Навигация
Главная  Экономика 

От платного здравоохранения никуда не денешься


- У жителей области возникает много вопросов, касающихся правомерности предоставления тех или иных медицинских услуг на платной (в том числе и в рамках ДМС) основе. Как известно, пока что на федеральном уровне существует слабая законодательная база по ДМС. Неурегулированность вопросов организации оказания платной помощи не устраивала ни медиков, ни их пациентов.

Все, что касается оказания медицинской помощи на территории Омской области, относится к ведению ГУ здравоохранения областной администрации. В частности, проблемами ДМС занимается ведущий специалист ГУ Олег МАКАРОВ. Вот как он оценивает сегодняшнее состояние этого направления и перспективы его развития:

В нем определено, на каких условиях и какие именно медицинские и немедицинские (например, обеспечивающие больным дополнительный комфорт) услуги могут оказываться в этих учреждениях за счет личных средств граждан, средств предприятий и организаций и средств ДМС.

И тогда было принято решение о создании нормативной базы на региональном уровне. Совсем недавно, 30 августа 2000 года, губернатором было подписано Положение о порядке и условиях предоставления дополнительных медицинских и иных услуг населению в лечебно-профилактических учреждениях Омской области.

Теперь, при наличии во всех лечебных учреждениях доступной информации, не составит труда определить законность оплаты медицинских услуг. Собственно, никакой Америки авторы этого документа не открыли. Были узаконены вполне логичные требования. Скажем, основанием для включения медицинской услуги в число платных может служить одно из следующих обстоятельств:

Этим же документом определен порядок выдачи разрешений на оказание платных услуг учреждениям здравоохранения и другие не менее важные вопросы. Положение является обязательным для исполнения всеми государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения на территории Омской области.

Например, если больной настаивает на госпитализации его в отдельную палату или учреждение более высокой категории без достаточных медицинских оснований, ему предложат за это доплатить. Полностью оплатить медицинскую помощь (кроме скорой неотложной) придется иностранным гражданам или лицам, не имеющим полиса ОМС.

- отсутствие услуги в Территориальной программе государственных гарантий оказания медицинской помощи, финансируемой за счет средств бюджета и фонда ОМС; - предоставление услуги на условиях, не предусмотренных Территориальной программой, либо сверх единых медицинских стандартов (перечень которых установлен ГУ здравоохранения), либо сверх объемов государственных гарантий.

Поскольку 41 статью Конституции РФ еще никто не отменял, основную часть медицинской помощи наши граждане должны получать бесплатно. При этом полностью за счет бюджета финансируются социально-значимые учреждения: противотуберкулезные, психиатрические, наркологические диспасеры и некоторые другие. А за счет средств фонда ОМС покрываются расходы медицинских учреждений на медикаменты и питание.

Тарифы, по которым должны оплачиваться медицинские услуги, разрабатываются медицинскими учреждениями самостоятельно, исходя из методических рекомендаций Минздрава и конкретных условий их предоставления: затрат на содержание помещений и оборудования, стоимости медикаментов, питания и так далее. Правильность расчета цен контролирует ГУ здравоохранения области или городское управление здравоохранения (в зависимости от принадлежности учреждения).

Для выравнивания ситуации государство сейчас не имеет ресурсов и реальных механизмов. Вот и получается, что россияне, живущие в разных уголках одной страны, фактически в разной мере могут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь. Самое печальное, что по этой причине доля платной медицинской помощи значительно возрастает в дотационных регионах.

Однако на сегодня стоимость территориальной программы Омской области покрывается за счет средств бюджета и фонда ОМС менее чем наполовину. Не секрет, что регионы России сильно отличаются друг от друга не только по климатическим, но и по финансовым возможностям. Если на одного красноярца в год расходуется 1300-1400 рублей из бюджета и фонда ОМС, то на одного омича в текущем году при самых благоприятных условиях удастся израсходовать только около 500 рублей.

Однако сегодня такое невозможно по целому ряду причин, и в первую очередь - экономических. Главная из них состоит в том, что большинству наших сограждан будут просто не по карману взносы, рассчитанные по классическим методикам на основе реальных данных о заболеваемости, стоимости медикаментов и прочих расходах.

Вариантом выхода из создавшегося положения могло бы стать широкое внедрение ДМС в его классической форме. Это устроило бы все стороны: страховщики регулярно получали бы взносы от своих клиентов и оплачивали счета медицинских учреждений за оказанную ими помощь, а застрахованные имели бы возможность сэкономить, оплачивая в виде взносов только часть стоимости медицинских услуг.

Крайне негативно отражается на работе лечебных учреждений то обстоятельство, что оказание платных услуг относится к коммерческой деятельности, а существующая в настоящий момент система налогообложения и изъятие этих средств из здравоохранения не позволяют минимизировать цены на медицинские услуги.

Те схемы, которые используются сейчас большинством страховых компаний, адаптированы к реальным возможностям населения. При этом страховщики защищают интересы застрахованного при некачественном оказании медицинской помощи. А классическое ДМС сейчас в основном производится за счет средств высокорентабельных предприятий, страхующих своих сотрудников.

Сейчас в среднем по России платные услуги составляют 11,7% от всего объема финансирования здравоохранения. В Омской области в 1999 году они составляли 6,7%, а в первом полугодии 2000-го - 5,7% всего объема. Это позволяет сделать вывод, что администрация и ГУ здравоохранения области держат ситуацию под контролем и не допускают стихийной коммерциализации здравоохранения.

Сложилась ситуация, когда государственные обязательства перекладываются на плечи регионов без учета их реальных возможностей. Мы надеемся, что новая концепция развития здравоохранения, принятая правительством РФ, позволит решить проблему финансирования Территориальной программы государственных гарантий, а также найдет пути и возможности возмещения гражданам средств, затраченных ими на медицинские услуги (например, выводя эти затраты из-под налогообложения).

 

Есть в России три столицы. Оружейники. Юрий Стрелец, директор государственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Омской области "Облжилкомхоз". Юрий Русиков, директор Омского филиала ОАО "Сибакадембанк". Громче не бывает.

Главная  Экономика 

0.0048
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.