Навигация
|
Главная Экономика ИгроманияКомпьютер все больше проникает в нашу жизнь, и ни для кого не секрет, что причина столь стремительного развития персональных компьютеров - именно игры. Мне, как филологу, интересно, когда же в словарях как первое значение слова "квакер" будет стоять не "член религ. христ. общины, осн. сер. 17 века в Англии... (от англ. guakers - трясущийся)", а "игрок в популярную компьютерную игру (от англ. "Quake"). Наверное, уж скоро. Те, кто думает, что компьютерные игры и, соответственно, какие-то там чемпионаты, - дело несерьезное, глубоко ошибаются. Уже существует ФКС (Федерация компьютерного спорта), в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и других крупных городах России регулярно проводятся чемпионаты, составляются рейтинги лучших игроков. Вряд ли даже в далеком будущем виртуальный спорт вытеснит из жизни спорт реальный, но в том, что перспективы на этом поприще у компьютера самые радужные, сомневаться не приходится. Компьютерные салоны С 27-го по 30 января в помещении Общественно-политического центра проходил чемпионат города по компьютерной игре Quake III: Arena. Немного истории История возникновения салонов компьютерных игр уходит корнями в глубокое прошлое. В самом конце 80-х годов прошлого века в Омске появился Великий и Ужасный Z8 Персональные компьютеры на базе этого процессора (ZX-Spectrum и его доморощенный клон "Компаньон") были, по сути, первыми дешевыми ПК, которые были в состоянии нормально работать с графикой. А значит, на них можно было играть! Под это дело было написано великое множество компьютерных игр, которые привлекали великое (по тем временам) количество потребителей. Купить своему ребенку компьютер тогда, как и сейчас, была в состоянии далеко не каждая семья, поэтому практически одновременно с появлением дешевых ПК, чуть ли не в каждом подвале возникли салоны компьютерных игр. Это стало началом конца легендарных советских игровых автоматов, которые верой и правдой служили нескольким поколениям советских людей. Тоска сжимает сердце и хочется плакать, когда вспоминаешь старый добрый "Морской бой", то только сегодня игровые автоматы начинают подниматься после тяжелейшего нокдауна, полученного от ПК, но - это уже отдельный разговор. "Битва Титанов II" - событие знаковое, потому что сам чемпионат - это только верхушка айсберга, под водой же находится то, что является темой нашего сегодняшнего материала, - салоны компьютерных игр в Омске. Но вот тут и произошло событие, которое перевернуло весь игровой бизнес и сделало персональный компьютер бессменным лидером в гонке технического перевооружения салонов компьютерных игр. Имя ему - сетевая игра. Тогда казалось, что будущее игрового бизнеса однозначно принадлежит персоналкам и что с падением игровых автоматов у них не осталось конкурентов. Но спустя пару лет мир, Россию и Омск захлестнула великая китайская волна. Строго говоря, восьмибитная игровая приставка - изобретение отнюдь не китайцев, но именно наша желтые друзья навезли в Омск такое количество этих приставок, что большинство полуподвальных компьютерных салонов скоропостижно скончалось от массивной "клиентопотери". В самом деле, кому надо было туда идти, если китайские 8 бит мог позволить себе каждый, а качество (внешнее) приставочных игр было на порядок выше, чем у игр для Z8 Даже вторжение на рынок настоящих РС на базе 286-х и 386-х процессоров мало что изменило. Те игровые салоны, которые устояли на ногах, предпочитали работать с 16-битными приставками (некоторые до сих пор работают), поскольку они были гораздо дешевле персональных компьютеров, гораздо проще в эксплуатации и опять-таки игры для приставок внешне выглядели куда более эффективно... Основное свойство многопользовательской игры - чем больше народа, тем веселее. Поэтому прямое кабельное соединение или игра по модему, то есть в количестве от двух до четырех игроков, со временем способны наскучить не меньше, чем игра против компьютера. На Западе multiplayer- это в основном Интернет. В онлайновую версию Ultima играют тысячи людей одновременно. Практически каждая современная игра имеет свою Интернет-аудиторию. Только вот нас, россиян, в ней практически нет. Дело в том, что чаще всего за удовольствие надо платить. В валюте. Это многих расхолаживает. Тех, кто не против отдать деньги, останавливает предложение указать номер кредитной карточки. И, наконец, самое главное препятствие, - по крайней мере, у нас в Омске - это скорость. Наши провайдеры не в состоянии обеспечить скорость пересылки данных, достаточную для нормальной игры. Ни днем, ни ночью. Мы с друзьями как-то пробовали поиграть в Guake: пока по уровню, кроме нас, бегал только какой-то американец, все работало вполне нормально, но как только туда забрел паренек из Индии, мы поняли, что так жить нельзя. Конечно, поиграть в шахматы можно без проблем, но, во-первых, для этого компьютер не нужен, а во-вторых, они там все играть не умеют, как только узнают, что ты из России, начинают сачковать и ссылаться на срочные дела. "Браво, Киса! Вот что значит школа!". Вот так, методом исключения мы и добрались до сетевой игры, которая дает возможность игрокам посостязаться с достаточно большим количеством людей и кормит немалое количество компьютерных салонов в нашем городе. Немного теории Трудно сказать, когда именно в мире компьютерных игр появился multiplayer, то есть многопользовательская игра. Скорее всего, чуть позже появления самих игр, когда люди поняли, что победа над компьютером не доставляет такой радости, как победа над живым соперником. Программа чаще всего оказывается слабее человека (разумеется, люди разные бывают), и победы над ней очень быстро приедаются. Бесспорно, иногда у компьютера бывает очень сложно, почти невозможно выиграть, но обычно в таких случаях "железяка" берет количеством. Особенно ярко это проявляется в стратегических играх. Либо стартовые условия для человека и программы оказываются неравны, либо компьютер использует свое главное оружие - возможность одновременного контроля неограниченного числа боевых единиц. В общем, как ни крути, с человеком состязаться интересней и честней. Многопользовательскую игру можно устроить и на одном компьютере: режима типа hot seat (игроки действуют поочередно) или split screen (когда экран монитора делится на части) существуют издавна и по сей день. Особенной популярностью они пользуются в России, где возможность полноценной multiplayer игры ограничена. Только у нас в хит-парадах до сих пор можно встретить старенькие игрушки вроде MicroMachines II или V-Wing, которые представляют собой незаменимое средство от скуки, когда четыре человека сидят на одном компьютере. Но это все, безусловно, вчерашний день. Современный подход - "каждому игроку - по компьютеру!" - существенно расширяет понятие miltiplayer. Если вы, решив заняться игровым бизнесом, арендуете роскошное помещение, закупите два десятка самых дорогих игровых автоматов и отправитесь заказывать рекламу - вы прогорите. Пустынный зал игровых автоматов в ДК им. Малунцева - лучшее тому подтверждение. Но если вы в какой-нибудь подвал поставите семь-восемь не особо дорогих компьютеров, приобретете у пиратов пару великих игр не первой свежести (типа Starcraft) и достанете комплект подержанного сетевого оборудования, то, наклеив на дверь объявление "Сетевые игры!", вы скоро обнаружите за ней целую толпу желающих отдать вам свои деньги. Побывав в десятке игровых салонов, созданных по второму рецепту, я не обнаружил ни одного свободного места у компьютера и вряд ли это случайное совпадение. Рассказывать о всех из них - трата времени, отмечу только наиболее типичные. Все во имя человека? Компьютерный клуб "Лидер". Помещение получил (детсад ? 19 , классические сетевые игры, неплохие машины. Стоимость игры- 8 руб./час, 2 руб./15 мин. Кроме этого, попытка многоцелевого использования оборудования: выполнение любых машинописных работ и обучение пользователей. Прямо на территории мини-рынка, у ост."ул.Дмитриева" (Левобережье), расположен небольшой павильон с большой вывеской "Компьютерный Салон", принадлежащий ООО "Социальная помощь". Внутри десять персоналок средней мощности, на столах, расположенных вдоль стен. Все машины заняты детьми, плюс еще человек пятнадцать ждут своей очереди или дают советы играющим. Наушников нет, и все в шубах, поэтому шумно и тесно. Стоимость игры - 10 руб./час, 4 руб./15 мин. Набор игр классический: Guake I, Guake II, Starcraft The Need For Speed 3, Carmageddon и прочие хиты плюс несколько отморозков типа Roll Cage. Существует свой клуб, проводятся небольшие чемпионаты, призовой фонд которых составляет некоторое количество часов бесплатного игрового времени. Игровой салон в помещении бывшего ресторана "Левобережный". Список игр не внушает восторга. Все на уровне NQ Rally и первого Quake. Стоимость игры - 10 руб./час., первым десяти посетителям - 5 руб./час. Слабенькие компьютеры и неудобное расположение зала: рядом с магазинами. Покупатели туда-сюда ходят, наушников нет, очень шумно. Компьютерный клуб "Игромания". Странный и противоестественный сплав персоналок и игровых приставок. Этакий 2 in Игроки вроде как отделены от зрителей и ожидающих. "Вроде как", потому что ограждение несет по-видимому только эстетическую функцию и не особо задерживает желающих дать "полезный совет". Наушников не предусмотрено. Довольно мощные компьютеры, которые тянут и Сarmageddon 2, и Unreal, и Quake III. Только вот количество мест невелико - 7 машин (не считая приставок, само собой). Стоимость игры: 9 руб./час. Больше одного часа игры - 8 руб./час, можно и десять минут - 1 рубль 50 коп. (как раз один раунд в Quake III). Для желающих сэкономить - ночной абонемент от 35 до 40 рублей за ночь (в зависимости от дня недели). Этот список можно продолжать очень долго, но, я думаю, вы уже уловили главную особенность подавляющего большинства подобных клубов. Все они заинтересованы только в том, чтобы выкачивать деньги из клиентов и абсолютно не заинтересованы в обеспечении каких-то удобств. И не только они в этом виноваты, но и сами потребители услуг. Большинство игроков, особенно детей, интересует прежде всего цена игры, затем парк компьютеров и список игр. Если стоимость часа игры не превышает 10 рублей, основу салона составляют компьютеры класса Pentium II c 3D -ускорителями второго поколения, и есть хороший список игр или возможность установки собственной игры - игроки довольны. Но не стоит забывать и о необходимых удобствах, то есть о наличии охраны, гардероба, туалета, кафе, наушников и пр. Какое удовольствие можно получить, сидя за загроможденным столом, созерцая свисающие отовсюду провода и слушая "полезные советы" стоящего за спиной "специалиста"? Невеликое. Может быть, именно поэтому, аудиторию подобных салонов составляют младшие школьники, которым главное - дешевизна. Компьютерный клуб в ДК "Химик". Десять компьютеров средней мощности. Классический набор игр, классическая стоимость игрового часа - 10 рублей. Можно заказать и одну минуту, только вот непонятно зачем. От предыдущих клубов выгодно отличается тем, что к вашим услугам здесь - вся инфраструктура самого ДК. То есть гардероб, туалет, кафе и телефон. Еще одно отличие - объявление на стене абсолютно дикого содержания: "Администрация клуба имеет право удалить из игрового зала любого без объяснения причин". Поэтому, если вы как-нибудь туда соберетесь, не забудьте с собой специальное удостоверение, в котором написано: "Предъявитель сего имеет право игнорировать решения любой администрации". Зашли, предъявили - и вы квиты. "Полуподвальные" салоны составляют подавляющее большинство. Качественное отличие от подпольных только одно - наличие кассового аппарата. Основная аудитория - детишки, не имеющие домашнего компьютера. Но часто подобный салон становится базой для серьезного клуба или клана матерых профессионалов, членство в котором - удел особо одаренных. Если вы хотите поиграть в "полуподвальном клубе", то во-первых, ориентируйтесь на те, которые паразитируют на инфраструктуре какого-нибудь ДК ( а таких немало), а во-вторых, приходите с друзьями, поскольку играть с детишками - плохая идея (вдруг еще проиграете). Неплохой вариант - ночной абонемент. Как сумасшествие его воспринимают только те, кто не нюхал настоящей игры. Очень распространенная услуга, преимущество которой в цене (ночью час в три раза дешевле) и отсутствии зевак. Недостаток - спать хочется. Три категории салонов Все салоны компьютерных игр можно поделить на три категории:подпольные, полуподвальные и хорошие. Подпольных салонов у нас великое множество и организовываются они в основном студентами. Соберутся несколько студентов, поставят свои персоналки в общежитии или на квартире, соберут сеть и повесят у деканата объявление. Много на этом не заработать, так как, во-первых, по причине нелегальности цены там низкие (в среднем 5 руб./час.), делить их надо на всех, во-вторых, сами хозяева поиграть любят, в-третьих, с друзей деньги брать неудобно и т.д. Аудитория там стоящая, к примеру, многие участники прошедшего чемпионата тренировались именно в таких "семейных" кружках. По вполне понятным причинам назвать их адреса я не могу. "Хороших" клубов, в московском понимании этого слова, у нас нет. Читаешь московскую рекламу: "Тридцать пять компьютеров в 100 М/бит сети! PII-450/128 Mb RAM/Voodoo 2 12 Mb +17-дюймовые мониторы! 20 руб./час! Пиво, еда - все для вашего удовольствия!" - зависть берет. Живут же люди! Специальные компьютерные столы, наушники, мощные серверы, просторные помещения, комнаты отдыха, туалет, доступ в Интернет - и все это за небольшие (особенно по столичным меркам) деньги. Единственное место, где в Омске можно получить хотя бы подобие такой роскоши, -это "Интернет-кафе". Но оно сейчас находится в процессе переезда. Помимо этого, единственная надежда на будущее - это серия клубов "Полигон", которая развернута в Москве и Екатеринбурге. Поговаривают о планах ее хозяев на открытие филиалов во всех крупных городах России. Глядишь, и до нас дойдет свет просвещения, своими силами нам вряд ли справиться. Для того чтобы создать действительно хороший клуб, кроме жадности и смекалки, нужны большие деньги, которых, видимо, ни у кого нет. Впрочем, грех жаловаться. Все лучше, чем в тотально нищем Казахстане, где пару-тройку 386-х всерьез называют "компьютерным салоном". Должен за квартиру - плати штраф. Охота на "зайцев" в Берлине. Петр Абрашенков Я горд тем, что работаю на нефтезаводе. Ох уж эта наука!. Самые покупаемые книги. Главная Экономика 0.0431 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |