Навигация
|
Главная Экономика Огонь, металл и медные трубы. Скульптор Александр КапраловБыло ему тогда четырнадцать. И про давний свой опыт давно забыл, а вот первого своего наставника Евгения Мурашова помнит хорошо. Жаль, уехал обратно на Каспий. И советами помогал, и книги по живописи читать давал, а главное - увлек он паренька своими рассказами про искусство. Брал с собой на выставки в город, в гости к знакомым художникам. Поселок Ольгино. Так назывались раньше Москаленки. Тут он сорок лет назад родился, учился в школе и до сих пор живет и покидать родные края не думает. Хотя, конечно, соглашается: Москаленки от города далековато - сто километров, в свое время, когда подростком учился рисовать, даже совета спросить не у кого было. Выручал приезжий художник-любитель из Астрахани. Три года он тут жил с семьей. Ему и принес Александр свою первую самостоятельную картинку - что-то вроде зимнего пейзажа. Заметим, что большинство его однокашников от занятий скульптурой просто-напросто уклонялось. Все это Александра увлекло. После школы пошел в оформители в местный Дом культуры. Считал, что это лучшая подготовка к поступлению в институт. На худграфе Омского пединститута впервые познакомился со скульптурным делом. Вел эти занятия педагог Анатолий Юдин. По учебной программе мало отводится времени скульптуре - всего восемь часов в семестр. Но Александр стал прихватывать вечера, приходил с другими потоками. В конце концов так примелькался, что выдал ему педагог ключ от мастерской и разрешил работать самостоятельно - в любое время. Настоящей академической школы пединститут, конечно, не дает. Но научили главному - видеть и осязать реальный объем, чувствовать материал. Форма деревянного куска или камня сама подсказывала идею, и он ее доводил до требуемого воплощения. Это, конечно, искусство. Но, так сказать, малой пластики. А к последнему курсу хотелось большего. Темой дипломного проекта он выбрал Достоевского. Возможно, как раз благодаря "нехватке" традиционного академизма не убоялся сложной темы и смог взглянуть на гениальную личность по-своему, как никто другой. - Понять их можно, - объясняет Александр. - Труд скульптора тяжкий и неблагодарный. Кто хоть однажды пытался пройти весь цикл лепки - тот знает. Сколько надо уметь и приходится делать: пилить и строгать доски, рубить железо, месить глину. А формовка, когда снимаешь гипсовый слепок? Весь с головы до пят в гипсе! А творческие муки! Живописец на плоскости холста решает поставленную задачу один раз. Скульптор же кружит вокруг своей объемной картины. И, значит, обязан решать то же самое десятки, а то и сотни раз. - Это, конечно, недостатки подобных творческих конкурсов. Как их избежать? - спрашивает и отвечает сам, поскольку ответ давно готов. - Конкурсы эти должны быть проще, доступней, демократичней, более открытыми. Будущее, - уверен он, - не за дорогостоящими монументами, всякие согласительные споры вокруг которых длятся годами, а за более "приземленной" городской скульптурой. Писатель у него стоит на небольшом плинте. Нет высокого пьедестала. В руках его крест, стилизованный под некий тяжкий груз. А еще угадывается в нем фрагмент некой арки. В храм ли это ворота или на тернистый путь гения - ассоциации могут быть самые разные. Суть в другом. Это была его первая крупная работа. Которая была вправе участвовать в конкурсе на лучший памятник Достоевскому, который как раз был организован в Омске. Но не участвовала. Не так просто молодому скульптору попасть в поле зрения авторитетного жюри. Сложное это дело - монументальное искусство. Сколько всего надо согласовать. И он решил в конкурсах никаких не участвовать. Говорят, писатель Дудинцев, когда его "Белые одежды" запретили к публикации, нашел себе другое занятие - стал строить собственный дом. Александр Капралов стал строить собственную мастерскую. Купил списанные железнодорожные шпалы - выложил из них стены, привез кирпич - облицевал их снаружи. И делал все по собственному проекту. Оборудовал кузницу, установил сварочный аппарат, необходимую вентиляцию предусмотрел и собственную литейку иметь надумал. "Ох, и дорогое это удовольствие, - признается. - Но необходимое. Кстати, кроме случая с памятником Достоевскому, имеет он еще один печальный опыт, который к подобному суждению привел. Есть у него скульптура "Вестник" - вроде рыцаря без страха и упрека на лихом коне. Показал ее как-то на городской выставке современного искусства. Многим понравилась. Даже место наметили, где ей стоять - возле Театра юных зрителей. Но монументальный совет (есть и такой орган) усмотрел в лошадке излишний эпатаж или прочие грехи - и работу отклонили. Он был и остается свободным художником. Он может себе это позволить. Потому что в своей работе ни от кого не зависит. Занимается он металлопластикой. Так можно назвать его произведения, с которыми омичи, конечно, знакомы по его персональной выставке. По крайней мере, все видели его "Весы", установленные возле музея имени Врубеля (напротив драмтеатра). Не за горами, в мае будущего года, следующая выставка Александра Капралова. Пройдет она в Доме художника. "И на все это ушло, отметим, без малого десять лет. Друзья в Москаленках его в шутку уже прорабом величали - за постоянные строительные работы. А он так увлекся, что под окнами еще парк небольшой разбил, где и установил часть своих работ на всеобщее, так сказать, обозрение. Надо отметить, что увлечение металлом вовсе не оттесняет другие материалы. Много работал с камнем. Его "Летящая", выполненная в мраморе, хранится в Омском музее изобразительных искусств. Еще две работы, тоже из мрамора, - в городском музее "Искусство Омска". Там же его "Думы" и "Вознесение", выполненные в дереве. Всего этим музеем, отметим, приобретено пять работ скульптора. Кстати, приглядитесь внимательно к его "Весам". На макушке вы увидите небольшой трон. Он как бы наклонен и вот-вот упадет. Символ понятен - неустойчивое кресло вершителя судеб. У Александра есть несколько излюбленных тем, тема трона - одна из них. И на следующей персональной выставке, откроем секрет, будет иметь довольно занятное продолжение. Он сделает трон в натуральную величину и поставит возле входа. И всякий желающий присядет и как бы примерит на себя возможность повелевать и командовать. И, кто знает, не случится ли с его будущей работой то же самое, что и с "Весами". Они ведь тоже были установлены на время выставки, а вот, как говорится, прижились. - Это будет трехметровое мраморное изваяние, - рассказывает скульптор. - Работать придется и денно и нощно, чтоб успеть к намеченному сроку. Но не привыкать - обязательно успею. Хотя, конечно, мрамор - не металл. Он требует к себе самого осторожного и бережного отношения. И сейчас, кстати, у скульптора сложный и ответственный заказ именно в этом материале - в камне. В декабре планируется установить в музее изобразительных искусств памятник великому нашему земляку Михаилу Врубелю. События и новости. Игорь БЕЛИМОВ, директор компании "Сибирская белочка" "Мы открываем двадцать молочных киосков". Самые покупаемые книги за неделю с 25 по 31 октября 1999 года. Инвестиции из Казахстана. Горсовет нарушил бюджетный процесс,. Главная Экономика 0.0061 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |