Навигация
Главная  Экономика 

Владимир Витько, художественный руководоитель театра "Галерка" Я хочу вернуть зрителям то, что принадлежит им по праву"


А кто может рассказать о театре лучше, чем его создатель? И потому с историей, настоящим и будущим "Галерки" нас знакомит сегодня Владимир ВИТЬКО - ее актер, режиссер и художественный руководитель в одном лице.

На днях омскому муниципальном театру драмы и комедии "Галерка" исполняется 9 лет. Дата совсем не юбилейная, и все же мы решили, что это - вполне подходящий повод для рассказа о театре, который уже успел во весь голос заявить о себе. И не только в Омске! Блистательное выступление на втором Вампиловском фестивале в г.Иркутске принесло "Галерке", помимо "Гран-при", известность уже всероссийского масштаба.

- Началось все году в 1964-65-м, когда я жил в Алма-Ате, учился в школе и участвовал в работе студии "Галерка", которую создал актер ТЮЗа Анатолий Тарасов - выпускник школы-студии МХАТ. Числились мы при горкоме комсомола, а играли в республиканском русском драматическом театре им. Лермонтова в его выходные дни. Это были спектакли по стихам Есенина, Евтушенко, Олжаса Сулейменова.

- С чего же все начиналось, Владимир Федорович, и почему - "Галерка"?

Поступил на филфак в пединститут, а параллельно был директором нашей студии на общественных началах. В 1969 году наш руководитель стал главным режиссером Кустанайского театра. Он уехал и взял с собой 7 человек, которые могли работать драматическими актерами - в том числе и меня. Потом были драматические театры Алма-Аты и Норильска, позднее - Майкопа.

Многие студийцы потом поступили в московские театральные вузы. Я тоже собирался, но мой отец (бывший военный) сказал: "Пожалуйста, езжай. Денег на дорогу мы тебе не даем и вообще можешь уходить из дома, поскольку в нашей семье пока еще бездельников не было!" Он не считал театр за профессию, но у меня это было уже в крови.

- Вы рассчитывали на своих друзей?

По семейным обстоятельствам оказался в Омске и 8 лет проработал в ТЮЗе. В 1985 году поступил заочно на актерское отделение ГИТИСа и совмещал учебу с постановкой театрализованных праздников на стадионах и автодромах, правительственных концертов и прочего. В какой-то момент почувствовал: ну, сделал праздник, другой, третий - а жизнь-то проходит сквозь пальцы! И решил создать свой театр. Небольшой, человек на 10-15, чтобы играть то, что хочется, и отношения чтобы были хорошие.

А что делать, если нужно купить за наличные гвозди или еще что-то? Им посоветовали организовать какое-то побочное предприятие - хоть театр! Приходит ко мне приятель, который там работал, и говорит: "Ты хотел театр создавать? Давай делай!" - И театр создали, чтобы иметь возможность купить гвозди?!

- Да, собралось несколько человек близких. Мы арендовали в Доме учителя зал, сцену и комнатенку. Была осень 1990г., появились первые кооперативы. И у строительного кооператива "Березка", которым командовал Виктор Семенович Сватков, тогда возникла проблема: живые деньги из банка выдавались только на зарплату.

1 февраля была премьера "Провинциальных анекдотов" Вампилова, а 21 февраля 1991г. решением горисполкома мы получили статус муниципального театра. Вот с этого момента началась наша профессиональная история. В апреле мы уже расстались с кооперативом: банки поменяли свои правила, и я понял, что мы нашим партнерам не слишком нужны. Сотрудничество было недолгим, но все же они нам очень помогли в самые трудные первые месяцы.

- Чтобы живые деньги были! И мы поладили: строители нам стали зарплату платить, а мы играли спектакли и всю выручку им отдавали. В общем, нормально сосуществовали. Днем рождения своего театра мы считаем 8 декабря, когда выпустили сказку "Мисюська". Сделали еще концерт "Веселый вечер" и стали мотаться по всей области - в зиму, стужу...

- А как вы получили свое здание?

Нас было всего 10 человек - сразу и актеры, и костюмеры, и все остальное. Вплоть до того, что моя жена, которая никогда на сцене не выступала, 50 раз сыграла бабку в "Мисюське". Обычно везет гениям и дилетантам. Так вот мы были дилетанты: я не ведал, что творил. Но было огромное желание...

Но я им сразу сказал, еще когда меня утверждали на президиуме профкома, что здесь будет театр. Была великая битва, жаркие споры, но с 1 сентября 1991 года Дворец культуры был реорганизован в Городской театр драмы и комедии "Галерка" аэрокосмического объединения "Полет". Вот так!

- Это тоже была целая история! Я ведь в апреле 1991г. на конкурсной основе устроился сюда директором Дворца культуры. Дисциплинированно ходил каждую пятницу в 9 утра на планерку в профком, заводские мероприятия проводил... Правда, первое, что сделал - закрыл дискотеку.

Потихонечку стали разворачиваться, сделали реконструкцию: глубину сцены увеличили, а в зале стало 270 мест вместо 60 Театр - дело интимное... Да и кино с телевидением приучили зрителя к крупному плану.

Поначалу мы получили статус без финансирования. Как прожили 1991 год, я вообще удивляюсь. В 1992г. управление культуры открыло нам финансирование на зарплату, и только в 1993 г. уже полностью. Правильно, так и должно быть: осмотреться надо, что люди-то могут.

Искусство вообще и театр в частности - жестокая штука. Потому что сцена ничего не прощает. То, каков человек в жизни, непременно потянется туда - никуда от этого не спрячешься. Я понимаю, что все - живые люди, у каждого свой норов, но у меня тоже есть свое определенное понимание театра, и если наши мнения совпадают, то мы работаем дальше.

Сейчас у нас порядка 30 актеров, но кроме них за все эти годы в труппе успело поработать еще 90 человек.

- Я не диктатор, я человек очень мягкий. Ради того, кто не для себя старается, а для театра, я сделаю все, что могу. Но бывает, что человеку все равно, в каком театре работать или он пытается любую ситуацию использовать в первую очередь для себя. С таким мы рано или поздно расстаемся.

- Так вы - диктатор?

Для меня русская пьеса - не конъюнктура, а состояние души. Я хочу вернуть нашим зрителям то, что принадлежит им по праву. Надо вспомнить, откуда мы и кто такие. Театр воздействует не на умы - только на души! Человек приходит в театр плакать и смеяться, сопереживать живому человеку на сцене, а не думать - это ведь не лекция. Мы можем учить только добром, рассказывая русскому человеку о нем самом.

Бывает еще разное понимание сути театра, творческого состояния... Кому-то нравится Коляда, а мне - Чехов; кому-то - Уильямс, а мне - Тургенев и Достоевский. С самого начала я сказал: это будет классический русский, психологический театр. Играем мы и зарубежные пьесы, но это - скорее исключения, которые подтверждают правило.

- Вы ставите спектакли и продолжаете играть на сцене. В каком качестве вам живется более уютно?

В классической русской пьесе зло всегда наказуемо - если не физически, то нравственными мучениями человека: он понимает, что совершил грех. Сейчас этого принципа придерживаются не всегда... И тогда получается, что можно творить зло безнаказанно. Размываются границы добра и зла, а этого допускать нельзя!

Ставить спектакли я люблю. Последняя премьера была 7-8 августа - "Прощание в июне" Вампилова. И "Прошлым летом в Чулимске" тоже моя постановка, и "Во всю Ивановскую". Сейчас вот буду ставить "Лентяя" Алексея Николаевича Толстого. Но много ставят и другие - в основном те люди, с которыми мне доводилось раньше работать и которым я доверяю и по эстетике, и по режиссуре.

- В качестве художественного руководителя. Играть, к сожалению, тоже приходится. Но если бы я мог не выходить на сцену, я бы этого не делал. Более того, за все годы я ни разу не брал спектакль "на себя". Сейчас играю короля Лира, но это был вынужденный ввод - поначалу я играл Глостера. Примерно то же с дядей Ваней.

- То есть вы готовы раствориться в других актерах, режиссерах?

Максимов из БДТ поставил у нас "Короля Лира", сложнейшую пьесу Грибоедова "Student", и еще 3 другие - Станислав Илюхин из Санкт-Петербурга. Нальбий Тхакумашев из Майкопа поставил уже 3 спектакля, Белявский (он сейчас главный режиссер в Риге) - "Жизнь господина де Мольера". Я не боюсь приглашать талантливых режиссеров.

- Театр сделал замечательный подарок к своему девятилетию - "Гран-при" фестиваля в Иркутске. Расскажите об этом.

- С удовольствием! В этом смысле я - человек достаточно бескорыстный. Театру хорошо - и мне тоже, театру плохо - и мне плохо.

Туда приехали театры из 14 городов: Саратова, Москвы, Читы, Уссурийска, Петропавловска-Камчатского, Новосибирска... Участвовали и иркутяне - драматический театр и ТЮЗ. За неделю было сыграно 38 спектаклей на пяти площадках. Жюри даже приходилось раздваиваться... И там было с кем бороться: по крайней мере, 4 театра показали очень сильные спектакли.

- Меня давно и сильно привлекает Вампилов. На первый фестиваль его имени мы не поехали - не было в репертуаре его пьес. В феврале 1998 г. мы выпустили "Прошлым летом в Чулимске", и когда получили приглашение на фестиваль, то с удовольствием откликнулись.

Выступали мы самыми последними. К этому моменту явно чувствовалось, что какие-то пироги уже распределены. Иркутский ТЮЗ специально к фестивалю выпустил премьеру "Мы бежали от заката" по рассказам Вампилова. Они были дома, их ждали, а одним из персонажей спектакля был сам Вампилов. В общем, все симпатии - на их стороне.

А мы были "терра инкогнита" - нас никто не знал. Честно скажу: как мог, оттягивал момент всех этих поездок, потому что ехать просто тусоваться - это слишком дорогое удовольствие. Омская драма или Москва могут позволить себе ошибку - у них долгая история. Мы не имеем на это права - нам всего 9 лет. Я не то чтобы не был уверен в наших силах, но ведь очень многое порой зависит от случайности.

- Когда вышли на поклоны и увидели глаза зрителей. А Елена Стрельцова - член жюри, известный вампиловед, показала большой палец. Вообще жюри там было очень солидное.

- Когда вы поняли, что победили?

Но самое большое впечатление осталось от самого фестиваля и той атмосферы всеобщего актерского братства, которая там царила. Это было постоянное ощущение праздника души. Организация - потрясающая, и все было безумно интересно: ежевечерние капустники в Доме актера (это называлось "Фестивальный калейдоскоп"), поездки на Байкал и в Кутулик - на родину Вампилова.

Возглавлявший жюри Щербаков первым сказал: "Это достойное завершение фестиваля и для меня вообще этот театр - открытие". Было много и других добрых слов: о хорошем ансамбле, о том, что впервые за несколько лет им показали настоящего Вампилова. Для нас это все было приятно и удивительно.

26 октября было подведение итогов фестиваля, когда нам вручили "Гран-при", а 27-го мы, уже в ранге победителей конкурса, на той же сцене открыли гастроли спектаклем "Прощание в июне" Вампилова. Потом были "Фрол Скабеев" Аверкиева, "Студент" Грибоедова, "Нахлебник" Тургенева, "Дядя Ваня" Чехова и "Жизнь господина де Мольера" Булгакова.

Запомнился и сам Иркутск, с его особой старинной аурой. Там не хочется никуда бежать... Это очень интеллигентный город. В апреле драматическому театру будет уже 150 лет. Очень приятно, что иркутяне приняли нас безоговорочно, как родных. И фестивальный спектакль "Прошлым летом в Чулимске", и все гастрольные.

Но я всегда верю не словам, а глазам - это самая верная реакция. Зритель нас понял и принял. И это - самое ценное, это греет больше всего. Потому что зритель очень хорошо чувствует, когда к нему относятся с должным уважением. Тогда и идет ответная волна.

Вы себе не представляете, что творилось в Иркутске! Каждый день - полный зал, и после каждого спектакля все аплодировали стоя. На последнем спектакле не то что сидеть - стоять негде было. И встретили, и проводили овацией... А потом 7 театральных критиков, которые приходили в театр каждый вечер, собрали нас и сказали очень много теплых слов и о репертуаре, и об артистах. Хотя были, конечно, и отдельные замечания.

- Еще в Иркутске мы получили приглашение участвовать в фестивале муниципальных театров, который будет проходить в марте 2000 г. в Москве. В январе оттуда должен приехать представитель и отобрать один из наших спектаклей. А еще нам предложили послать заявку на участие в фестивале "Окно в Россию". Там по итогам просмотров в течение года определяется лучший провинциальный театр. Видимо, пошлем...

- Фестиваль прошел, и что дальше?

- Мы готовим для детей сказку "Приключения Снегурочки", а для взрослых Валерий Скорокосов ставит лирико-комическую историю "Женщина с прошлым" Андрея Яхонтова. Там события начинаются за 15 минут до Нового года. С 24 декабря по 10 января у нас будут проходить новогодние вечера: зрители смогут полтора часа посмотрят спектакль, а потом еще полтора-два часа посидеть в буфете. Готовятся столы, музыка... Приходите!

- Скоро Новый год. Чем вы нас порадуете?

 

Вокруг мультиплекса снова споры. Ипотечный брокеридж. Сладкоголосый Porsche. "Руководство ГИБДД прошло навстречу перевозчикам". Владимир Ширшов.

Главная  Экономика 

0.0047
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.