Навигация
Главная  Экономика 

Будни омских контролеров


Лжешкольников поубавится

Накануне нового года не хочется писать о трудностях и проблемах, но жизнь дает мало поводов для оптимизма. Однако смотря с какой стороны посмотреть. Можно сказать, что общественный транспорт в Омске работает плохо, а можно отметить, что все еще работает, несмотря на все трудности. Разрушают омский муниципальный транспорт нефинансируемые льготники и откровенные "зайцы". Так, за ноябрь контролеры МУ "Контрольно-эксплуатационная служба (КЭС)" получили штрафы с 6283 безбилетников - это примерно 30 процентов от тех, кого они оштрафовали, но не смогли получить деньги.

За последние годы воспитано уже целое поколение школьников, которые привыкли ездить практически бесплатно на общественном транспорте. Причем эта льгота оплачивается исключительно из городского бюджета, который и без того трещит по всем швам. Желающих продлить "школьные годы чудесные" как можно дольше очень много, о чем свидетельствует огромное количество липовых школьных справок, изымаемых контролерами. Но с 1 февраля будущего года по решению горсовета льготный проезд по школьным справкам отменяется.

Транспортных контролеров пассажиры, даже те, кто всегда честно платит, не слишком любят. Впрочем, как не любят и любых проверяющих. Контролеров в МУ "КЭС" оставалось совсем немного - всего 56 человек. Требуется еще человек 15, но не идут люди в контролеры, ведь работа у них нервная, конфликтная, молоко за вредность не дают, а зарплата небольшая - 1000-1200 рублей. Среди бывших контролеров, уволенных за нарушения, правда, есть желающие вернуться, только проштрафившихся здесь обратно не берут. Но даже столь незначительное на миллионный город количество контролеров приносит свои плоды и заставляет платить за проезд тех, кто мечтает ездить бесплатно.

В январе работники МУ "КЭС" заполнят удостоверения и вклеят фотографии. Удостоверения одиннадцатиклассников будут действительны только до 30 июня будущего года, поэтому их решили выделить в отдельную категорию, а остальным срок действия установят до следующего учебного года. Для детей из многодетных семей предусмотрены отдельные удостоверения, которые тоже будут именными и с фотографиями. Сейчас дети из многодетных семей ездят по специальным единым проездным билетам, но с 1 февраля по ним без удостоверений ездить будет нельзя.

По данным городского управления образования, в омских школах учатся 68 796 детей в 7-10 классах и 12643 - в 11-х. Именно они с 1 февраля начнут ездить по специальным школьным удостоверениям, бланки которых транспортники заказали в Новосибирске. Удостоверения будут не только именными, но и с фотографиями юных владельцев. Для этого все школы должны до конца декабря предоставить МУ "КЭС" списки учащихся 7-11 классов вместе с фотографиями. А ученики 1-6 классов смогут ездить по школьным проездным без удостоверений - их свидетельством будет малый рост.

Контролеры тоже бывают липовыми

Списки учеников по классам, школам нужно еще заверить в управлении образования, так что барьер на пути лжешкольников поставлен прочный. Правда, возможны издержки для тех старшеклассников, которые не вовремя сдадут фотографии, - они рискуют остаться без удостоверений и доказать свою принадлежность к школьному племени кондукторам не смогут. Как говорят в МУ "КЭС", школьники, не сдавшие фотографии, станут заложниками беспечности родителей, которые должны своевременно побеспокоиться о своих детях. Возможно, малообеспеченным семьям просто не по карману лишний раз фотографировать детей, но им транспортники ничем помочь не могут.

Проехать без билета любят многие, а вот попадаться на глаза контролерам не нравится никому. Согласно решению горсовета, в случае отказа безбилетника уплатить штраф контролер вправе задержать его и доставить в милицию для составления акта об административном правонарушении. Доставка в милицию "зайцев" нередко сопряжена со сложностями, хотя большинство и после составления акта штрафа все равно не платит.

Работникам налоговых органов льгота на проезд в общественном транспорте не предусмотрена, но налоговики нашли выход из положения. Управление МНС по Омской области ежемесячно платит транспортникам определенную сумму, поэтому налоговики ездят в транспорте по удостоверениям. Непонятно, почему бы просто не приобретать на всех налоговых работников проездные билеты? Видимо, есть какой-то особый шик в езде по удостоверениям - как прокуроры или милиционеры, но, скорей всего, приобретение льготы куда экономичней, чем покупка проездных.

Проверяют не только пассажиров, но и кондукторов. В ноябре при проверке кондукторов было выявлено 221 финансовое нарушение, прежде всего - наличие использованных и левых билетов. Также составлено 79 актов по нарушениям, связанным с экипировкой транспортного средства. Таковым, к примеру, считается работа кондуктора без визитки. А вот небольшая недостача нарушением не считается. Работники МУ "КЭС" и управления транспорта пытаются выявлять пустопорожний пробел, только вот фиксируется его совсем мало. Может быть, не там они его ищут? Вот мне постоянно попадаются мчащиеся мимо пустые автобусы, особенно в вечернее время Контролеры поделены на три бригады, кроме того, в этом году создана группа "Центр", которая занимается проверкой частного извоза. В основном маршрутки проверяют на конечных остановках, потому что на маршруте многие водители просто не останавливаются, узнавая контролеров. За ноябрь группа "Центр" выявила около 700 нарушений в работе маршрутных такси. По ним были составлены акты и отправлены в транспортную инспекцию. Но кроме настоящих контролеров, нередко пассажиров проверяют и липовые, которых в МУ "КЭС" называют "четвертой бригадой" и пытаются с ними бороться.

При изъятии у пассажира липового или недействительного документа, дающего право на бесплатный проезд, тоже нередко возникают сложности. Контролер должен выдать акт об изъятии. Если пассажир не согласен с действиями контролера, нужно обращаться в МУ "КЭС". Кстати, многие и обращаются, но при разборе обычно выясняется, что виноват сам пассажир.

- У всех транспортников есть мечта, чтобы все пассажиры платили за проезд, а контролеры только следили за порядком, как таможенники, - поделилась заместитель директора МУ "КЭС" по контрольно-ревизионной службе Тамара ПАЛЬЧЕХ. - Поверьте, контролерам не доставляет радости кого-то штрафовать, просто работа у нас такая. Хотелось бы, чтобы пассажиры и контролеры были взаимно вежливы. Надеюсь, когда-нибудь мы к этому придем.

Особенно активно самозванцы "работают" у железнодорожного вокзала в выходные дни. Контролерам разрешено проверять пассажиров в салоне транспортного средства, а липовые проверяют на выходе и не только штрафуют, кладя деньги себе в карман, но и изымают документы. Когда впоследствии обиженные льготники обращаются в МУ "КЭС", то нередко опознают по картотеке уже давно уволенных за нарушения контролеров. Так что до тех пор, пока контролер не предъявит свое удостоверение и жетон, не спешите ему показывать билет или документы, а тем более - платить штраф.



Чтобы в первый день нового года пассажиры могли нормально ездить, МУ "КЭС" начнет продажу проездных билетов уже 26 декабря. Всем нам хочется, чтобы транспорт ходил хорошо, а проезд стоил мало. По сравнению с советским пятачком билеты подорожали в 60 раз. А основная масса населения в то же время стала получать больше в 10 раз, но в этом не транспортники же виноваты.

 

Сергей Гиль. Нацпроект как повод вернуть имущество. Самые покупаемые книги в Омске за неделю с 13 по 19 декабря 1999 года. ...A теперь и детское самоуправление. "Политическая перспектива" в Омске не отличается от общероссийской.

Главная  Экономика 

0.0063
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.