Навигация
Главная  Экономика 

Завод подъемных машин и домкратом не поднять


Жертва государственной политики

В прошлом году Омскому заводу подъемных машин (ОЗПМ) исполнилось 45 лет. Но "полукруглая" юбилейная дата практически не отмечалась, потому что 8 декабря 1999 года на предприятии по решению Омского арбитражного суда началась процедура банкротства и было введено внешнее управление. Банкротство акционерных обществ и всяких ООО давно стало повседневным, но здесь случай особый. Наверное, впервые в России процедуре банкротства подверглось федеральное государственное унитарное предприятие оборонного значения. Как шутят на заводе, "на нас государство решило потренироваться, как ему можно обанкротить самого себя".

Смешно сказать, но в конце 80-х руководство ОЗПМ получило выговор за то, что на заводе начали осваивать производство пассажирских лифтов без ведома министерства. Теперь можно кусать локти по поводу того, что поздно начали разработку и выпуск гражданской продукции, но не надо забывать, что экономика тогда была исключительно плановая. А как только исчезло планов громадье, наступила "шоковая терапия", и оборонные средства улетучились вместе с инфляцией.

Когда-то ОЗПМ был построен для решения важных государственных оборонных задач. Как и на всех крупных предприятиях ВПК, на нем работали высококлассные специалисты, получавшие даже больше, чем работники нефтехимического комплекса, использовалось высокотехнологическое оборудование, выполнялись сугубо секретные военные заказы. Производство ТНП, как и на других оборонных гигантах, носило исключительно вспомогательный характер. В лучшие времена на заводе работало свыше четырех тысяч человек, в 1982 году ОЗПМ наградили орденом Трудового Красного Знамени. В общем, типичное славное оборонное прошлое, которое рассыпалось, как карточный домик, вместе со страной.

К 1995 году на ОЗПМ все еще работали две с половиной тысячи человек, но загрузить их работой было проблематично. Завод напрямую подчинялся Министерству экономики, но там никому не было дела до периферийного производства, только отчеты требовали. Даже если бы можно было всех сразу уволить, то, во-первых, с чего-то нужно было заплатить выходные пособия по сокращению, а во-вторых, от налогов на имущество (только основных фондов на 90 млн. рублей) и на землю (территория ОЗПМ составляет 27 га) завод никто освобождать не собирался.

В 1992-94 годах ОЗПМ потерял более 90% государственного заказа. Но даже за то, что все еще делали на заводе, Министерство обороны не рассчитывалось годами. В 1995 году предприятие возглавил Сергей КОСТРИК, к этому времени задержка выплаты зарплаты уже составляла восемь месяцев, накопились огромные долги по налогам, во всебюджетные фонды и перед энергетиками. Оборонный завод не магазин, который сегодня может торговать одним товаром, а завтра - другим. Моментально перестроить мощности на производство другой продукции просто невозможно, для этого нужны колоссальные капиталовложения и немалое время. Госпредприятие создавалось для решения определенных задач и вдруг стало ненужным государству, словно дорогая игрушка, надоевшая повзрослевшему малышу.

Банкротство как спасательный круг

Осознав, что до Бога высоко, до Москвы далеко, на ОЗПМ попытались выживать самостоятельно, но на освоение серьезной продукции не было средств.А государство в лице налоговых органов и энергетики высасывали все средства, все резервы. Даже когда большая часть производства не работает, для поддержания в работоспособном состоянии основных фондов, требуется электроэнергия - на охранные системы, дренажные работы и так далее, а рассчитываться за электроэнергию и теплоэнергию нечем. В 1997 году Омскэнерго за долги отключило теплоснабжение, и два года в заводских цехах люди мерзли, как в войну. А в 1998 году налоговая полиция арестовала за долги в бюджет и внебюджетные фонды кирпичный завод ОЗПМ, базу отдыха и здание производственного корпуса № Прямо театр абсурда: государство арестовывает имущество, которое государству же и принадлежит.

Внешнее наблюдение было поручено проводить арбитражному управляющему Олегу КРАТЬКО. Изучив положение дел на предприятии, он пришел к неутешительным выводам. Большую часть 1999 года предприятие не работало из-за отсутствия заказов и отключения электроэнергии. За весь год продукции было выпущено всего на 6,3 млн. рублей, из них на 2,1 млн. для ИТАНК АО "Рособщемаш" - на оборонные нужды. Себестоимость выпускаемой продукции оказалась в два-три раза выше цены реализации из-за непомерных производственных расходов. 26 ноября состоялось первое собрание кредиторов и приняло вердикт: бакротить ОЗПМ.

29 мая 1999 года ОЗПМ рассматривался на областной чрезвычайной комиссии. Губернатор резко критиковал руководство завода за то, что предприятие оказалось в таком плачевном состоянии, и заявил, что его нужно банкротить. Леонид Константинович слов на ветер не бросает, уже 20 июня инспекция МНС № 1 по Советскому административному округу (САО) направила в адрес агентства Сибирского межтерриториального отделения (МТО) федеральной службы по делам несостоятельности (ФСДН) по Омской области ходатайство о возбуждении дела о банкротстве ОЗПМ. Агентство выступило консолидированно по всем долгам завода перед государством и обратилось в арбитражный суд. 15 июля по решению суда на ОЗПМ вводится процедура наблюдения.

Долги - главное богатство

8 декабря 1999 года арбитражный суд вводит внешнее управление на ОЗПМ, но вот с кандидатурой внешнего управляющего возникает заминка. Дело в том, что у Олега КРАТЬКО была лицензия арбитражного управляющего первой категории, а для такого предприятия требуется вторая, поэтому его не утвердили. Но агентство Сибирского МТО ФСДН по Омской области настойчиво рекомендует именно его кандидатуру, хотя в Омске арбитражных управляющих второй категории хватало. Но, идя навстречу агентству, суд назначил КРАТЬКО исполняющим обязанности внешнего управляющего, а потом, спустя несколько месяцев, когда он получил вторую категорию, утвердил уже полноправным вершителем судьбы ОЗПМ.

Почему же не было признано больше половины предъявленных долгов пятой очереди? Омскэнерго предъявило требования на 40,4 млн. рублей, но из них по решению суда признано только 929 тысяч - задолженность за потребленную электроэнергию. Воистину только после введения внешнего управления ОЗПМ удалось скостить 39 млн. рублей виртуального долга по пене и штрафам перед энергетиками, который незадолго до этого завод вынужден был признать под угрозой отключения.

На момент введения внешнего управления на заводе числилось 638 человек, а задолженность по зарплате была перед 1012 на сумму 4 млн. рублей. Но за прошлый год половину старой задолженности удалось погасить, при этом было выплачено 10,5 млн. рублей текущей зарплаты. Банковских кредитов ОЗПМ не брал, поэтому третья очередь кредиторов отсутствует. По четвертой очереди долг составляет 24,6 млн. рублей, из них 12,8 млн. приходится на инспекцию МНС № 1 САО. Наибольшие разногласия возникли по пятой очереди: было предъявлено требований на 107,4 млн. рублей, а признано и учтено в реестре только 49,4 млн., причем большую часть составляют пеня и санкции по налогам и во внебюджетные фонды.

Остальным конкурсным кредиторам ОЗПМ должен суммы, не превышающие сотню тысяч рублей. Основная масса долга госпредприятия приходится на государство, причем в основном на пеню и штрафы. Государство у нас такое, что само себя сечет и душит, но при этом тот же завод не имел возможности подавать в суд на Министерство обороны, которое было ему должно, и начислять пеню и штрафы. А вот государство в лице налоговых органов и внебюджетных фондов такое право имело. Законы таковы, что государство фактически разоряет само себя.

Из собственно конкурсных кредиторов наибольшая сумма приходится на московское ФГУП "КБТМ" - 5,6 млн. рублей. Но, в принципе, этих денег москвичи не требовали и не требуют. ОЗПМ выполнял заказ московского КБ, шло поэтапное финансирование: разработки документации и практического выполнения работ, осталось незавершенное производство в различной стадии готовности, но заказ был приостановлен. Запуск аппарата, для которого завод изготавливал оснастку и наземное оборудование, прошел неудачно, и эту тему заморозили. Отчет по освоению выделенных средств на ОЗПМ подготовлен, можно было давно отчитаться и списать долг, но почему-то это до сих пор не сделано.

В прошлом году объем промышленной продукции, выпущенной ОЗПМ, составил 26,7 млн. рублей, что в четыре раза больше, чем в 1999-м. Выпущено 99 пассажирских лифтов, а в 1999-м - 31, а вот грузовых - только 7, как и тогда, потому что нет заказов. За прошлый год было взыскано больше миллиона рублей дебиторской задолженности, реализовано 74 единицы оборудования на 3 млн., неликвидов - на 1,8 млн. Налогов уплачено 3,3 млн. рублей, а в 1999-м - только 200 тысяч, с Омскэнерго за текущее энергопотребление завод рассчитывается своевременно.

Пришла пора акционироваться

Исполнительным директором завода остался Сергей КОСТРИК, который занимается производством, а Олег КРАТЬКО отвечает за финансы. В плане внешнего управления намечена продажа имущества ОЗПМ: кирпичного завода, строительной базы и базы отдыха за 2,8 млн. рублей, детского сада за 400 тысяч, жилого дома - за 100 тысяч, но почему-то ничего до сих пор не продано. Внешний управляющий появляется на заводе через день, остальное время проводит в ОАО "Автоколонна 1253", где был сначала внешним, а в декабре прошлого года стал конкурсным управляющим. Арбитражный суд назначил КРАТЬКО вознаграждение за проведение внешнего управления на ОЗПМ в 20 тысяч рублей, что в четыре с лишним раза больше, чем зарплата у исполнительного директора завода.

Было освоено в 2000 году серийное производство установок для сварки полиэтиленовых труб большого диаметра, промывочных приборов, отопительных приборов на газообразном топливе. Произведен перемонтаж 62 единиц оборудования, переложено 2,6 км коммуникаций. Прогресс по сравнению с тем, что было, налицо, но рентабельность производства по-прежнему отрицательная. Остро стоят проблемы сертификации продукции и системы качества, непродления лицензий, отсутствия правоустанавливающих документов на часть недвижимости.

Один из способов рассчитаться с долгами, предложенный Олегом КРАТЬКО, - создание ОАО "ОЗПМ-плюс" с уставным капиталом в 39 млн. рублей, который будет сформирован за счет имущества ОЗПМ. На эту сумму планируется выпустить акции, а затем пытаться продать их, чтобы рассчитаться с долгами. Идея неплохая, только вот покупателей днем с огнем не найдешь. Но других вариантов погашения, части долгов нет, к тому же не вполне понятно, как быть с остальной суммой. Чудес не бывает, без серьезного инвестирования завод при нынешней рентабельности будет рассчитываться десятки лет.

По решению суда в помощь внешнему управляющему заместителями назначены генеральный директор ОАО "Омское моторостроительное конструкторское бюро" Валентин КОСТОГРЫЗ (видимо, основная работа отнимает у него не так много времени) и Михаил САМОЙЛЕНКО, который тоже еще где-то работает, но самое главное - это сын руководителя агентства Сибирского МТО ФСДН по Омской области Леонида САМОЙЛЕНКО, который когда-то так добивался назначения КРАТЬКО внешним управляющим на ОЗПМ. Заместителям суд назначил вознаграждение по три тысячи, но, как мне удалось выяснить, на заводе они появляются редко.

Олег КРАТЬКО отказывается предоставлять информацию о положении дел на ОЗПМ и запрещает это делать директору завода Сергею КОСТРИКУ. В качестве источника информации при подготовке статьи были использованы материалы арбитражного дела и частные беседы с работниками ОЗПМ. Если из полученных сведений автор сделал неверные выводы, "КВ" готовы предоставить возможность высказать свою точку зрения арбитражному управляющему Олегу КРАТЬКО и всем другим заинтересованным лицам.

16 февраля этого года арбитражный суд определил продлить срок внешнего управления на ОЗПМ на шесть месяцев. Вряд ли за дополнительный срок внешнему управляющему удастся существенно выправить положение дел. Если же на ОЗПМ будет введено конкурсное производство, распродавать оборонный завод, расположенный на окраине города, будет крайне проблематично. Так чего же, спрашивается, добилось государство, начав процедуру банкротства на госпредприятии?

 

20-30 тысяч рублей штрафа грозит организациям,. Омские события недели. Независимость сохранило только "Знание". Сергей Яшечкин, председатель правления ООО "Европейское водное партнерство". ОАО "Лакомка" с горки кувырком.

Главная  Экономика 

0.0371
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.