Навигация
Главная  Экономика 

Взаимозачеты запрещены!


Зачеты как бизнес На зачетах зарабатывают гигантские деньги. В январе, например, в Законодательном собрании состоялась пресс-конференция по лекарственному обеспечению населения Омской области. В бюджете на 1999-й год было заложено на бесплатные и льготные лекарства около 65 млн. руб., государственные аптеки выдали их на чуть меньшую сумму. В то же время около 50% рецептов не было отоварено из-за отсутствия лекарств. На их закуп у аптек не хватило денег, в том числе запланированных в бюджете. Почему?

Отныне в Российской Федерации отменены взаимозачеты во все уровни бюджетов. Такое разъяснение пришло в налоговые инспекции и казначейства за подписью министра финансов М.Касьянова и первого заместителя министра по налогам и сборам В.Волковского. Члены правительства ссылаются на 45-ю статью налогового кодекса, где "обязанность по уплате налога (сбора) считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика. В связи с этим другие формы расчетов по обязательствам организаций по уплате налогов не допускаются". Оно и понятно. Не числятся же у предприятия на банковском счете трактора, мазут и автомобильные шины, которыми они до сих пор расплачивались по своим обязательствам.

- На 40%.

- На сколько процентов лекарства, полученные по зачетным схемам, дороже тех, за которые заплатили живым рублем? - такой вопрос задал я председателю комитета по фармацевтической деятельности и производству лекарств Николаю Юргелю.

Почему государственные аптеки влачат жалкое существование, неся убытки, а частные забиты лекарствами под завязку и получают приличную прибыль?

Несложно подсчитать, что при денежных расчетах бюджетных средств хватило бы практически на всех больных Омской области.

Ничем не лучше взаимозачетов иные векселя. Когда с осени прошлого года те же аптеки стали получать долговые обязательства ряда омских предприятий, например "Оши", выяснилось, что реализовать их за деньги возможно лишь с 10-15-процентной (а то и больше) скидкой. То есть налогоплательщик, выдавший такие бумаги, тоже неплохо заработал на бюджете.

Потому что кто-то кладет в карман эти 40%. Причем доход от зачетных лекарств по бесплатным рецептам никак не меньше, чем у частника с его изобилием.

Далее. Практически по всем районам области та же "Сибнефть", получая налог с продаж с населения живым рублем, отдает его в соответствующие бюджеты зачетными ГСМ. К тому же по повышенным ценам.

"КВ" уже писали о том, что в 1999-м году Сибирская нефтяная компания, выдавая взамен налогов мазут и дизельное топливо, установила для них специальную зачетную цену на 30- 40% больше, той, что продавала за деньги. Да еще громко возмущалась, когда с нее начали требовать налог живыми деньгами, которые обязались сдать ей же за топливо. Вполне понятно сопротивление нефтяников - это же потеря доходов. В Омске после долгих споров к сентябрю-октябрю удалось установить для расчетов с бюджетом одинаковую цену - зачет ли идет, или прямая оплата, а вот на селе "обязаловка" происходила (происходит?) до самого последнего времени. В конце декабря, разговаривая в перерыве Законодательного собрания с главой администрации Большереченского района Владимиром Раровым, я с удивлением обнаружил, что они и по сию пору продолжают платить за зачетный мазут по повышенной цене. И это при том, что в бюджете района годовые затраты на мазут намного превышают его скромный бюджет. Поэтому-то и превышают!

Зачеты как система Если кто-то на зачетах хорошо зарабатывает, значит, есть люди позволяющие это делать. Понятно, что живых денег, чтобы расплатиться с "Сибнефтью", Омскэнерго, может быть Водоканалом, у бюджетов нет. При нормальных ценах это была вынужденная зачетная часть. Но ознакомимся с цифрами:

Зарабатываемые на всем этом деньги и не снились Василию Алибабаевичу с его бензином, разбавленным ослиной мочой.

1997 г.*1998 г.**1999 г.** Областной бюджет57%70%66,4% Городской бюджет73%77,9%56,3%

Доля бюджетных взаиморасчетов с бюджетами

16 марта 1998 года губернатор Леонид Полежаев подписал постановление "О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в областной бюджет", которым отменил в 1998 году любые формы взаимозачетов . К предприятиям начали применять достаточно жесткие меры. Но в начале лета 1998 года областной комитет финансов и контроля (тогда еще финансовое управление) возглавила Наталья Фролова, до этого руководившая аналогичной службой в городе Омске. И вся начавшаяся работа по сворачиванию системы взаимозачетов была приостановлена, а доля неденежных платежей даже стала увеличиваться.

* - данные Управления Федерального казначейства по Омской области ** - данные облкомстата

Причина тому проста: у предприятий недостаточно средств. Возьмем Омскводоканал. Ежемесячно из 33 млн. руб. поступлений, живыми здесь получают лишь 5-6 млн, в бюджеты необходимо отдать 10 млн. руб. Понятно, что территориальные налоги и сборы закрываются зачетами, но даже оставшихся денег не хватает, долг в федеральный бюджет вырос до 100 млн. руб.

Проблемы зачетов Впрочем, изрядную свинью, скажем так, региональной власти подложила в 1998-м году Москва, однозначно и категорически запретившая зачеты в федеральный бюджет. Если в 1997-м году зачетами туда было заплачено 43% от обязательств, то в следующем - уже 0,6%. Однако на оборотной стороне той же самой победной федеральной медали происходил рост неплатежей: на 1 января 1999 г. задолженность в федеральный бюджет России (включая штрафные санкции) составляла 3063,2 млн. руб., а на 1 января 2000 г. - 4396,6 млн. руб.

- Вы заплатите за воду, мазут и тепло, - справедливо говорят чиновникам предприятия, - а мы вам эти деньги сразу же вернем в виде налогов.

Другой пример: 140-150 млн. живых рублей в месяц требуется АК "Омскэнерго", чтобы вовремя расплачиваться по денежной составляющей за газ, уголь, железную дорогу и купленное на Урале электричество. Миллионов 20 до этого уровня постоянно недостает (см. интервью с Евгением Беловым в "КВ" от 13 января 2000 г.) . Не исключено, что сюда же частично входят заработная плата, Пенсионный фонд и федеральный бюджет. Но никак не территориальный! Даже при наличии мощного репрессивного аппарата и массовых отключениях энергетики не смогли к концу года перескочить установленную планку доли живых денег. А что случится при повышении этой планки? И как быть с долгами энергетикам самих бюджетов?

И тот, и другой вариант - дорога в заколдованный круг. Если, к примеру, Водоканал заплатит НДС, земельный, подоходный или налог на прибыль первым, то деньги в казначействе будут расщеплены по нормативам между Москвой, областью и местным самоуправлением. А значит, никак, не получить ему обратно ту же сумму, что он отдал.

- Да нет, лучше сначала вы, а за нами не заржавеет, - отвечают те.

Да и не будет у регионального и местного бюджетов в 2000 году достаточного количества живых денег для полной оплаты необходимой продукции Омскэнерго и "Сибнефти".

Если же, допустим, область первой выполнит деньгами свои обязательства перед Водоканалом, а он немедленно отнесет платежи по налогам в банк, то в областной бюджет, опять же после их расщепления, вернется только часть истраченного.

Пока ясно одно: проблема отмены взаимозачетов может оказаться покруче транспортного кризиса. А решать ее городу и области в отдельности - весьма неразумно.

А значит, будут искаться варианты обойти требования Минфина и МНС. Однако, на мой взгляд, пока просматривается лишь схема проведения определенной суммы через цепочку обязательств по одному-единственному бюджету. Федерация в 1999 году такое в небольших объемах практиковала. Однако, в таком случае, казначейство нарушает "Инструкцию о порядке ведения учета..." от 14 декабря 1999 года.

 

Прогулки с дирижаблями. Петр Абрашенков, главный инженер, технический директор ОАО "Сибнефть-ОНПЗ". В городе начнут строить по конкурсу. Художник Владимир Владимиров "Данный мне талант и есть мое назначение". Бег на месте три-четыре.

Главная  Экономика 

0.0105
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.