Навигация
|
Главная Экономика Хороший кокс - половина делаВ нефтепереработке сложностей достаточно. Одна из них - проблема рационального использования тяжелых остатков. Технологи завода первичной переработки нефти ОАО "Сибнефть " уверены, что в ближайшее время они найдут способ использования асфальта в качестве сырья для получения дорогостоящего и дефицитного продукта - низкосернистого кокса. Аналогичной технологии в нашей стране пока еще нет. Омские нефтепереработчики ищут оптимальное применение тяжелым остаткам Еще из школьного курса химии многие наверняка помнят непреложную истину нефтепереработки: чем больше получено легких углеводородных фракций из тонны сырой нефти, тем лучше. Легкие фракции - это бензин, керосин, лигроин, газойль. Стоят они дорого и окупают все затраты. Тем не менее нефть настолько ценное сырье, что нефтехимическая отрасль стремится использовать его как можно полнее и эффективнее. Есть даже такой показатель - глубина переработки. По сути дела Асфальт - один из самых вязких продуктов в общем ряду тяжелых остатков. Вот с ним-то и связано большинство проблем. Хотя его сегодня успешно используют как компонент для получения товарного мазута, но при этом вязкий асфальт приходится наполовину разбавлять газойлем, что, в принципе, слишком дорого и нерационально (газойль - это главный компонент дизельного топлива). Да и спрос на топочный мазут сезонный. С апреля по октябрь его производство приходится резко сокращать. Трудность в том, что после каждого этапа получения светлых фракций оставшаяся часть сырья становится все более густой. Технология, понятно, усложняется. Поэтому многие российские предприятия до сих пор могут похвастаться глубиной переработки 55-65%, в то время как аналогичные производства за рубежом достигли показателя в 92%. Кстати сказать, на ОНПЗ этот показатель 85-87%, что совсем неплохо. Надо сказать, технологи ОНПЗ задумались над этой проблемой давно. Считали, прикидывали, изучали мировой и российский опыт вовлечения асфальта в другие процессы. Хотелось и деньги сэкономить, и получить дополнительную товарную продукцию. Постепенно определилось три направления. Вовлечение асфальта в сырье коксовой установки, использование его для получения битумов и продажа асфальта как готовой продукции. ОАО "Сибнефть-ОНПЗ" ведет разработки сразу по всем трем направлениям. Близок локоть... Вовлечение асфальта в сырье, по словам директора завода первичной переработки нефти Игоря ДУБКОВА, имеет как плюсы, так и минусы. Плюсы - увеличение глубины переработки нефти и улучшение технико-экономических показателей коксовой установки. Минусы - дополнительная нагрузка на оборудование, вследствие чего уменьшаются сроки межремонтного пробега оборудования. Для сравнения: межремонтный пробег коксовой установки Омского НПЗ - 12 месяцев, а на аналогичной установке другого НПЗ, где используется асфальт, - 3 месяца. Такой вариант технологов завода не устраивает категорически. Правда, для товарного рынка асфальт - продукт экзотический. Спрос на него еще предстоит формировать, хотя первые потенциальные потребители уже нашлись. Некая фирма закупила пробную партию и сделала асфальтовые брикеты, которые можно использовать в строительстве автомобильных дорог, а можно просто печку ими топить. Кому что больше нравится. С 15 по 30 сентября на установке замедленного коксования провели опытный пробег с использованием асфальта. Перед тем как остановить оборудование для планового ремонта. На всякий случай, как говорится. Однако первый опыт прошел удачно. Получен качественный кокс. Выход продукта увеличился с 27 до 28,5%. До конца года все данные будут систематизироваться и анализироваться. Самым, надо заметить, тщательным образом. И комментарии специалиста службы главного технолога Натальи БУТИНОЙ сдержанно-оптимистичные. Опыт - сын ошибок трудных... Да и директор завода №1 Игорь ДУБКОВ настойчиво и неоднократно подчеркивал: не надо считать это окончательным решением проблемы использования тяжелых остатков. Действительно, сделан огромный шаг, но таких шагов может оказаться впереди еще много. Даже мировая практика ничего подсказать не может. К примеру, кокс, выпускаемый зарубежными конкурентами с использованием асфальтенов, несколько иной по химическому составу - высокосернистый, и применяется он в качестве топлива. А из омского кокса делают электроды для алюминиевой промышленности. Следовательно, и требования к содержанию серы весьма высоки. Но чем труднее задача, тем важней и интересней ее решить. И начало компанией "Сибнефть" положено хорошее. В Россию за "деревянными". Лохотрон в агентстве недвижимости. Виктор Шрейдер, вице-губернатор. Театр недели. "Оша" и "Омсквинпром" выиграли суд против законодательного собрания. Главная Экономика 0.0073 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |