Навигация
Главная  Экономика 

Введение второй части Налогового кодекса облегчит жизнь коммерческих банков


Налоги с оборота

С 1 января 2001 года вступает в действие вторая (специальная) часть Налогового кодекса, где предусматриваются значительные изменения для налогоплательщиков. Причем они коснутся всех, как физических, так и юридических лиц. Не претендуя на глубокий и всесторонний анализ, который бы определил степень влияния второй части Налогового кодекса на макроэкономическую среду в целом, остановимся лишь на его отдельных положениях, касающихся коммерческих банков.

В соответствии с федеральным Законом "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ" ставка налога на пользователей автодорог снижается с 2,6 до 1 процента. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы согласно этому закону отменяется совсем. Таким образом, уже можно говорить о достаточно существенном уменьшении налоговых платежей.

С нашей точки зрения, ряд изменений в налоговом законодательстве, которые относятся к деятельности коммерческих банков стоит рассматривать как чрезвычайно благоприятные. Самым существенным фактором смягчения налогового бремени для банков станет значительное сокращение налогов с оборота (выручки), к которым в настоящее время относятся налог на пользователей автодорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Сегодня ставки по этим налогам составляют 2,6 и 1,5 процента соответственно, при этом налогооблагаемая база включает в себя почти все полученные банком доходы, за исключением сумм возврата резервов и доходов по государственным ценным бумагам, выпущенным в обращение до 17 августа 1998 года и прошедшим процедуру новации.

Социальный налог

А поскольку суммы этих налоговых платежей закладываются в расчет себестоимости конкретных банковских продуктов, нет сомнения в том, что в условиях жесткой конкуренции на рынке банковских услуг эти изменения налогового законодательства приведут к снижению стоимости самих банковских продуктов (кредитов, комиссионных операций и так далее). В конечном счете, уменьшение налогов с выручки окажет благотворное влияние не только на банковский сектор, но и на клиентов банка и на всю экономику страны в целом.

С одной стороны, в случае уплаты социального налога по новым ставкам, чистая экономия по налогам на фонд оплаты труда составит от 2,9% на каждый рубль начислений (при сумме доходов работника, не превышающей 100 000 рублей в год) до 36,5% (при сумме доходов, превышающей 600.000 рублей в год). Благодаря регрессивному характеру ставок, новое законодательство создаст хороший стимул для налогоплательщика показывать всю реальную сумму получаемых доходов. Этому, кстати, способствует и значительное увеличение (с 15 до 35%) ставок на доходы по вкладам, проценты по которым превышают 3/4 от ставки рефинансирования банка России в рублях и 9% годовых по вкладам в валюте.

Еще одно нововведение, в котором вместо отчислений во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости и Фонд социального страхования) предусмотрена выплата единого социального налога, тоже является, на наш взгляд, существенным фактором, уменьшающим величину налоговой нагрузки для банков. Хотя влияние данного изменения неоднозначно.

Совершенно очевидно, что такое повышенное налогообложение будет сдерживать рост процентных ставок в банках, что не может не сказаться на их ресурсном потенциале. Вот, к примеру, при действующей сегодня ставке рефинансирования в размере 25% для обеспечения своим клиентам выгодных условий (с минимальным налогообложением) банки не смогут предложить проценты по вкладам, превышающие 18,75% годовых. Поскольку ставка рефинансирования, как показывает практика, не всегда отражает реальное состояние дел на финансовом рынке, начнется массовый отток денег из банков. Естественно, эти деньги будут давить на потребительский рынок, что приведет к увеличению темпов инфляции. К тому же в условиях нехватки кредитных ресурсов у коммерческих банков автоматически возрастут процентные ставки по кредитам. Еще можно надолго забыть о долгосрочном ипотечном кредитовании, так как введение повышенного налогообложения материальной выгоды является сдерживающим фактором при кредитовании населения.

С другой стороны, увеличение налоговых отчислений на доходы по вкладам с высокими процентными ставками, как, впрочем, и налогообложение материальной выгоды (то есть суммы экономии на процентах при получении заемных средств в той части, которая превышает 3/4 ставки рефинансирования в рублях и 9% валюте) может иметь негативные последствия для банковского сектора.

Заметим, что снижение налоговых отчислений от фонда оплаты труда предусмотрено не для всех. Согласно статье 245 Налогового кодекса, в течение 2001 года вышеуказанные ставки применяются в том случае, если начисленные выплаты в среднем на одного работника, принимавшиеся за базу при расчете платежей в государственные внебюджетные фонды во втором полугодии 2000 года, превышали 25 000 рублей. И еще один нюанс - при расчете фактического размера выплат в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты 30 процентов работников.

Кнут и пряник

Приятные мелочи

Все налогоплательщики, которые не вписываются в рамки этих требований, уплачивают налог по максимальной ставке в 35,6%, независимо от величины налогооблагаемой базы на каждого отдельного работника. Какие цели преследуют законодатели, используя такие обходные маневры, - предельно ясно. Они пытаются стимулировать налогоплательщиков не занижать сумму доходов своих работников - физических лиц. Не секрет, что сегодня сокрытие реальных доходов - это глобальная проблема. Не в последнюю очередь это относится и к банковской сфере.

Наконец законодатели решились снизить и максимальную ставку налога на прибыль. Теперь банки вместо 43% будут платить 38% (в Омской области, кстати, ставка налога на прибыль для банков уже сейчас составляет 38%). Однако стоит отметить, что уменьшение максимальной ставки налога на прибыль не повлияет в такой существенной мере на величину налоговых отчислений для банков, как изменения ставок по налогам с выручки и оплаты труда.

Перечисленные изменения в налоговом законодательстве отнюдь не единственные. Среди прочих послаблений, которые сделают налоговую систему России, с нашей точки зрения, более прозрачной и либеральной, можно отметить исчезновение сразу двух налогов. Это налог на приобретение транспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств. Отмена налога на приобретение транспортных средств окажет существенное влияние на количество транспортных единиц, находящихся на балансе налогоплательщиков. Среди прочего отпадет необходимость в применении различных криминальных схем, по которым автотранспорт приобретался работниками - физическими лицами якобы для собственных нужд, а потом сдавался в аренду. Если эти схемы потеряют актуальность, можно будет рассчитывать на увеличение поступлений от налога на имущество. Отмена налога на отдельные виды транспортных средств назревала уже с момента его введения, так как его применение противоречило сразу двум статьям Налогового кодекса.



Нельзя не упомянуть некоторые положительные моменты, которые напрямую не зависят от величины налогов, но существенно облегчают жизнь налогоплательщика. К примеру, функция контроля над начислением единого социального налога передается со следующего года Министерству по налогам и сборам. Для налогоплательщика это означает, что по всем вопросам, связанным с данным налогом, он будет обращаться к одному фискальному органу, а не к четырем, как это происходит в настоящее время. Следовательно, сократится общее количество проверок и визитов контролирующих органов. Финансовые службы налогоплательщиков смогут наконец-то заняться своей основной работой. Не секрет, что многочисленные ревизоры, которым нужно предоставить бухгалтерскую и финансовую отчетности, отнимают порой очень много и времени, и сил.

 

Дисконтный бензин. Вячеслав ХАЛИМОН, генеральный директор ООО "Страховое общество "Купеческое" "Мы постоянно ищем что-то новое. В этом секрет нашего долголетия". "Ароматика" модернизируется. "Долги бюджета - это вообще, я считаю, нахальство". Курсанты волновались, жюри обпивалось.

Главная  Экономика 

0.0036
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.