Навигация
Главная  Экономика 

Олег Лизгунов, директор ООО "Ваше право"


Двадцать второго августа арбитражный суд Омской области принял решение удовлетворить иск ОАО "Завод технического углерода". К Управлению по технологическому и экологическому надзору (УТЭН) Ростехнадзора по Омской области. Суд признал незаконным бездействие УТЭН по выдаче разрешения заводу на предельно допустимые выбросы в атмосферу. Как считает директор ООО "Ваше право" Олег ЛИЗГУНОВ, представлявший на суде предприятие, данное решение - беспрецедентно. Такого иска в стране еще не рассматривалось. Подробности он рассказал корреспонденту "КВ" Майе ГЛУМОМОВОЙ.

Олег ЛИЗГУНОВ, директор ООО "Ваше право": "Выигранно нами у Ростехнадзора дело - первое такое в России"

- Действующим российским законодательством предусмотрена следующая процедура выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу юридическими и физическими лицами в процессе своей деятельности. Предприятиями - природопользователями разрабатывается инвентаризация выбросов...

- Олег Леонидович, в чем смысл этого спора?

- Не только. Любые виды выбросов. И асфальтобетонные заводы и строительство, во время которого летит какая-то пыль... Станок точит дерево - уже выбросы пошли. Это касается любого вида выбросов в атмосферу.

- Это касается всех, у кого есть труба?

- Фиксация фактического состояния дел. Путем лабораторных замеров, расчетов. На то есть особые методики. На основании инвентаризации выбросов предприятие природопользователь разрабатывает проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу. Этот документ сокращенно называется том ПВД.

- Что такое инвентаризация выбросов?

- Это такая солидная книга документов - поэтому и том. Подчеркну еще одну деталь. Хотя обязанность подготовки этих документов возложена на предприятие-природопользователя, осуществляют их разработку особые специалисты, которых в городе считанные единицы. Для ОАО "Завод технического углерода" документ готовил Омскгражданпроект. То есть незаинтересованное лицо, которое в этих вопросах разбирается и имеет соответствующие лицензии. Стоит такая работа очень дорого. Том ПДВ предоставляют в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды. Каковым в настоящее время является УТЭН Ростехнадзора по Омской области. Данный уполномоченный орган проверяет правильность расчетов и утверждает документ.

- Том?

- Есть понятие "предельно допустимые концентрации" - ПДК. Если на границе санитарно-защитной зоны предприятия концентрация выбросов не превышает ПДВ, то это все укладывается в предельно допустимые выбросы, указанные в томе ПДВ. А значит, плата за загрязнение окружающей среды минимальная. Она установлена постановлением правительства Российской Федерации: базовые ставки, коэффициенты для разных ингредиентов. Если объем выбросов превышает ПДК, то на величину, которая превышает, выдаются лимиты на временно согласованные выбросы - ВСВ, за которые любое предприятие платит в пять раз больше. Если же на выбросы вообще нет разрешения, тогда необходимо будет заплатить в 25 раз больше базовых ставок. В томе ПДВ разработаны мероприятия по поэтапному снижению выбросов на определенный срок. Как правило, пять лет. За этот срок с помощью этих мероприятий необходимо уменьшить величину выбросов до рамок ПДВ. Предприятие ежегодно сдает статистический отчет 2ТП "воздух", в котором фиксируются величины выбросов по итогам каждого года по каждому ингредиенту. Отчет этот согласовывается в уполномоченном органе. При наличии тома ПДВ, условии ежегодной сдачи отчета 2 ТП "воздух" и соблюдении графика снижения выбросов, УТЭН Ростехнадзора обязано ежегодно выдавать разрешение на выбросы. Не "может", а "обязано". В соответствии с федеральными законами "Об охране атмосферного воздуха" и "Об охране окружающей среды" и постановлением правительства © 183 от 2 марта 2000 года.

- В чем смысл документа?

- Завод в 2003 году сдал на утверждение том ПДВ в соответствующий уполномоченный орган. Тогда это было ГУПР МПР по Омской области. Подчеркну, что составной частью тома ПДВ является инвентаризация выбросов. ГУПР утвердилодокумент, срок действия которого - до 2008 года. Ежегодно предприятие аккуратно делает расчеты платежей за загрязнение окружающей среды. Эти расчеты согласовываются в уполномоченном органе и далее осуществляются платежи. Все так и шло в 2003-м2004 гг.и начале 2005 года. В конце 2005-го действие очередного разрешения на выбросыкончилось. Госорган, как я уже говорил, при соблюдении указанных выше условий, обязан был выдать очередное разрешение на 2006 год. Но этого не произошло. В декабре 2005-го УТЭН направил в адрес Техуглерода письмо, где говорит: мы ваше разрешение на 2005 год в части лимитов ВСВ аннулируем, ваши выбросы в 2005 году - сверхлимитные (естественно,подразумевая, что платежи за 2005 год автоматически будут в 5 раз больше), разрешение не дадим, пока не представите то-то и то-то. То есть ранее были плановые платежи на 2005 год, согласованные тем же УТЭН 1 млн 00 тыс. руб. в год. А они потребовали задним числом заплатить 4 млн 800 тысяч.

- Так что же произошло в ситуации в ОАО "Завод технического углерода"?

- В июне 2005-го был ряд проверок завода технического углерода, которые были оформлены не в соответствии с действующим законодательством. При выявлении каких-либо нарушений должны составляться в административном порядке соответствующие документы: протоколы, акты, предписания - далее налагаться штрафы. Проверки не зафиксировали ни одного нарушения по выбросам в атмосферу. Однако было составлено заключение некой комплексной комиссии, куда вошли чиновники разных государственных и муниципальных органов, где были указаны какие-то нарушения, причем даже эти "нарушения" не имели никакого отношения к выбросам. Эти указания не соотносились с действующим законодательством, предусматривающим определенный регламент фиксирования нарушений по загрязнению окружающей среды. Однако именно на их основе УТЭН направил заводу письмо об аннулировании разрешения на 2005 год. Противоречащий установленному законом порядку отзыва разрешения.

- На основании чего было аннулировано согласование лимитов выбросов на 2005 год?

- Инспектор уполномоченного органа должен зафиксировать в установленном порядке не менее двух нарушений, после чего следует приостановление деятельности, какие-то штрафы и требования исправить ситуацию, но никак ни отзыв разрешения на выбросы. В 2006 году в процессе непрекращающейся перманентной проверки предприятия лабораторией УТЭН было сделано более 1 800 замеров концентраций - на территории предприятия, на границе санитарно-защитной зоны и в соответствующем акте они сами зафиксировали, что только в трех замерах обнаружены превышения. И то в пределах погрешности. Завод имеет воздействие на окружающую среду на уровне европейских стандартов. В Германии аналогичный завод под Кельном больше загрязняет.

- Каков этот порядок?

- Бывает. Раз в месяц примерно при разгрузке сырья, в котором содержится в том числе нафталин, он пахнет не очень приятно. Ну так уж он пахнет, что поделаешь. Но сколько ни мерили воздух: пары нафталина ПДК не превышают.

- И что,запаха совсем не бывает?

- Устно, письменно, на уровень специалистов, на уровень начальника отдела нормирования, на уровень начальника УТЭН многократно обращался с просьбой возобновить разрешения. Выполняя все требования: дай то - принесли сделай это - сделали, оформи пятое - оформили, составь десятое - составили. Месяц проходит, второй, пятый - не дают. Потом говорят: сделайте корректировку проекта нормативов тома ПДВ - тогда подумаем. Оказывается, соответствующими нормативными актами были увеличены параметры предельно опустимых концентраций ряда веществ, как раз тех, которые предусмотрены томом ПДВ ОАО "Завод техуглерода". Специалист Омскгражданпроекта сделала согласно рекомендациям УТЭН корректировку проекта нормативов ПДВ. Это еще один такой же том. И в итоге выяснилось, что с самого начала не было необходимости в мероприятиях по уменьшению выбросов - они полностью укладывались в нормативы ПДВ. Еще с 2003 года. Никаких временно согласованных выбросов не должно было быть! Сдали этот второй том в УТЭН. Они смотрели, смотрели и говорят: мы все равно не будем утверждать, сделайте корректировку инвентаризации. Но в честь чего?! Она утверждена уполномоченным органом. Новая инвентаризация потребует немало денег и времени.

- И что завод делал, когда ему отказывали в разрешении?

- Неменее полугода. То есть УТЭН, похоже, намеренно затягивал вопрос выдачи разрешения. Завод работал без такого разрешения, за что его вынуждаю платить в 25-кратном размере от базового тарифа. Предприятие обратилось в нашу юридическую фирму "Ваше право". Мы тоже стали участвовать в многочисленных переговорах с УТЭН Ростехнадзора, но в конце концов терпение у завода кончилось, и мы подготовили для него исковое заявление в арбитражный суд.

- Сколько времени ее надо делать?

- Признать бездействие УТЭН Ростехнадзора по выдаче разрешения незаконным и обязать его выдать такое разрешение с учетом сделанной по их же инициативе корректировки ПДВ. То есть в этом случае завод должен платить не миллион двести, как раньше, а триста тысяч в год. Как того и требует законодательство. Процесс длился около четырех месяцев. Огромное количество документов было предоставлено как с той, так и с другой стороны. В том числе даже страницы из учебника по химии.

- Суть иска?

Должен отметить огромный, неоценимый вклад в этот выигрыш моего заместителя Любови РЕПИНОЙ.

Здесь можно провести аналогию. Когда появилась налоговая инспекция, предприниматели ее очень боялись. Что налоговая говорит, то и делали. Прошло какое-то время. Сформировались нормальные отношения между этим государственным органом и предпринимателями. То есть совершенно нормально всеми воспринимается обращение в суд, обжалование актов налоговой проверки, штрафных санкций. Думаю, такая же практика должна сформироваться в отношении с другими федеральными органами. В том числе и с УТЭНом Ростехнадзора. Выигранное нами дело подобного рода - первое не только в Омской области, но и в России. Мы перерыли не только Консультант, но и весь Интернет в поисках аналогичной практики. Нашли ее только в Казахстане, однако применить мы ее не могли, поскольку там экологическое законодательство совершенно иное. Там все четко регламентировано. Все необходимые документы выставлены в Интернете для всеобщего обзора. Есть судебная практика. В отличие от России, где соответствующие подзаконные акты так и не увидели света. Поэтому на местах и изощряются, кто во что горазд. Ловят рыбку в мутной воде. Лично у меня создалось впечатление, что из столицы чуть ли не спускают местным управлениям финансовый план. А как его можно выполнить? Очень просто: не выдать разрешение на выброс и природопользователь будет автоматически платить в 25 раз больше. Впрочем, это только мое предположение.

- Резко участились проверки Техуглерода инспекторами Гстехнадзора. По всем трем направлениям. И по экологическому не вылазят с завода: вот еще один штраф впаяли ни за что в 50 тысяч рублей. Мы его тоже опротестовали. Инспектора Энергонадзора тоже проводят время на заводе. Инспектора бывшего Гсгортехнадзора - это надзор за сосудами высокого давления и подъемными механизмами. Насколько нам известно,всем им дана установка без штрафа с завода не возвращаться. Что они и пытаются реализовать. И это при том, что в отделе государственного экологического контроля числится всего пять человек во главе с начальником. На всю область. Похоже, большую часть своего времени они посвящают теперь Техуглероду. Как будто не существует в области других предприятий, гораздо, более загрязняющих природную среду.

- Как отреагировал УТЭН на решение суда?

 

Лучшие выпускники-юристы 2005 года. ОНИИП Институт, который выстоял. "Релеро" Вот и радио изобрели, а счастья все нет.... "Ураган" сметет с ладони Амеpика пытается вытеснить Россию с pынка космических технологий. Взятка на "арапа".

Главная  Экономика 

0.0243
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.