Навигация
Главная  Экономика 

Два монолога - это еще не диалог


Очень интересной является и тема недостатка времени для изучения бюджета: уж больно скоропалительно мы его, оказывается, приняли. Но ни в какие просто это ворота не лезет. Зачем и куда спешить. Если иметь в виду не бюджет как таковой, а потерянную для некоторых политиков возможность лишний раз появиться перед телекамерами в тогах защитников трудящихся Тот же, кто на самом деле хотел работать над бюджетом, он работал вместе с аппаратом. Причем сразу с момента принятия постановления губернатора в апреле "О разработке прогноза социально-экономического развития в области на 2000 год и период до 2002 года". И в июле "О начале работы по формированию консолидированного бюджета Омской области". Такие и сейчас работают, уже над проблемой как обеспечить исполнение принятого закона, как толково распорядиться тем, что есть и как лучше подготовиться к бюджету уже 2001 года.

Леонид Полежаев: губернатор Омской области "Неразделенная и трагическая любовь к излишней независимости" Населению усиленно и последовательно вдалбливается мысль, что все беды от того, что область неправильно делит деньги. Безусловно, показательной во всех отношениях стала последняя кампания, связанная с разработкой и принятием областного бюджета. Этот процесс сам по себе чрезвычайно сложен. Он никогда не был легким, никогда не обходился без споров и противоречий, часто очень жестких. И в принципе это нормальная вещь, по- другому просто быть не может. Но есть порядок, который нельзя бесконечно нарушать. Есть предел, который нельзя ни при каких обстоятельствах переходить. Но все-таки в нынешнем году это, как мы считаем, произошло. Я бы даже сказал, что был достигнут верх цинизма, лжи и самой махровой некомпетентности, прикрываемой лозунгами борьбы за интересы горожан. Фактически вся работа была выведена из кабинетов специалистов на улицу. Тема бюджета стала на нашем телевидении, в прессе самой популярной мыльной оперой, лейтмотивом которой является неразделенная и трагическая любовь к излишней независимости и к жизни не по средствам. Весь сериал изо дня в день шел и продолжает идти на одной только ноте: якобы недооценки роли местного самоуправления города Омска в мировом, не побоюсь этого слова сказать, масштабе. В одном только ключе: обижают, не дают, не позволяют. Но благодаря красивым декорациям, искусству и увлеченности актеров скучная в общем-то пьеса получает яркие краски.

Сейчас в дополнение к бюджетному развертывается еще один спектакль, под названием: помирить мэра города и губернатора и наладить сотрудничество двух уровней власти. Вновь понятные и нормальные человеческие чувства людей используются самым циничным образом в своих, без всякого сомнения, корыстных целях. Но какие еще нужны здесь шаги? И в каком еще смысле надо это примирение понимать? Еще в начале 1998 года в бюджетном послании губернатора к Законодательному собранию мы обращали внимание общества и омского муниципалитета на возникновение и быстрое развитие ряда негативных явления в хозяйстве областного центра. В июне 1998 года на сессии Омского городского Совета мной был сделан специальный доклад на эту тему и предложены варианты по необходимым мерам и совместной работе. Тогда реакцию в лучшем случае можно было назвать нейтральной. Но она очень быстро трансформировалась и в прямо отрицательную, когда в уже в начале 1999 года делегацию областной администрации в составе трех заместителей просто не посчитали нужным услышать, даже с чем они пришли.

Нас обвиняют, что мы недодаем денег на заработную плату работникам бюджетной сферы. А что на самом деле? Муниципалитет недовыполнил по этой статье 50 млн. руб. К учтенным и запланированным в бюджете затратам и у него числится почти 3-месячная задолженность врачам, учителям и всем категориям, кроме управленцев. Здесь все нормально. Но одновременно получается, что выплачено (14 месячных зарплат в здравоохранении, 13 - в образовании. Значит, деньги эти были. Вопрос стоит тогда: почему не заложили 16 или 18 заработных плат. Под это дело тоже должны были быть определенные основания. Известные и понятные для принятия решения законодателей. Мы рассказывали. Но повторю еще раз и приведу пример по здравоохранению, где собираются закрывать лечебные учреждения и сокращать работников. По утверждении правительством России программы государственных гарантий по обеспечению граждан услугами бесплатными, то есть государственного здравоохранения, и принятых в Омской области соответствующих законов число должностей медперсонала в службах омского муниципального образования для этих целей должно составлять 24 904 человека. По плану на 99 год учитывалось в этой сфере по городу и были выделены для этого необходимые объемы средств 32 611 штатных должностей. Фактически занятыми из них по отсчету оказались 32 тысячи должностей. Однако на самом деле работало 23 тысячи человек. Вот широкое поле для рассуждений и многих манипуляций по поводу недостатка средств, от которых и медики не выигрывают, и больные не здоровеют. Я не говорю уже о существенной масштабной практике подмены понятий бесплатных медицинских услуг платными за государственные же деньги, на государственном оборудовании и ресурсах.

Неужели у нас мало чиновников? Неужели нужную и важную работу по увеличению доходности бюджета нужно было связывать с увеличением еще армии чиновников? Кстати, по неотмененным даже в связи с введением двух вышеуказанных налогов село собрало на тот же период на 3 млн. рублей больше, чем в предыдущем году, в городе - на 12 млн. меньше. Сегодня впервые в сельской местности за всю ее историю три района области становятся самодостаточными. А общая сумма недоимки по всем налогам в городском бюджете выросла в 99-м году до 400 млн. рублей. Это ведь несобранные деньги. Это то, что нам не хватает на все - на зарплату, на топливо, на социальные выплаты и так далее. Это случайность? Это происки области? Или козни Сибнефти? Думаю, нет. Это просто элементарное невнимание к скрупулезной, очень важной и нужной работе по увеличению доходности бюджета. Очень интересные процессы происходят и в сфере приватизации. Пример с транспортом, я думаю, станет классическим: он известен теперь всем. Есть и многое другое. Возьмем аптеки. Когда-то в городе выступили с инициативой создать сеть муниципальных аптек "Здоровье", где граждан обеспечили бы недорогими услугами и лекарствами. И она была создана. Под это целый ряд аптек перешел из государства в муниципальную собственность. Какие блага трудящимся эта реорганизация принесла? От выдачи лекарств по льготным рецептам в них отказались сразу. Затем эти аптеки были проданы в частные руки. То же произошло и с большой группой магазинов. Надо сказать, что отказ муниципальных властей в городе Омске участвовать в общестабильных программах касается не только газификации или упоминавшегося выше производства автобусов и организации сбора налогов. Это общий принцип поведения.

Я не берусь обсуждать, я не берусь осуждать. Есть свой план, есть свое представление о развитии городского хозяйства. И если в городе развернута масштабная программа строительства рынков, оптовок, мини-пекарен и так далее - никто с этим не спорит. В разумных пределах это тоже нужное дело. Но почему оно должно приносить одни убытки, как это сегодня происходит на самом деле? И не только за счет практически безвозвратных вложений бюджетных средств. Скажем, те же рынки сегодня не только не приносят в казну, но еще и уносят из нее на свое содержание и обустройство. И сколько уносят! Они же стали причиной недобора таких налогов, как налог с продаж и налог на вмененный доход. По скольку на них полностью отсутствует контроль за наличным денежным оборотом. Случайность? Вспомните, как резко и долго противостоял муниципалитет введению налога с продаж? Согласен, может быть, это и не самая лучшая форма налогообложения. Но она законна. В отличие от той, что применялась в городе раньше. Отчего налогоплательщик побежал в более удобные для деятельности места. Но принято законом. И закон нужно выполнять. Но, к сожалению, закон в городе не пошел. Так же, как и налог на вмененный доход. Если по итогам за 11 месяцев прошлого года в большинстве сельских районов поступления от этих налогов перекрыли сумму собиравшихся прежде местных налогов, то в городе картина иная. И одна из причин в том, что муниципальные власти отказались проводить предусмотренную областным законном, подчеркиваю, областным законом паспортизацию субъектов предпринимательства под предлогом отсутствия денег. Они обратились в областное Законодательное собрание с требованием предусмотреть на это дело и соответствующий прирост в штатном расписании.

В заключение хочу сказать: уверен я в том, что все, что здесь сказано, все, что мной говорилось вам на предыдущих встречах, даст положительный результат? Откровенно скажу: не очень уверен. По крайней мере, до последнего времени реальных положительных подвижек не усматривается. Видимо, потому, что суть взаимоотношений у нас лежит не в плоскости производства, экономики и социальных проблем. А лежит исключительно в области политической, в области личностной. Несмотря на это, я буду настойчиво и целеустремленно разъяснять свою позицию как в вопросах социально-экономического развития города, так и в вопросах взаимоотношения уровней власти. И с этой точки зрения для меня важно: какую оценку участникам всего этого процесса даст избиратель, житель города Омска на очередных выборах в городской Совет. Спасибо за внимание.

Во-первых, поступать наоборот по любому случаю. Во-вторых, не задумываться об источниках дохода, рабочих местах и иных подобных прозаических местах.

Два монолога - это еще не диалог 14 января состоялось заседание Омского городского Совета, на котором выступили губернатор Леонид Полежаев и мэр Валерий Рощупкин. Речь шла об известном всем конфликте между областной и городской властью, о принципах взаимодействия между ними. Леонид Константинович закончил свой доклад, спросил у несколько ошарашенных выступлением депутатов, есть ли вопросы, выдержал 7-секундную паузу и ушел из горсовета. Вместе с ним демонстративно удалились все его заместители. Ушли, не выслушав мнения иной стороны.

А теперь я готов, уважаемые депутаты, ответить на ваши вопросы... Спасибо большое, до свидания(в сокращении).

Валерий Рощупкин мэр г.Омска: "Готов рассмотреть вопрос об отставки мэра и губернатора одновременно" Очень жаль, что губернатор сегодня знает только единственный способ общения с местным самоуправлением - с позиции силы. Жизнь покажет, насколько это мудрая политика, но мы вынуждены считаться ради решения городских проблем. Мы, все здесь сидящие, выполнили волю избирателей: вопрос взаимодействия двух уровней власти - города и области - вынесен в повестку и обсуждается двусторонне, прямо и предметно. И это не первый разговор на эту тему.

"КВ" решили дать в сокращении оба выступления глав администраций. С полным текстом их речей вы можете ознакомиться в газетах "Омский вестник" (18 января) и "Вечерний Омск" (19 января). Правда, каждая из газет публикует только одно из двух. Причем то, что появилось в областной газете, несколько отличается от произнесенного Леонидом Полежаевым на самом деле: текст слегка причесан. Публикация же в "КВ" основана на расшифровке диктофонной пленки.

Каковы исходные позиции? В ходе последних горячих споров, интенсивно умножаемых в СМИ, создалось впечатление, что городские органы власти как бы отделяют себя от системы власти, противопоставляют себя ей. Это глубочайшая ошибка, это вообще мешает вести разговор о чем -либо. Я совершенно ответственно заявляю, и думаю, что депутаты городского Совета со мной согласятся: представители городских органов власти считали и считают себя частью региональной системы власти, звеном вертикали власти. Все дело в понимании этой вертикали. Мы считаем, что ресурсы региона - это единые ресурсы, которыми необходимо распорядиться с максимальным выигрышем для населения области. Не должно быть никакой конкуренции уровней власти, тем более между государственной и органами самоуправления, ни тем более конкуренции программ, которые формируются из единой ресурсной базы. Не та ситуация, не тот случай, чтобы разжигать конкуренцию. Тем более что местные выборы уже состоялись. Какая же здесь может быть основа для конкуренции?

Теперь наша задача - найти оптимальные способы разрешения противоречий, снять имеющиеся недоразумения и сделать все, чтобы обеспечить нормальную жизнь горожан, насколько это возможно в условиях общего недофинансирования. Люди уже не хотят вникать в причины разногласия властей и устали разбираться в них. Они ждут от нас реального решения их проблем. И мы должны выйти на такой результат уже сегодня. Такова воля наших избирателей.

Вынужден сказать о третьей помехе для нормальной совместной работы - мы не считаем, что губернатор заинтересован в конфронтации. Ведь она в любом случае ложится тенью на его репутацию. Создается впечатление, что в аппарате администрации области есть люди, преследующие свои, порой далекие от интересов населения области, цели. Умело играя на сложности момента, они разыгрывают собственный корыстный сценарий, разжигая и накаляя страсти. Законно избранный губернатор, часто не имея возможности вникнуть в детали, оказывается втянутым в эту игру.

Второе. Что мешает нормально вести диалог и консолидировать действия? Это попытка представить ситуацию так, что городские власти считают свою работу безупречной. Это неверно. Мы, как всякая работающая структура, совершаем ошибки, анализируем их, делаем выводы. Мы готовы принять советы и подсказки и делаем это постоянно, но атмосфера вражды и злорадства по поводу ошибок и недоработок - очень плохой фон для восприятия даже справедливой критики.

Вполне разрешимы и оперативные финансовые разногласия. Городская казна задолжала, например областной, около 50 млн. руб., об этом часто говорится с любой трибуны. Но примерно такую же сумму составляют долги федерального казначейства, полагающиеся городскому бюджету по тройственному соглашению. Мы всегда могли бы найти и здесь общий язык для взаимной компенсации наших взаимных долговых обязательств.

Однако пришел момент, когда надо оставить за пределами обсуждения накал страстей и бури противоречий. Наша цель - найти основу для совместной и конкретной работы. И убедить население, что мы способны выполнить его волю. Возьмем самые острые проблемы - и увидим, что для их совместного решения нет никаких препятствий.

Чтобы сегодняшнее заседание не осталось в истории как единичный факт, я предлагаю определить принципы наших совместных действий. Мы с депутатами ЗС области обсудили совместное соглашение, определили принципы, что и как нужно решать для того, чтобы развязать эти болевые точки, в том числе и на территории Омской области. Я думаю, что многие депутаты согласны с этой позицией, они готовы участвовать в этом процессе, потому, что так оставлять ситуацию просто нельзя. Форму мы можем предложить любую.

Перспективные направления. Чтобы меньше было поводов для подозрения в нецелевом использовании бюджетных средств на любом уровне, для обеспечения прозрачности движения финансов, в целях экономики бюджетных ресурсов, мы предлагаем перейти на казначейскую систему бюджетного исполнения. Опыт отдельных муниципальных образований Сибири показывает, что это оправданная мера. Однако переход на казначейскую систему исполнения бюджета - это серьезная работа, и она даст нужный результат только в том случае, если будет осуществлена комплексно по всей области.

Мы предлагаем закрепить конструктивную часть проходящих в настоящее время переговоров и обсуждений в документе. И вот то соглашение, о котором шла речь, должно стать основой нашей совместной работы.

Есть еще более совершенный и надежный способ заложить основу для стабильности управления региона, прекращения межбюджетных и иных споров и конфликтов. Я думаю, что ЗС области может принять пакет законов. Первый - по межбюджетным отношениям в области, второй - по порядку отзыва избранных должностных лиц и депутатов, третий - согласно Указу Президента РФ, принять региональные программы поддержки местного самоуправления.

Мы говорим много о бюджете, кому-то эта проблема уже и надоела, но я хочу просто сказать: как бы нас с вами ни обвиняли, что мы плохо работаем, но мы за последние два года получили бюджет в 2 раза меньше уровня 1997 года. Такой картины нет в бюджете Омской области, там обратная картина.

В то же время сегодняшний разговор, который мы с вами ведем, во многом сводится в чем-то к личным отношениям между губернатором и мэром города. Я думаю, что эта линия линия противостояния двух людей - она не только неверная, но и в чем-то является дымовой завесой, которая позволяет отвлечь от конкретных действий, которые происходят в Омской области.

Принятый бюджет можно назвать политическим в самом дурном смысле, потому что нормальная политика - это искусство возможного. Этот бюджет заставляет городские власти выбирать между гибельным и неприятным. Принятый бюджет свидетельствует о жестком намерении областной власти взять под свой контроль и в свои руки все средства. Но контроль - это не только право распоряжаться, но и ответственность. И городские власти готовы, и я об этом говорил уже в своем выступлении, рассмотреть решение этих проблем, и к этому сводятся наши предложения по выходу из создавшейся ситуации, в том числе и по консолидации отдельных статей. Вопрос только в одном, будет ли легче жить людям?

Проблемы взаимоотношений между уровнями власти в регионе в конечном итоге имеют свое материальное отражение в бюджете 2000 года. Он уже принят и подписан губернатором области, и какие бы ни произносились слова, бюджет 2000 года все-таки является дискриминационным по отношению к населению города Омска. На 51% занижена доля бюджетных средств на одного жителя, и эфо факт, и от этого никто сегодня не уйдет. Идет перераспределение средств, и мы это видим. В этом году достигнут тот уровень, при котором нормальную жизнь города на выделенные средства обеспечить будет крайне сложно.

Иногда создается ощущение, что нужна публичная демонстрация моей личной лояльности губернатору. Есть вообще-то и аналоги в истории. В конце XIX века московским головой был Николай Александрович Алексеев. И как-то решил богатый купец проверить Алексеева. "Поклонись мне при всех в ноги, и я дам 1 млн. на больницу" - предложил он городскому голове. Ни слова не говоря, тот низко и искренне поклонился в ноги купцу -и больница была построена. Я тоже готов низко и искренне поклониться в ноги Леониду Константиновичу Полежаеву, если это поможет снять остроту проблем, которые обступили сегодня жителей Омска.

Конечно, конфликт личностей губернатора и мэра стал притчей во языцех. Могу сказать только одно, что у меня нет никаких претензий к губернатору области как к человеку, все что я делаю, все, что я требую с разных трибун, связано с интересами города, с развитием и его жизнеобеспечением, что доверили мне избиратели. Но претензии есть у него ко мне. Если дело во мне, тоя готов рассмотреть и другие меры, я готов вместе с губернатором, если он считает, что вместе с ним мы не можем в регионе обеспечить работу, рассмотреть вопрос о добровольной отставке и мэра города, и губернатора области. Я готов к этому, но людей мучить такими подходами больше нельзя.

 

Обретем мировое здоровье!. Течет рекой водка. Течет налево. Вкладчикам Инкомбанка дали еще один шанс вернуть свои деньги. Омские кадеты - наследники славы дедов и отцов. "Стройподряд" от биржи труда до русской бани.

Главная  Экономика 

0.0091
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.