Навигация
Главная  Экономика 

Детская инфраструктура охраняется законом


Интерес блюстителей закона к "детской" теме вызван тем, что в области за последние годы закрылось очень много дошкольных учреждений, не всегда на законных основаниях. Так, по состоянию на 1 января 1991 года в области действовало 1353 садика, из них на территории города - 44 К 1 января 1999 года их количество сократилось почти вдвое. Только в прошлом году было ликвидировано 68 дошкольных учреждений.

18 августа текущего года состоялась коллегия прокуратуры Омской области. В частности на ней были озвучены итоги проверки органами прокуратуры исполнения законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации, отчуждения и сдачи в аренду объектов детской инфраструктуры.

Большинство подверглось реорганизации в период приватизации государственных предприятий, которые имели у себя на балансе объекты социально-культурной инфраструктуры. Как сказала старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних облпрокуратуры Светлана Панасюченко, ранее принятыми и ныне действующими нормативными актами приватизация образовательных учреждений запрещена. По Закону "Об образовании" к таковым относятся и дошкольные. Однако, как показала проверка, объекты недвижимости, используемые как детские сады, нередко включались в уставные капиталы приватизируемых предприятий. Становясь собственниками дошкольных учреждений, они могли распоряжаться ими по своему усмотрению: продать, перепрофилировать и тому подобное.

Можно выделить много причин, по которым так значительно уменьшилось число садиков. Вот лишь некоторые из них.

Перепрофилированием и ликвидацией садиков занимались не только АО, но и государственные предприятия. Например, нарушив нормы гражданского законодательства, которые регулируют порядок передачи имущества под залог, электротехнический завод им. К.Маркса в целях обеспечения договора займа АСК "Омск-Аско" заложил детский сад ? 35 В декабре 1993 года детский комбинат был передан в счет погашения долга страховой компании. Как видно из договора залога между "Омск-Аско" и заводом, АСК был передан детский сад, а не используемое под него здание. Документально эта ликвидация оформлена не была, но проверка показала, что дошкольное учреждение давно прекратило свое существование. С момента передачи страховой компании здание детского сада пустует, система отопления разморожена, помещения приходят в негодность. В заключение также отметим, что "Омск-Аско" 6 января 1998 года здание дошкольного учреждения, которое по существу является государственной собственностью, продало Фонду имущества области за 2 миллиарда рублей.

Были случаи, когда государственные предприятия, готовя для комитета по управлению имуществом области планы приватизации, не включали туда полный перечень объектов, которые находились у них на этот момент. Из-за этого нельзя было точно установить, находились ли в распоряжении "зарождающегося" АО образовательные учреждения и передавались ли они в собственность.Как написано в информации облпрокуратуры на имя заместителя губернатора Валентина Третьякова, комитет по управлению имуществом, который разрешал приватизацию, мер к выяснению этих вопросов не принимал. Например, пообъектный перечень отсутствует в плане приватизации мясокомбината "Солнечный". Анализируя эти документы, можно сделать вывод, что у предприятия вообще на момент смены собственности отсутствовали на балансе садики. Дополнительная проверка выявила два таких учреждения (? 54 и ? 14 .

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" детские сады относятся к дошкольным образовательным учреждениям. Это значит, что они должны обязательно регистрировать свою деятельность и получать лицензию на право ее ведения.

Всего же на балансе завода им. К.Маркса до приватизации находилось 12 садиков. В настоящее время по прямому назначению используются помещения только двух из них. Остальные же не прошли установленную законом процедуру ликвидации.

С другой же, устав обязательно должен указывать учредителя. Именно он в целях обеспечения уставной деятельности наделен полномочиями по закреплению за образовательным учреждением объектов собственности, а также по его ликвидации и реорганизации.

С одной стороны, отсутствие регистрационных документов, устава, лицензии ведет иногда к тому, что уровень образования в таких учреждениях не всегда соответствует госстандартам.

Администрацией Октябрьского района в 1997-98 годах были ликвидированы ясли-сад ? 173, ? 114, ? 265, а документально это было оформлено только в конце 1998 года. Органы прокуратуры, изучив решения о ликвидации и реорганизации этих учреждений, установили факты ничем не обоснованного их закрытия.

Большинство же закрытых дошкольных учреждений, находящихся на балансе предприятий, не имело уставов. Не были определены их учредители, вследствие чего решения о закрытии садиков принимались неправомочными органами. К примеру, детский сад ? 54, приватизированный ОАО "Мясокомбинат "Солнечный", ликвидирован, а его помещение распоряжением главы администрации Кировского района от 26 января 1993 года передано под туберкулезный санаторий. При этом глава не являлся ни учредителем, ни собственником имущества.

Прокурорская проверка показала: ни на территории области, ни в городе такая экспертиза не проводилась. С августа 1998 года, таким образом, в числе ликвидированных и реорганизованных оказались десятки детских учреждений.

3 августа 1998 года вступил в действие федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". В соответствии со статьей 13 этого документа предусмотрено проведение предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления прежде, чем будет принято решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или ликвидации объекта детской инфраструктуры.

P.S. В информации по детским садам, которую предоставила "КВ" областная прокуратура, среди ликвидированных и реорганизованных значится сад-ясли ? 12 Каково было мое удивление, когда я увидела этот номер?! Получается, что мой ребенок уже более 2-х лет ходит в несуществующий садик.

Надо заметить, что за истекшие после проверки два месяца ситуация несколько изменилась. Так, в городе, например, создана комиссия по контролю за использованием объектов социальной инфраструктуры для детей.



В департаменте образования города, по этому поводу сказали, что после того, как материалы коллегии облпрокуратуры "просочились" в массы звонки по поводу "нечаянно" ликвидированных садиков поступали неоднократно. Оказывается, результаты проверки, по словам Натальи Цветковой, первого заместителя директора департамента образования города, материалы проверки, дойдя до облпрокуратуры, прошли не одну инстанцию и в итоге кто-то, где-то допустил неточность, внес не туда, куда надо.

 

Впервые в Омске. Альберт Каримов - главный архитектор Омска. Книги недели. Мониторинг Омской Рекламы. Выпуск второй Реклама - это не только тариф. Министр против реструктуризации "Омскэнерго".

Главная  Экономика 

0.0041
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.