Навигация
Главная  Экономика 

Электроэнергия - товар ходовой


Справка

16 февраля 2000 года на очередном заседании совета директоров ОАО АК "Омскэнерго" поставило себе серьезную задачу - уже в 2001 году начать реализацию комплексной программы технического перевооружения, рассчитанную на пять лет. Одно из направлений этой программы предусматривает серьезные капиталовложения в реконструкцию и замену оборудования омских теплоэлектроцентралей. Если не сделать это в ближайшее время, как считают в АК "Омскэнерго", то первые звоночки, прозвучавшие этой зимой из разных регионов России, могут иметь далеко идущие последствия, а долгожданный рост промышленного производства окажется под большим вопросом. На первый взгляд, ТЭЦ-4 - лишь один из объектов, на котором компания "Омскэнерго" собирается провести техперевооружение. Однако проблемы этой станции характерны для всей российской энергетики. О них в беседе с корреспондентом "КВ" рассказал главный инженер ТЭЦ-4 Владимир ЖИГУЛИН.

Ничто не вечно

ТЭЦ-4 была построена для теплоэлектроснабжения северо-западного промышленного узла города Омска (ОНПЗ, Химпром, "Омский каучук" и ряд более мелких предприятий). Первые агрегаты (котел и турбина) сданы в эксплуатацию в 1965 году. Последняя очередь строительства ТЭЦ-4 была завершена в 1982 году. Проектная мощность ТЭЦ - 685 МВт. Основное оборудование: 12 паровых котлов, 2 водогрейных котла и 9 турбогенераторов мощностью от 50 до 135 МВт. На сегодняшний день в работе находятся не более 7 котлов одновременно (в зимний период) и четыре турбогенератора. Численность работников теплоэлектроцентрали - около полутора тысяч человек.

Естественно, связались с генпроектировщиком, разработали технико-экономическое обоснование замены списанного оборудования и приняли решение установить две новые турбины общей мощностью 180 МВт. К сожалению, этой программе не суждено было осуществиться. Причина очень простая - нехватка средств. 91-93 годы стали непростыми для всей страны. Среди всего прочего государство сбросило с себя заботу и об энергетике.

Любое оборудование имеет свой нормативный срок службы. Для котлов, турбин и генераторов он составляет 27 лет. После этого нужно принимать решение о продлении срока службы, либо демонтировать и заменять старое оборудование более современным. Строилась ТЭЦ-4 долго - семнадцать лет, поэтому уже к моменту пуска в эксплуатацию последнего агрегата часть основного оборудования успела на 60 процентов исчерпать свой ресурс. С 1989-го по 1993 год были остановлены и демонтированы 3 первых турбогенератора ПТ-50 чешского производства общей мощностью 150 МВт. Много это или мало? Достаточно сказать, что этого хватило бы, чтобы закрыть всю потребность в электроэнергии такого гиганта, как ОНПЗ.

Промышленность требует электричества

В прошлом году ТЭЦ-4 отметила свое тридцатипятилетие. Надо ли говорить, что ресурс основного энергетического оборудования почти на исходе.

Второе направление техперевооружения тесно связано с первым - это рациональное использование уже имеющихся генерирующих мощностей. Выработка электроэнергии и тепла, как известно, увязана в единую технологическую цепочку. А за последние годы, в силу понятных причин, очень сильно изменилась структура потребления. Предприятия северо-западного промышленного узла резко сократили потребление основной продукции, которую производит ТЭЦ - пара давлением 15 атмосфер. Из-за этого пришлось вывести в резерв еще два турбогенератора марки "Р". При общей проектной мощности 685 МВт сегодня ТЭЦ-4 производит всего 385 МВт. Получается замкнутый круг. Электроэнергия - товар ходовой, но его невозможно производить, поскольку нет покупателей на промежуточный продукт - пар.

По мнению главного инженера ТЭЦ-4 Владимира ЖИГУЛИНА, первым и основным направлением техперевооружения на станции должно стать увеличение объема выработки электроэнергии. Может быть, сегодня проблема нехватки электроэнергии и не ощущается в связи с общим падением уровня производства, но завтра она вполне может обостриться. Уже по итогам 2000 года омские энергетики зарегистрировали рост потребления на 50-60 МВт, что составляет 4% от общего уровня энергопотребления региона. Эта цифра не такая уж маленькая, как может показаться. Даже если промышленное производство сохранит прежние темпы роста, то через пять-шесть лет потребуется дополнительно не менее 400 МВт. Где их взять? Омская энергосистема уже сегодня дефицитна (собственные генерирующие мощности вырабатывают не более 70% потребляемой электроэнергии), а если не наращивать мощность еще несколько лет, то, как считает Владимир ЖИГУЛИН, последствия предсказать тяжело. Возможность получения электроэнергии из единой энергосистемы ограничена техническими характеристиками линий электропередач и далеко не бесконечна.

По мнению Владимира ЖИГУЛИНА, наиболее приемлемый вариант для ТЭЦ-4 - брать пар с выхлопа турбин типа "Р" и подавать его на турбину типа "ПР". Суть очень проста. Новая турбина монтируется на уже имеющийся фундамент. Стоимость ее не слишком высока, учитывая небольшую мощность (15-20 МВт), зато благодаря такой схеме сможет работать простаивающая сегодня турбина марки "Р" (50 МВт) и общий прирост мощности по станции составит уже приличную величину - 65 МВт. А какой вариант предложит наука - скоро узнаем.

- Такая ситуация, впрочем, характерна для аналогичных теплоэлектроцентралей по всей России, - считает Владимир ЖИГУЛИН. - Проблемой недогрузки генерирующих мощностей озаботились уже и в РАО "ЕЭС". Ряду отраслевых НИИ поручено разработать концепцию использования турбин типа "Р" в условиях резкого спада потребления пара давлением 15 атмосфер. Поскольку я неоднократно поднимал этот вопрос, вполне возможно, что наша ТЭЦ-4 попадет в один из пилотных проектов.

Еще одна проблема тоже связана с изменением структуры потребления и падением уровня производства. Пытаясь снизить собственные затраты, предприятия активно ищут альтернативные источники теплоснабжения, использование которых, по их мнению, обошлось бы дешевле, нежели услуги энергетических компаний. В результате часть ТЭЦ имеет избыток мощности по теплофикационной воде, а часть работает на пределе. Чтобы сгладить перекос, АК "Омскэнерго" планирует связать ТЭЦ-4 (где есть избыток) с ТЭЦ-3 магистральным трубопроводом диаметром 1000 мм. По словам Владимира ЖИГУЛИНА, этот проект имеет очень хорошую перспективу, но технически достаточно сложен, поскольку у теплоэлектроцентралей разные схемы теплоснабжения. Придется переводить ТЭЦ-4 на открытую схему, а подпитку осуществлять через ТЭЦ-3.

Экономия на спичках

На том же ОНПЗ, к примеру, осуществляя собственную программу теплоснабжения (см. "КВ" № ), осенью прошлого года переоборудовали в водогрейные три котла-утилизатора. Конечно, тем самым они частично закрыли потребность в теплофикационной воде, а экономию я бы не стал оценивать столь однозначно. Все котлы, как известно, имеют разные параметры. Чем выше мощность котла, тем он экономичнее в работе, а себестоимость продукции ниже. Особенно при использовании комбинированной схемы, как на ТЭЦ, когда затраты раскладываются на тепло и электроэнергию.

Что же касается поиска альтернативных источников теплоснабжения, то тенденция эта вполне понятна. Деньги, как известно, счет любят. Только вот с трудом верится, что себестоимость одной гигакалории тепла, произведенного собственными силами, будет существенно ниже, чем у специализированного энергетического предприятия, даже если не учитывать сумму первоначальных затрат.

Даешь стране угля!

Исключение из этого правила лишь одно - если использовать в котлах бросовое, дармовое топливо. Но существует ли оно в природе? На ОНПЗ говорят, что существует. Боюсь только, что их топ-менеджеры слегка лукавят, а реальная экономия существует лишь на бумаге. Вопрос ведь в разных методиках подсчета. Сейчас на ОНПЗ загорелись идеей выработки собственной электроэнергии. Посмотрим, что получится. Конечно, если очень хочется, то почему бы не подогнать результат под готовый ответ...

- Пробовали мы использовать российский уголь, - уверяет Владимир ЖИГУЛИН. - Подобрали один более - менее подходящий - с Черниговского и Бочатского разрезов (Кузбасс) Его можно сжигать без значительной модернизации оборудования - потребуется только реконструкция пылесистем. Конечно, при этом снижается КПД котлов на 1,5 процента. Если пересчитать эту цифру в тоннах сожженного угля - большая сумма получается.

Топливо для ТЭЦ - это основа основ. Достаточно сказать, что проектирование любой теплоэлектроцентрали начиналось с определения вида топлива. Если это был уголь, к примеру, то сначала учитывались его запасы, способы доставки, перспективы, а лишь затем проектировалась станция с учетом конкретных характеристик углей отдельно взятого разреза. В случае с омскими ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5 таким базовым топливом стал экибастузский уголек, которым сегодня владеет суверенная Республика Казахстан. Следовательно, перспективы его дальнейшего использования, откровенно говоря, туманны. И еще один недостаток экибастузских углей - большая зольность. При его сжигании до 50% уходит в отходы, которые требуется каким-то образом утилизировать. В настоящий момент под золоотвалы ТЭЦ-4 выделено 400 га земли. Это сама по себе очень большая территория, даже если не учитывать негативное воздействие на окружающую среду в районе золоотвала.

- Еще в советские времена, - говорит Владимир ЖИГУЛИН, - предполагалось, что наша станция будет иметь альтернативное топливо - природный газ. У потребления газа, как известно, сезонная зависимость. Летом меньше, зимой больше. Предполагалось, что ТЭЦ-4 будет некоторым образом сглаживать эти сезонную кривую. Работы завершены процентов на 80 и приостановлены. Если будет дальнейшее финансирование, мы в ближайшее время сможем их закончить. Во всяком случае, на двух котлах.

Но и это - не самая большая беда. Главная проблема - перспектива. Уголь этой марки используется в металлургической промышленности. Его и сейчас не хватает, чтобы полностью закрыть потребность двух омских ТЭЦ, а если он вдруг через пару лет понадобится металлургам, то омские энергетики просто не смогут с ними конкурировать по цене. Есть еще вариант - сделать котлы всеядными. Такие разработки уже имеются - котлы с циркулирующим кипящим слоем, в котором можно сжигать любые угли. Но это, сами понимаете, дорогое удовольствие. К тому же технология новая, не до конца отработанная, обладающая достаточно серьезными недостатками. Конечно, самой лучшей заменой угля мог бы стать природный газ. Но...



Как показывает практика последних лет, с природным газом все не так просто. Не стану вдаваться в детали, о которых "КВ" писали уже неоднократно. И хотя суть разногласий между энергетиками и Газпромом до конца не понятна, уже не возникает сомнений, что природного газа для большой энергетики в Омске нет. Во всяком случае, на ближайшую перспективу. Значит, при техническом перевооружения омских угольных ТЭЦ придется учесть и этот момент.

 

Владимир Гуржей, начальник главного управления по делам ГО и ЧС Омской области. Кровь на брюках и слабости гипотезы. Регионы объединились. Обязалово. На Левобережье появится культурный центр.

Главная  Экономика 

0.0051
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.