Навигация
Главная  Экономика 

Тьма над городом


Нулевой эффект реорганизаций

С наступлением сумерек жилые кварталы города погружаются во тьму. В Омске осталось 22 700 светильников наружного освещения - этого вполне достаточно, чтобы на улицах было светло в вечернее и ночное время. Но на самом деле город освещают только семь тысяч светильников, остальные служат лишь декоративным украшением. Причина отсутствия света до банальности проста - у муниципалитета не хватает денег на содержание наружного освещения.

До 1996 года городские власти оказывали Омскгорсвету достаточное внимание, финансирование было нормальным. Тогда в Омске было 30 тысяч светильников, за обеспечение 95% горения полагалась премия. Но в 1997 году денег в городском бюджете на наружное освещение стало не хватать. В результате за один год количество светильников уменьшилось на четыре тысячи из-за физического износа оборудования и массового воровства. Как хозяйствующий субъект Омскгорсвет заключал договоры с управлением благоустройства и предъявлял счета за выполненную работу по освещению города, однако они не оплачивались из-за отсутствия средств.

1 июня прошлого года муниципальное учреждение "Омскгорсвет" по постановлению мэра присоединили к МПЭП "Омскэлектро". Это была не первая и, видимо, не последняя реорганизация городской службы наружного освещения. Долгие советские годы Омскгорсвет существовал как самостоятельное предприятие, но в 1987 году его включили в состав городских электрических сетей. Тогда модно было все перестраивать, чтобы создать иллюзию бурной деятельности местных органов власти. Но уже в 1993-м Омскгорсвет снова становится самостоятельным предприятием.

Но даже на содержание муниципального учреждения у городских властей денег не было. В 1999 году смету Омскгорсвета уменьшили до минимума, сократили штаты, урезали зарплату, всего тогда ему выделили 6,5 млн. рублей. При этом выделенных средств хватило только на электропотребление 30% светильников, улицы города все больше окутывала зловещая тьма. Такие статьи расходов, как материалы и ГСМ, вообще не закрывали, зарплату платили с опозданием.

Чтобы сэкономить на уплате НДС, в январе 1999 года городская администрация создала муниципальное учреждение "Омскгорсвет". При этом МП "Омскгорсвет" не было ликвидировано, существует оно и до сих пор. Ликвидировать его, видимо, было нельзя, потому что городской бюджет был должен муниципальному предприятию 13 млн. рублей, банкротить - тоже, поскольку кредиторская задолженность составляла всего 7 миллионов. Правда, за два года за счет пени и штрафов кредиторская задолженность МП "Омскгорсвет" возросла до 13 млн. рублей, сравнявшись с дебиторской.

Страусиная политика

Муниципалитет не мог выполнять свои обязанности по благоустройству города, к которому относится и наружное освещение, вот и решил передать Омскгорсвет на баланс более-менее держащегося на плаву Омскэлектро. Однако муниципальное предприятие, которое занимается, не может за свой счет освещать улицы. За полгода Омскэлектро выделило своему навязанному городскими властями подразделению 6 тысяч ламп, 13 км провода, 8 км кабеля, приобрело других материалов на 700 тысяч рублей. Вот уже скоро год , как у Омскэлектро арестовали счет за долги в федеральный бюджет, а тут еще Омскгорсвет принес несколько миллионов убытков. А в этом году запланированные убытки составят 12 млн. 138 тысяч рублей. Кому-то, наверное, не терпится развалить Омскэлектро, чтобы потом на его базе создать новую структуру, как это произошло с ПТСК.

На восстановление разворованного средств нет, в то же время ГИБДД каждый день присылает предписания: восстановить наружное освещение там-то и там-то. К примеру, в конце января предписали восстановить освещение на центральной площади у Законодательного собрания. Что может, Омскгорсвет восстанавливает. И возможностей с каждым днем все меньше.

Последние четыре года Омскгорсвет работал как аварийная команда, то тут, то там восстанавливая наружное освещение. В прошлом году на электроэнергию для освещения миллионного города выделили всего четыре миллиона рублей, причем один из них до сих пор получить не удалось. Из-за того что средств хватает только на 7000 светильников, Омскгорсвет пытается удержать хотя бы магистральные линии, а внутриквартальное освещение обесточено и становится легкой добычей охотников за цветными металлами. За прошлый год были срезаны десятки километров кабелей и проводов, спилена 101 опора.

Есть в городской администрации департамент муниципального заказа, но вот муниципального заказа на наружное освещение почему-то никогда не было. На все обращения за помощью Омскгорсвет получает формальные отписки из департаментов финансов и городского хозяйства. Все городские чиновники вроде бы живут в Омске, поэтому не могут не видеть кварталов, погруженных во тьму. Но, видимо, в муниципалитете решили, что, поскольку денег на все все равно не хватает, наружным освещением можно пожертвовать, и ничего не делали, чтобы изменить ситуацию. Такая вот воистину страусиная политика.

В Омскгорсвете уверены, что до тех пор, пока не запретят прием цветного металла от частных лиц, воровство проводов не прекратится. Даже если расхитителей ловят и судят, нанесенный ущерб практически не компенсируется. Основной контингент преступников - безработные, многодетные и малолетние, с которых взять просто нечего. На восстановление разграбленных сетей требуется более 6,5 млн. рублей, но городской бюджет эти расходы на себя не берет.

Улицы города пять тысяч светильников с устаревшими лампами накаливания, которые потребляют электроэнергии в три раза больше, чем современные газоразрешающие лампы. Не раз Омскгорсвет обращался в департамент городского хозяйства с предложением выделить средства на полную замену неэффективных в работе ламп. Но в ответ - один мотив: нет средств, хотя эти вложения можно окупить за один год, а потом получать солидную экономию. В департаменте городского хозяйства вроде бы категорически не отказывают, но и денег не дают. Прямо как в детской игре: черно-бело не носить, "да" и "нет" не говорить.

Можно, конечно, оправдать бездействие городских властей тем, что в последние годы средств в бюджете не хватало. Но проблемы с наружным освещением начались еще тогда, когда городской бюджет был вполне приличным за счет местных налогов. Кстати, давно уже в городе собирались ввести налог на наружное освещение, но то ли законы этого не позволяют, то ли решимости у местных властей не хватает.

Дорожный налог в территориальный дорожный фонд платят все предприятия. А в этом налоге есть составляющая, предназначенная на наружное освещение. Но что-то за все эти годы Омскгорсвет из дорожного фонда не получал ни копейки, хотя, к примеру, в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону все новые сети наружного освещения строят за счет фонда. Но нам это не грозит, ибо средства в дорожный фонд после консолидации в областном бюджете не тратились в должной мере даже на строительство дорог, а не то что на какое-то наружное освещение.

Чтобы в жилых кварталах горели хотя бы редкие фонари, нередко пенсионеры предлагают свои лампочки, только вот надолго их не хватает, да и без проводов гореть они не могут. В прошлом году на баланс Омскгорсвету передали 13 км линий наружного освещения, до этого принадлежавших Омскшине. Все они оказались в нерабочем состоянии и даже не подсоединены к основным электросетям. За чей счет их восстанавливать - никому неведомо.

В лучшие времена Омскгорсвет зарабатывал до двух миллионов рублей, прокладывая по 40-50 км линий наружного освещения в год. Сегодня не то что строить новые, но и старые содержать не на что. За полгода, что Омскэлектро входит в Омскэнерго, ему удалось заработать 794 тысячи рублей - за счет обслуживания рекламных щитов, выдачи техусловий на наружное освещение при строительстве жилья, сдачи в аренду техники, выполнения строительно-монтажных работ. Единственная, кто дает гарантийные письма о прокладке новых линий наружного освещения при строительстве жилья, это железная дорога. А остальные строительные предприятия не хотят участвовать в развитии сетей.

Фонари будут гореть только в песне?

- Если не измениться подход со стороны городских властей, мы потеряем наружное освещение, - уверен главный инженер службы наружного освещения Григорий КОЗАЧУК. - Насколько мне известно, ни в одном российском городе нет такого наплевательского отношения к освещению, как у нас. Во всех областных центрах есть проблемы с финансированием и хищениями, но относятся к ним по-другому. Во многих городах мэры ежемесячно встречаются с руководителями службы наружного освещения, а я несколько лет не мог попасть на прием к Валерию РОЩУПКИНУ. Песню про омские улицы, ставшую негласным гимном города, уже и петь стыдно, потому что мало где горят фонари.

Омскэлектро пыталось внести часть затрат на содержание сетей наружного освещения в тариф на электроэнергию, но РЭК не позволила переложить это бремя на всех потребителей. Чтобы горели все светильники, оставшиеся в городе, в этом году только на электроэнергию нужно 14,5 млн. рублей, а еще, как минимум, 5 млн. на расходные материалы. Но в городском бюджете на наружное освещение запланировано выделить всего 5 млн. рублей. Значит, вновь будет гореть треть имеющихся фонарей, а сети - приходить в негодность.

Хотя формально у власти сейчас вроде бы находятся демократы, а КПРФ - как бы в оппозиции, но на самом деле руководят нами бывшие коммунисты, которым навсегда в душу врезались слова партийного гимна. Вот и получается, что сначала нужно до основания разрушить все наружное освещение, чтобы потом героически его восстанавливать. Который год областной бюджет выделяет огромные суммы на хоккейный клуб "Авангард", а омичи ходят наощупь по темным улицам. Несомненно, из всех видов спорта для нашей области главным является хоккей, но, большинство омичей предпочло бы хорошо освещенные улицы.

Омскгорсвет готов взять на себя обслуживание наружного освещения районов области, где оно в еще более плохом состоянии. Есть предложение создать областную службу наружного освещения, но на все это все равно нужны немалые средства, которые недодавали все последние годы. В Санкт-Петербурге введено телеуправление наружным освещением, что свело до минимума расхищение сетей. Хорошо бы организовать что-то подобное и у нас, но опять же - где взять деньги?



Говорят, что темнота - друг молодежи, но темные улицы - это источник повышенной опасности. Из-за того, что в жилых кварталах практически не горят фонари, многие, особенно пожилые, омичи просто боятся выходить вечером на улицу. Так что отсутствие освещения - это установление своеобразного комендантского часа. В новые мэры все прочат главного омского энергетика Евгения БЕЛОВА, будем надеяться, что профессионал наведет порядок в городском энергохозяйстве. Хотя возглавлявший до этого город профессиональный коммунальщик основательно развалил именно коммунальное хозяйство. Я люблю омские улицы, даже если на них совсем не горят фонари, но, право слово, хотелось бы, чтобы тьма над ними рассеялась.

 

Николай Мироненко, диктор Омского радио "Одно свидание с природой переворачивает мне душу". Олег Даутов. Я русский художник. Прогулка в облаках. С взаимозачетами решено покончить.

Главная  Экономика 

0.0069
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.