Навигация
Главная  Экономика 

Ильхам Галиев, ректор Омского госуниверситета путей сообщения "Участь ректора сегодня очень сложна"


Ильхам Исламович родился 25 сентября 1940 года на станции Челкар Актюбинской области. В 1957 году с серебряной медалью окончил железнодорожную школу. Недобрав баллов при поступлении в Ленинградский кораблестроительный институт, два года проработал слесарем в локомотивном депо родной станции. После этого, в 1964 году с отличием окончил Омский транспортный институт по специальности локомотивы и, отказавшись остаться в институте, поехал на целину. Работал в локомотивном депо станции Ерментау Казахстанской железной дороги сначала мастером, старшим мастером, потом начальником цеха. В 1967 году поступил в аспирантуру транспортного института, через три года защитил кандидатскую диссертацию. Работал преподавателем, а в 1973 году был назначен заведующим кафедрой теоретической механики, которую возглавляет и поныне. В 1985 году в Ленинграде получил докторскую степень. В 1986 году стал проректором транспортного института по научной работе, через год - профессором. В 1988 году назначен проректором по учебной работе, и спустя три года - первым проректором. Является заслуженным деятелем науки и техники, имеет более 200 научных работ. Преподавательскую деятельность по-прежнему не оставляет. Женат, имеет дочь и внучку. На выборах ректора 28 декабря 1999 года Ильхам Исламович получил 81% голосов сотрудников. (Интервью с Ильхамом Галиевым читайте на этой странице) Ильхам ГАЛИЕВ: "Участь ректора сегодня очень сложна".

12 января приказом министра путей сообщения назначен на должность ректора Омского государственного университета путей сообщения.

- Ильхам Исламович, вы практически всю зрелую жизнь провели в стенах своего ВУЗа. Что хорошего и плохого принесло новое время?

Ректор - должность, мягко говоря, не маленькая, то прием у губернатора, то срочная поездка в Москву на коллегию Министерства путей сообщения. Ильхам Исламович -человек очень занятой, и мне никак не удавалось с ним встретиться. На протяжении двух недель наше общение ограничивалось телефонными звонками. И вот, снедаемая любопытством, я в его кабинете. Первое впечатление - это внешность, совершенно не соответствующая паспортному возрасту. Передо мной уверенный в себе, обаятельный, молодой человек, доктор наук, профессор, ректор университета путей сообщения.

- Что для этого нужно?

- В 1961 году наш ВУЗ был переведен в Омск из Томска. Старые томские традиции коллектив до сих пор сохраняет. Преемственность осталась, и у нас, за исключением общеобразовательных кафедр, практически нет чужих, случайных людей. Все преподаватели - наши выпускники. За последние десять лет номенклатурная база, система организации и управления разрушилась. Зато появились элементы свободы в определении учебных программ и планов. Наша отраслевая принадлежность позволяет нам и по развитию материальной базы, и по другим параметрам находиться выше других вузов. Когда ввели рейтинговую систему оценки ВУЗов, мы (в структуре МПС России десять ВУЗов - М.Г.) оказались в регионах на первых местах среди многих высших учебных заведений. Далее, произошли изменения и в связи с выходом новых законов системы образования. Сразу после первой аттестации мы стали академией, после второй - университетом. Теперь нам нужно сохранить свой статус.

- Какие преимущества дает отраслевая принадлежность?

- Помимо целого ряда установленных параметров, появляются новые требования по информационным технологиям, использованию Интернета, дистанционному образованию. Мы также расширили количество экономических специальностей, поскольку университет должен быть усилен, чтобы не оставаться чисто техническим вузом.

- С чем была связана ваша последняя поездка в Москву?

- Это хорошо, что мы отраслевой вуз и принадлежим к такому сильному министерству. За 1999 год прирост железнодорожных грузоперевозок составил 17%. Пассажирских, благодаря разумной тарифной политике, - 10%. Все это позволило увеличить инвестиции в отрасль в три раза. Естественно, что министерство разработало программу для развития материальной базы своих вузов. Она рассчитана на три года. На 2000 год, к примеру, нашему университету запланировано освоить свыше 70 миллионов рублей. Но речь здесь идет не только о строительстве и ремонте. Сегодня нельзя конкурировать ни в одной области, если не заниматься развитием высоких технологий. Поэтому в этой цифре заложена полная реконструкция всего лабораторного оснащения учебного процесса. Все, что есть самое современное на железной дороге, должно быть и здесь, иначе наши выпускники, которым мы, кстати, предлагаем 100-процентное трудоустройство, не будут соответствовать требованиям.

- А какова "финансовая политика" вашего вуза? У вас есть платное обучение?

- Коллегия министерства - это плановое мероприятие, в котором всегда участвуют все начальники дорог. Но 29 января была чрезвычайная коллегия, связанная с вопросами безопасности, после серьезного крушения 26 января на участке Санкт-Петербург - Москва. В нашей системе любая авария очень строго анализируется и оценивается. Тем более такая. Сейчас рынок, люди должны быть уверены в своей безопасности, иначе пассажиров трудно привлекать. А помимо этого подводились итоги финансового года, рассматривалась тарифная политика.

- Нынешний год для университета юбилейный. Какие мероприятия будут в связи с этим проводиться?

- В университете достаточно солидный конкурс, который имеет тенденцию к дальнейшему росту. В прошлом году он составил в среднем 3,6 человека на место. Все бюджетные места, понятно, заняты. А те, кто не прошел, могут учиться платно. Таких студентов немного - 10-15%. Стоимость обучения менее десяти тысяч рублей в год. В ИМЭК, на экономических специальностях - подороже (до 16 тысяч). Зато его студенты уверены, что получат диплом государственного образца. Лицензия на экономические специальности есть и у нас, и у ИМЭК, но у них нет аккредитации, которая дает право на выдачу государственного диплома. Наши взаимоотношения с ИМЭК построены так, что основная часть учебного плана реализуется у нас, следовательно, не обделены и преподаватели.

- А для студентов?

- В этом году, в октябре вузу исполняется 70 лет, а двум факультетам, поскольку институт начинал свою работу в Томске, - 100 лет. Предстоит большая работа, поэтому празднование отодвинуто до декабря. Планируются серьезные мероприятия, международные конференции, выставка, приглашение гостей, выпускников.

- Много ли у вас иногородних студентов?

- Для них будет разработана пофакультетная программа. И в общем праздновании они тоже будут участвовать.

- Какая у ваших студентов стипендия? Как в университете заботятся о студентах?

- До последних лет количество омичей преобладало; с появлением целевого приема, когда дороги направляют к нам своих абитуриентов, число иногородних студентов достигло 60%.

- Что для вас значит быть ректором? Какие проблемы волнуют более всего?

- У нас обучается, включая дневников и заочников, 5200 человек. Базовая ставка стипендии - 192 рубля. Отличники получают в два раза больше. Но, как правило, большая часть отличников является еще и именными стипендиатами. Есть стипендии правительства, президента, министерства, железной дороги; стипендии областной, городской администрации, центрального округа. У нас есть и свои стипендии, носящие имена известных ученых. Поэтому некоторые студенты-отличники получают больше, чем старшие преподаватели. 100 процентов нуждающихся получают общежитие. Для семейных оно свое, улучшенное. Недавно два общежития капитально отремонтированы. В связи с предстоящими инвестициями еще два общежития будут переведены в жилье гостиничного типа, чтобы создать нормальные условия жизни. В этом году планируем начать строительство еще одного общежития улучшенной планировки.

- Что это мы все о работе, да о студентах. Вот скажите, во сколько начинается и как проходит день ректора?

- Иногда я думаю, что я сумасшедший человек. Потому, что в наше время согласиться участвовать в выборах ректора, взять на себя все сегодняшние проблемы... Участь ректора сегодня очень сложна. Низкий уровень финансирования продолжается. Зарплата у преподавателей маленькая. Ставка ректора, по единой тарифной сетке, например, - 905 рублей (вот что предполагает государство для системы образования). А вообще на каждом этапе свои проблемы. Сейчас задача номер один - реконструкция материальной базы учебного процесса. Далее, стремясь строить, (построено бесплатное жилье для преподавателей - М.Г.), мы мало обращали внимания на капитальный ремонт общежитий и учебных корпусов. В связи с предстоящими инвестициями подрядчики налетели как пчелы на мед. Третью неделю с ними встречаюсь. Регион тоже проявляет интерес к этим капвложениям, поскольку деньги придут сюда. Это и отчисления в различные фонды, и рабочие места для омичей. Как раз по этой теме я встречался с губернатором. Рассказал ему о наших планах. Мне было интересно мнение Леонида Константиновича по поводу выбора подрядчика, он его высказал. Еще одна серьезная проблема - кадры. Мы потеряли целое поколение, когда все ударились в торговлю, чтобы выжить. У нас либо очень пожилые, либо слишком молодые преподаватели, цепочка преемственности нарушилась. С появлением льгот в аспирантуру появился конкурс. Министерство также приняло решение приглашать специалистов с производства на преподавательскую работу с сохранением уровня заработной платы.

- А в свободное время?

- Если рабочий день - то с половины восьмого утра, а вообще на ногах я уже в шесть часов. С восьми мы стали работать, чтобы студенты пораньше освобождались от занятий для самостоятельной работы. У меня также есть аспиранты, докторанты. Кроме того, я преподаю. Читаю лекции на 1-3-м курсах.

- У меня все. Спасибо за интервью.

- При таких нагрузках, конечно, нужна оздоровительная система. Я хожу в бассейн, по утрам бегаю в университетском спорткомплексе.

 

Прокуратура продолжает бороться с увеличением подростковой наркомании. Ничему не стоит удивляться.... Велика Россия! а передать власть некому. Отравителю светит шесть лет. Связь поколений.

Главная  Экономика 

0.005
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.