Навигация
Главная  Экономика 

"Маршал" из Сибири


"Сибирская галерея современного искусства". Под таким названием состоялась как-то выставка в польской столице. И говорят, имела огромный успех.

Художник Валерий Куликов

Вот одна из его работ. Раскрытое в ночь окно. На подоконнике - ваза с цветами. Рядом несколько бокалов и штофиков... Обычный натюрморт. Но в загадочном лунном свете предметы преобразились. Будто разрядилось ночное небо грозой, и художник запечатлел этот краткий миг в блестках хрусталя, в ломаном абрисе цветов и вазы. Вот такая необычная пластика в натюрмортах Куликова.

Наш город достойно представлял Валерий Куликов. Хотя привез он в Польшу натюрморты - жанр несколько забытый и, прямо скажем, не современный - картины его попали в спектр всеобщего внимания.

Попал в мастерскую знаменитого художника Моисеенко. И мэтр нашего искусства, без сомнения, повлиял на творчество своего ученика.

Учился он в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Поступил в тридцать пять лет. До этого работал на производстве и долго не мог сделать выбор между двумя влечениями - живописью и литературой. Подумывал даже поступать в Литературный институт. В конце концов решил, что именно живопись - дело его жизни.

Ему хотелось добиться в своих картинах такого же эффекта. По его признанию, долго не получалось. Но в конце концов таинственный, непонятно откуда льющийся свет станет мотивом большого цикла полотен. Назван он "Импровизация на тему света в натюрморте". Из этих картин и составил выставку в Польше и в Омске. К нам он приехал в 1979 году после окончания института. Здесь был принят в Союз художников. В Омске он прожил около десяти лет, и, на мой взгляд, это был его самый плодотворный период. Его персональную выставку в стенах Государственного музея изобразительных искусств любители живописи, без сомнения, помнят. Просторный зал буквально не вместил всех желающих.

- Мне особенно нравилась картина Моисеенко "Вестники", - вспоминает Валерий Куликов. - Конный отряд красноармейцев входит ночью в село. Тьма, и только высвечены лица бойцов. Не холодным лунным светом, а внутренним, человеческим. Еще - белый-белый конь командира.

Спорить он не стал. Был и остается при своем мнении. Формализм предполагает некий разлад формы и содержания. А у него задача совсем другая: через особенности формы выразить суть содержания.

- Меня часто спрашивали, к какому направлению или течению в искусстве можно отнести мою живопись. Честно говоря, не знаю. Лично подобного не встречал. И буду только рад, если мне кто подскажет. Когда отбирали работы для выставки, то условно отнесли их к формализму.

Ищет новое в необычной пластике. Отсюда, наверное, скороспелое "обвинение" его в формализме. Как говорит художник, именно свет - главный герой всех картин. В свете, природу которого объяснить в двух словах довольно сложно, и отображены в натюрмортах самые обычные предметы быта.

В какой-то мере его живопись, безусловно, авангардная. Но не абстрактная.

Еще Валерий Куликов - неподражаемый график. Возможно, толчком к рисунку послужила его любовь к литературе. В Омске он начал сотрудничать с нашим книжным издательством. И на какое-то время графика вытеснила живопись.

Однажды его живопись назвали сенситивизмом. Что означает некую сверхчувствительность. Кто знает, может, это слово приживется и быть художнику Куликову родоначальником нового стиля. А это, право, очень редкая удача.

Рисунки копились. Он складывал их в папку и с удовольствием демонстрировал друзьям. Однажды их увидел знакомый педагог с худграфа. И тут же предложил организовать выставку в институте. Она состоялась в 1986 году и стала, по существу, первой персональной выставкой художника.

Без альбома и карандаша он не выходил из дома. В любую секунду - в автобусе, трамвае, на городской скамейке и в фойе кинотеатра готов был набросать портрет случайного встречного или, к примеру (есть и такой рисунок), распластанного в неповторимой позе пьяного человека.

- Было любопытно изучить "географию" своих работ. Но даже знакомый продавец не помог.

А сейчас его работы находятся в галереях и частных коллекциях Испании и Германии, США и Финляндии, во многих других странах. Когда переехал в Ленинград, продавал работы в престижном салоне на Невском проспекте. А там, как известно, каждый второй покупатель - иностранец.

Прошлой весной с ним произошел интересный случай. Петербургское телевидение решило сделать репортаж об уличных художниках. И стало искать, кто бы смог перед объективом камеры нарисовать портрет ведущей этой передачи и одновременно дать ей интервью.

Хлопотное это оказалось дело.

Телевизионщики предложили художнику написать ряд сценариев о своих коллегах. Что он с удовольствием выполнил. Так вернулось в его жизнь увлечение литературой.

Задача показалась художникам сложной. "Давайте начнем с рисунков, - предложили они, - потом интервью". Но редактор настаивал на своем. Лишь Валерий Куликов справился с задачей.

Кстати, вернемся ненадолго в Варшаву.

В планах живописца - совершить творческую поездку во Францию. Может, она повторит его польский успех?

- Всего лишь однофамилец, - ответил он.

- А вы, случайно, не родственник маршала Куликова? - спросили его на одном банкете.

- Художник Куликов не однофамилец прославленного маршала. Он сам маршал в своем деле - маршал живописи!

Отрицательный ответ поляков не смутил. Тут же последовал тост:



P.S. Валерий Куликов просил передать пламенный привет омским художникам и всем-всем любителям живописи.

 

Омского "политзаключенного" перевели из московской психушки в Бутырки?. Директора школ - за отраслевую вертикаль. Бюджет подрос на 51 миллион и принят в первом чтении. Японцы хотят "заштопать" озоновую дырку над Омском. "Миллениум" развивает партнерство.

Главная  Экономика 

0.0128
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.