Навигация
Главная  Экономика 

За банкротство - к ответу


Было ваше - стало наше

Процедура банкротства прочно вошла в нашу жизнь: несколько десятков предприятий города и области распродаются и ликвидируются. Бывшие руководители, доведшие их до ручки, обычно никак не отвечают за неумелый менеджмент, а порой и за откровенное разворовывание, и пересаживаются в руководящие кресла других предприятий, которые нередко уже полностью принадлежат именно им. Но все же иногда арбитражным управляющим удается доказать факт умышленного банкротства. Так, 20 ноября прошлого года арбитражный суд Омской области признал ОАО "Второе Омское монтажное управление специализированное "Сибнефтехиммонтаж" несостоятельным (банкротом) по вине председателя совета директоров Николая ВОРОПАЕВА и члена совета директоров Олега ВЕРХОДАНОВА.

Где-то директорат скупал за бесценок акции и, сконцентрировав в своих руках контрольный пакет, становился настоящим собственником. Но гораздо чаще руководители шли другим путем - разоряли свои предприятия, попутно создавая новые, уже свои собственные, куда и выводили все активы возглавляемых ими АО. Надо сказать, что предусмотренный законодательством механизм, ответственности за доведение до банкротства чрезвычайно сложен: чтобы добиься наказания за умышленное банкротство, нужно рассмотрение дела в арбитражном суде и суде общей юрисдикции. Не всегда на это у арбитражных управляющих находятся время, средства и желание. Во всяком случае что-то я не слышал, чтобы хоть один руководитель получил наказание в виде длительного лишения свободы за разорение доверенного ему акционерами предприятия.

Российские младореформаторы, ударными темпами насаждая приватизацию, наивно надеялись, что предприятия, обретя собственников, начнут работать лучше. Увы, отечественная практика доказала, что это совсем не так. Так называемые собственники - рядовые работники приватизированных предприятий - никак не могли воздействовать на управленческую верхушку, которая и стала фактически хозяином новоявленных акционерных обществ. Однако, являясь хозяевами де-факто, де-юре руководители были ограничены балластной массой многочисленных акционеров. Вот тогда-то повсеместно начался процесс настоящей приватизации, когда управленцы стали подминать под себя акционировавшиеся предприятия.

Конечно, объем монтажных работ на предприятиях омской нефтехимии во второй половине 90-х был гораздо меньше, чем в советские времена, но акционировавшемуся управлению "Сибнефтехиммонтаж" работы хватало и можно было безубыточно существовать, всем акционерам хватило бы на хлеб с маслом. Видимо, руководству подобный расклад не казался заманчивым, но скупать акции оно или не захотело, или не могло и пошло другим путем. Вскоре после акционирования руководители управления создают ЗАО "Инжиниринговая фирма Второе Омское монтажное управление "Сибнефтехиммонтаж". Ну а дальше происходит вывод активов из ОАО в ЗАО.

Далеко за примером ходить не надо - ОАО "Второе Омское МУС "Сибнефтехиммонтаж" было довольно быстро разорено своим руководством. Оно было создано в 1996 году на базе Второго Омского монтажного управления "Сибнефтехиммонтаж" Минмонтажспецстроя СССР. Это управление выполняло практически весь объем работ по монтажу технологического оборудования и материалопроводов на предприятиях омского нефтехимического комплекса. На момент создания АО уставный капитал составлял 63504 рубля и был поделен на 4536 акций.

Но если бы инжиниринговая фирма действительно заплатила за приобретенное имущество, это было бы еще полбеды. Да где же взять деньги на это юному ЗАО? Остаточная стоимость имущества была 5 млн. рублей, согласно договорам продают его за 1,2 млн., а реально владелец за него получил 25,5 тысячи рублей. Такая чудовищная "усушка" стала возможной благодаря службе судебных приставов. Судебные приставы арестовывают дебиторскую задолженность ОАО и продают ее тому же ЗАО, из-за которого она возникла. А что, приставы - тоже люди, зарплата у них не слишком большая, значит, с ними всегда можно договориться.

МУС "Сибнефтехиммонтаж" передает по договорам купли-продажи инжиниринговой фирме свои производственные, складские здания и бытовые помещения с прилегающей к ним территорией. Что характерно, председатель совета директоров ОАО Николай ВОРОПАЕВ одновременно являлся директором ЗАО, поэтому крайне низкая оценка рыночной стоимости указанного в договорах недвижимого имущества не вызывает удивления - для себя, родного, чего только не сделаешь.

Вполне ликвидная дебиторская задолженность АК "Омскэнерго" и "Омского каучука", которые задолжали управлению "Сибнефтехиммонтаж", в 1999-2000 годах тоже арестовывается судебными приставами и реализуется дебиторам через компанию "Диарм" с громадной скидкой. В результате из полутора миллионов рублей предприятие получает всего 189 тысяч, что еще больше ухудшает его финансовое положение. Несмотря на полную утрату имущества, ОАО продолжало работать, увеличивая убытки: за 1998 год - на 2,4 млн. рублей, за 1999-й - 7,3 млн., за первое полугодие 2000-го - 2,1 миллиона.

Тайное становится явным

До поры до времени государство в лице своих контролирующих органов не замечало стремительного развала предприятия. Но когда сумма долгов по налогам превысила критическую, инспекция МНС РФ № 1 по Советскому округу обратилась в арбитражный суд с иском о признании ОАО " "Второе Омское монтажное управление специализированное "Сибнефтехиммонтаж" банкротом. 17 августа прошлого года на нем вводится процедура наблюдения. Арбитражный управляющий Валерий КОНОВАЛОВ, изучив документы, довольно быстро установил, что от предприятия остались рожки да ножки: активов практически нет, одни долги.

Убытки возникали из-за того, что управление работало на субподряде, выполняя заказы инжиниринговой фирмы. При этом за свою работу МУС "Сибнефтехиммонтаж" систематически недопредъявляло ей полную сумму затрат за выполненные объемы работ. Что интересно: недопредъявленные суммы практически полностью соответствуют объему убытков предприятия. О причинах такой технологии расчетов несложно догадаться: Николай ВОРОПАЕВ, фактически руководивший обоими предприятиями, таким образом перекачивал активы из "чужого" ОАО в "родное" ЗАО.

20 ноября прошлого года Валерия КОНОВАЛОВА назначили конкурсным управляющим, но, поскольку продавать нечего, он пытается привлечь к ответственности истинных виновников развала предприятия. Ему удалось доказать суду факт преднамеренного банкротства. Решение о сделках по продаже имущества инжиниринговой фирме совет директоров ОАО принял с превышением своих полномочий - подобные решения должно принимать общее собрание акционеров. Операции по продаже дебиторской задолженности, нанесшие огромный ущерб предприятию, проходят юридическую экспертизу и могут быть оспорены.

К моменту введения наблюдения количество работающих на предприятии составляло 64 человека, причем половина из них - инженерно-технические работники. Такое обилие ИТР многократно превосходило необходимое на выполняемый объем работ. Основной объем кредиторской задолженности - около 12 млн. рублей - приходился на пени и штрафы и 7,3 млн. - на платежи в бюджет и внебюджетные фонды. А вот на долю конкурсных кредиторов - всего 390 тысяч рублей. Общая сумма долгов из-за отсутствия бухгалтерских документов и выставленных требований кредиторов колеблется от 21 до 33 млн. рублей. Впрочем, из-за того что у предприятия почти не осталось ни имущества, ни дебиторской задолженности, ее истинный размер носит разве что статистический характер.

Как выявила проверка, проведенная конкурсным управляющим, в последние три года в ОАО "Второе Омское МУС "Сибнефтехиммонтаж" не проводилось ни положенных по закону собраний акционеров, ни обязательных аудиторских проверок, не велся реестр акционеров. Возникает резонный вопрос: а почему за этим не следили контролирующие органы, обязанные это делать по закону? Недолго просуществовало акционировавшееся предприятие, скорее всего уже в этом году оно будет ликвидировано. И произошло его разорение с молчаливого попустительства властей, которые у нас отвечают одновременно за все и ни за что.

Все, что еще осталось у банкрота, предстоит продать, но вырученной суммы явно не хватит для удовлетворения требований кредиторов, поэтому конкурсному управляющему предстоят попытки взыскать ущерб с инжиниринговой фирмы и руководящих ею господ ВОРОПАЕВА и ВЕРХОДАНОВА. Вряд ли удастся вернуть все выведенное имущество и недополученные за выполненные работы средства, но КОНОВАЛОВ полон решимости идти до конца. Так не должно быть, чтобы вместо разоренного ОАО осталось ограбившее его ЗАО с теми же руководителями.

 

Бывший и будущий президенты России не забыли поздравить омского Губернатора. Слава Сибири Уралом прирастать будет!. Смотр лидеров завтрашнего дня. Григорий Стеклов, арбитражный управляющий. "Лики природы" глянут на вас глазами детей.

Главная  Экономика 

0.0014
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.