов, к берегам Японии. "Половецкие пляски" - одна из картин, созданная им под впечатлением от оперы "Князь Игорь". "Я впервые в жизни, - вспоминает он, - забыл, что нахожусь в зрительном зале: даже привстал от восторга. Какие костюмы, каков рисунок танца! Я видел эту сцену в исполнении артистов из Саратова и Куйбышева, Москвы и Свердловска, но челябинцы просто поразили..." И дома он запечатлел этот фантастический вихрь половецких плясок - вспенил красками-волнами живописное полотно. Вот семь больших полотен. Горнист раздувает щеки, дает команду поднять сигнальные флаги, блестят на солнце стволы кормовых пушек - флагман "Суворов" готовится к бою. Это картина "Боевая тревога". А вот - "Под первым ударом". Залпы орудий, пелена ядовитого дыма. И будто слышишь уханье взрывов от прямых попаданий снарядов в стальную обшивку крейсера. Вот такие картины создает художник Петр Сургутсков, каждая из которых - обстоятельный, со знанием дела, рассказ об этой героической и, увы, трагической странице нашей истории: как вышла эскадра из Петербурга, обогнула берега Африки и курсом норд-ост спешила на помощь осажденным в Порт-Артуре русским морякам. - У островов Цусима, - вспоминает он, - судно легло в дрейф. Минутой молчания почтили давние события русско-японской войны. Бросили в воду венки. Зазвучала песня, которой я раньше не слышал. В конце плавания я переписал ее на магнитофон и включал дома, когда работал над своими картинами. А историческую тему не оставил. Продолжил ее и в своих "сухопутных" картинах - об Александре Невском и о Куликовской битве. Кажется ему, что в знаменитой картине художника Бубнова "Утро на Куликовом поле" не совсем верно переданы характеры наших воинов. В их лицах нашел он некую растерянность. В своей картине решил он придать им больше отваги и решимости. Однако картины эти еще не закончены - в эскизном варианте, и больше о них ничего не скажем. Но добавим о том, что, по понятным причинам, получить специальное художественное образование штурману с пятнадцатилетним стажем, конечно, было некогда. Рисунку и живописи учился он, как говорят, у природы. И своими работами, уверен, еще раз подтвердил он известное изречение о том, что учиться у природы - вот лучшая и незаменимая для каждого живописца школа. Депутат от Нефтехимпрома. Хлеб будет стоить намного дороже. Новички. Зоны бывают разные.. "Сибирский купеческий" на подъеме.. Главная Экономика 0.0068 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |