Навигация
|
Главная Экономика Сельхозкредиты втрое дешевле остальныхВсе это напрямую и в немалой степени зависит от того, удастся ли селянам быстро и на необременительных условиях получить кредиты на закупку всего необходимого. Помочь им в этом призвана государственная программа помощи селу. В нынешнем году помощь будет заключаться в частичной компенсации уплаченных сельхозпроизводителями процентов по кредитам. На дворе - вторая половина апреля. Весна окончательно и бесповоротно вступила в свои права. А значит, уже не за горами и начало весенней полевой страды. Насколько готовы к ней сельскохозяйственные предприятия Омской области? Хватит ли им семян, ГСМ, не подведет ли сельхозтехника? До середины прошлого года использовалась иная схема поддержки предприятий АПК и фермеров. Когда в середине 90-х годов ставки по коммерческим кредитам взлетели до небес и финансовые ресурсы стали совершенно недоступными для тех, кто работает на земле, было принято решение о предоставлении сельхозпредприятиям кредитов на льготной основе. Средства для этого выделялись из федерального бюджета, а выдачей и обслуживанием кредитов занимались коммерческие банки. История вопроса Но гладко было только на бумаге. Детали взаимоотношений между участниками этого процесса были продуманы, прямо скажем, плохо. В результате далеко не все выделенные средства возвращались в срок. Некоторые сельхозпредприятия до сих пор не рассчитались по льготным кредитам, выданным им еще на проведение сева в 1998-м и даже 1997 году. Задумано было неплохо: выделенная государством сумма распределялась между регионами страны, а затем и между конкретными хозяйствами, которые использовали средства на приобретение ГСМ, семян, запчастей и должны были возвращать кредиты после реализации выращенной ими продукции. Проценты за пользование кредитамими должны были ежегодно увеличивать распределяемую сумму. В последний раз сельчане смогли получить средства из Государственного фонда льготного кредитования около года назад. Точнее, первый транш в размере 55,7 млн. рублей поступил в Омскую область только 15 мая, когда сев был уже в разгаре. И поздновато, и маловато... Ведь на проведение всего комплекса весенних полевых работ требовалось свыше 400 млн. рублей. На протяжении нескольких лет система отношений постепенно совершенствовалась, ужесточался контроль за распределением и использованием средств. Однако в полной мере реализовать задуманное так и не удалось - уж слишком много дров наломали в первые годы работы по этой схеме. Да и саму по себе распределительную схему вряд ли можно отнести к числу рыночных механизмов. Сельскохозяйственным предприятиям и фермерам предлагалось получать в банках обычные коммерческие кредиты, а затем часть уплаченных по этим кредитам процентов компенсировалась за счет средств федерального бюджета. Таким образом, кредиты обходились сельчанам куда дешевле, чем прочим заемщикам. Конечно, так дальше продолжаться не могло. И тогда было принято решение кардинально изменить форму участия государства в финансировании села. Новые "правила игры" были введены постановлением Правительства N 580 от 29 июля 2000 года. Скажем, тратить заемные средства на закупку ГСМ позволялось, а на средства защиты растений - нет. Получать кредиты могли только производители зерна и масличных культур, но ни в коем случае не перерабатывающие предприятия. А ведь в Омской области большая часть кредитов в последние годы шла на село именно через них, поскольку далеко не все сельскохозяйственные предприятия могли похвастаться приемлемой для банков кредитной историей. Но воспользоваться правом на компенсацию было не так-то просто из-за огромного числа установленных ограничений. Жестко обусловлено было практически все: сроки получения и погашения кредита, категории получателей и цели, на которые можно использовать полученные средства. Причем жесткость была явно нелогичной и неоправданной. Новые времена - новые песни Все это вызвало множество нареканий со стороны потенциальных получателей кредитов. Да и банки были, мягко говоря, не в восторге: будь условия не такими жесткими, объем кредитования оказался бы куда большим. Министерство сельского хозяйства и продовольствия буквально засыпали предложениями о том, какие изменения стоило бы внести в установленный порядок. Так, право на субсидии из бюджета получили как сельскохозяйственные товаропроизводители, так и пищевые и перерабатывающие предприятия всех форм собственности, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Расширился и спектр применения кредитов. Теперь средства можно тратить и на приобретение кормов, запчастей, средств защиты растений и ветеринарных препаратов. 7 марта 2001 года Правительство РФ своим постановлением N 192 утвердило, наконец, новый порядок возмещения из федерального бюджета разницы в процентных ставках по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями,предприятиями и организациями АПК. Даже беглое знакомство с текстом говорит о том, что при его подготовке были учтены многие пожелания работников села. Несколько непонятно, почему в списке отсутствуют предприятия, которые занимаются ремонтом сельхозтехники - например, те же машинно-технологические станции. Они сегодня не только оказывают на селе целый комплекс услуг, но многие также имеют свою землю. И при этом они не смогут воспользоваться льготами по кредитам, потому что на долю сельхозпродукции у них приходится меньше 70% от общего объема производства. А перерабатывающие предприятия могут использовать кредиты на закупку практически любого отечественного сельскохозяйственного сырья: зерновых и крупяных культур, семян масличных и бобовых, сахарной свеклы и других корнеплодов, овощей, фруктов, скота, птицы, молока и яиц. Не забыты также переработчики шерсти, льна и конопли. Но эти цифры - не догма, потому что существует возможность как увеличения, Так и уменьшения лимита, установленного для той или иной территории. Принцип такой: кто хорошо работает, тот имеет право получить больше. И это справедливо. Так что в конечном итоге сумма вложенных в регион бюджетных средств напрямую зависит от активности его предприятий АПК и крестьян. Главным распорядителем бюджетных средств выступает Министерство сельского хозяйства РФ, которое для каждого региона России устанавливает суммарный объем субсидий на весь срок действия постановления. В частности, Омской области выделено 39 млн. рублей на компенсации для сельхозпредприятий и 4,7 млн. для крестьянских (фермерских) хозяйств. Срок действия постановления - с 7 марта по 15 декабря, то есть получить кредит можно в любой момент, но вернуть его надо непременно до указанной даты. Это, безусловно, не радует сельхозпроизводителей. Правда, есть некоторая надежда на то, что правительство может и продлить установленный срок, если реализация постановления будет проходить успешно и в бюджете на будущий год будут заложены соответствующие суммы. Велика ли помощь государства? Судите сами: на конец 2000 года ставки по кредитам, предоставленным омскими банками и филиалами предприятиям региона на срок до года, составляли в среднем 24-25%. С 4 ноября 2000 года ставка рефинансирования равна 25%. Таким образом, кредиты обойдутся сельчанам втрое дешевле, чем всем остальным. Выдачей кредитов сельскохозяйственного назначения сейчас в Омске занимаются многие: Сбербанк, Россельхозбанк, Омскпромстройбанк, Сибирское ОВК, Автобанк, Росбанк и Альфа-Банк. Работают и другие, но им приходится сложнее, поскольку не хватает опыта обслуживания cельхозтоваропроизводителей, знания специфики деятельности этих предприятий. В Омской области есть предприятия, которые оформили кредиты и могут претендовать на получение компенсации. Но мартовскую субсидию никто из них уже не получит, потому что заявление и все необходимые документы надо было предоставить в ГУ сельского хозяйства до 3 апреля, а в этот срок никто не уложился. Однако сохраняются все шансы получить субсидию за апрель, май и так далее. Разумеется, рано говорить о том, что касается самой процедуры расчетов до тех пор, пока она не будет хотя бы раз проведена до конца. Наверное, стоит через несколько месяцев вернуться к этому вопросу, чтобы понять, насколько четко работает механизм, не дает ли он сбоев. Но одно совершенно ясно уже сейчас: чем больше будет привлечено на село достаточно дешевых кредитов, тем обильнее окажется стол омичей. И все предпосылки для этого есть - надо только проявить заинтересованность и активность. Впрочем, немало вопросов возникает и у сотрудников ГУ сельского хозяйства, на которых возложена обязанность проверять целевое использование кредитов. Сейчас идет проработка и согласование всех нюансов, которые невозможно заранее предугадать и которые неизбежно возникают всякий раз, когда идет освоение новой технологии. - Субсидии предоставляются ежемесячно с даты получения кредита до даты фактического его погашения. - Размер субсидии составляет 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка, действующей на дату предоставления кредита. - Основанием для предоставления субсидии является заявление с приложением заверенной банком копии кредитного договора, графика погашения кредита и процентов по нему, а также расчета субсидии по установленной форме. - Все документы должны быть направлены в Министерство сельского хозяйства не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным. - Субсидии не предоставляются для возмещения процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности. Наша справка: Сергей МИХАЙЛОВ, первый заместитель начальника ГУ сельского хозяйства и продовольствия Омской области: Компетентное мнение: И тот, кто взял кредит раньше, вынужден искать какой-то обходной путь, чтобы воспользоваться льготой. Государству не стоило бы этого делать и провоцировать поиск разного рода лазеек. - Хорошо, что теперь кредит можно взять в течение всего года, а не в течение месяца, как это было в прошлом году. Но я считаю, что здесь все же допущено отклонение от закона о бюджете, в котором сказано: компенсируются кредиты, взятые в течение 2001 года. А 192 постановление действует только с 7 марта. Хорошо, что увеличен срок возврата кредитов. Но до конца года обычно держится низкий уровень цен на зерно, поэтому сельхозпроизводители проигрывают, гася кредит в декабре. В прошлом году предприятия были вынуждены брать обычный коммерческий кредит, чтобы в срок рассчитаться по льготному и иметь возможность пустить в продажу зерно уже в марте-апреле. Так что было бы целесообразно сместить возможный срок возврата кредитов с декабря на март. Новые назначения Ольга Васина. Городской драматический театр Л. Ермолаевой "Новогодняя сказка для взрослых". Чащин перепродал недвижимость. Фролова обращается за помощью к Смолину. Отдекларируися и спи спокойно. Главная Экономика 0.0079 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |