Навигация
Главная  Экономика 

Тепло счет любит


Две вещи несовместные

Нет ничего более абстрактного и приблизительного, чем оплата населением коммунальных услуг. Люди мерзнут в своих благоустроенных квартирах или паршивеют без горячей воды вне зависимости от того, платят они за эти услуги или нет. Городская власть вроде бы озабочена этой проблемой, о чем свидетельствует постановление мэра города Омска Валерия РОЩУПКИНА "Об утверждении мер экономической защиты населения при снижении качества предоставляемых коммунальных услуг", которое вышло еще 31 июля 1995 года под номером 867-п, а потом редактировалось постановлениями № 359-п от 05.10.98, № 104-п от 08.04.99 и № 374-п от 09.08.200 Однако теория постановлений и практика коммунальной жизни - две большие разницы, в чем каждый омич убеждается на своей шкуре. Вот, к примеру, в моем доме в течение октября горячей воды не было в принципе, однако это обстоятельство ничуть не помешало ПЖРЭУ-4 включить оплату горячей воды в октябрьскую единую квитанцию.

Взять, к примеру, прошлый отопительный сезон: в прошлом году выдалась теплая очень и он начался во второй половине октября, а в этом была ранняя весна и топить перестали 18 апреля. Экономия ТЭЦ и котельных при сокращении сроков отопительного сезона очевидна - сотни тысяч тонн топлива не были израсходованы. Но это обстоятельство никоим образом не сказалось на плате за отопление населением - перерасчета по поводу сокращения отопительного сезона больше чем на один месяц, по сравнению с предшествующим, который начался в сентябре и закончился в мае, не последовало. Казалось бы, раз топили меньше, то и платить мы должны тоже меньше. Но это только с точки зрения здравого смысла, а никак не с коммунальной.

С повышением доли оплаты населением коммунальных услуг до 45% более половины наших коммунальных платежей стало приходиться на отопление и горячее водоснабжение. И это только цветочки, ведь, согласно постановлению правительства, мы уже в этом году должны платить 60% от стоимости услуг, в будущем - 70%, а впереди маячит 100-процентная оплата. В принципе, желание государства сбросить с себя дотационное бремя вполне понятно, но нужно разобраться, за что именно мы должны платить. Пока оплата коммунальных услуг и их наличие и качество практически не друг с другом.

Большинство омичей не знает, как же рассчитывается наша плата за отопление. Наши дома отапливаются от разных теплоисточников, у каждого из которых своя стоимость тепла. Утвержденная РЭК цена гигакалории колеблется от 178 рублей у Омскэнерго до 511 у котельных Омскгидропривода. А омичи же платят одинаково вне зависимости от того, откуда к ним в дома приходит тепло. Постановлением мэра № 410-п от 16.10.98 установлено потребление гигакалорий на квадратный метр жилой площади в зависимости от высоты потолка. Сейчас мы платим за гигакалорию 105 рублей - это 45% от ее средней стоимости по городу. - 233 рубля с НДС.

Как известно, оплата за отопление взимается круглый год. Сделано это под флагом заботы о населении: чтобы, дескать, зимой нам не пришлось платить слишком много. Причем нашего мнения по этому поводу никто не спрашивал, просто власти решили, что так лучше и удобнее. Самой власти так действительно удобнее: представьте, сколько жилищных субсидий и коммунальных компенсаций ей пришлось бы платить во время отопительного сезона. Удобно и энергетикам: летом они не топят, а деньги им капают - есть на что запасать топливо на следующий отопительный сезон. А вот удобство населения весьма сомнительно, поскольку платежи размазаны на целый год и совершенно невозможно понять за что мы платим и почему именно столько.

Плати и не рыпайся

Меня всегда интересовало, как именно рассчитали , сколько гигакалорий приходится на меня лично. В департаменте городского хозяйства мне объяснили методику расчетов. Два года назад общее количество гигакалорий, которое собирались поставить все городские теплоисточники населению, разделили на общую площадь муниципального жилого фонда. Таким образом расчетным путем было установлено, сколько тепла приходится на квадратный метр, а с учетом высоты потолков были выведены конкретные цифры. Сколько мы платим с квадратного метра за отопление, каждый может увидеть в коммунальной квитанции, а вот сколько мы получаем тепла на самом деле - не знает никто.

Омскэнерго учитывает фактический отпуск тепла с коллекторов станций, количество гигакалорий, получаемых населением, указывается в договорах между энергетиками и ПЖРЭУ. Департамент городского хозяйства старается контролировать снижение теплопотребления, ведь, в зависимости от того, сколько мы получили тепла, муниципалитету приходится компенсировать разницу в тарифах. Так, за период с июля 1999 года по май 2000-го Омскэнерго выставило для компенсации 3 081 170,42 гигакалории - именно столько, по расчетам энергокомпании, потребило население. Однако департамент предъявил акты о недопоставке тепла и признал только 2 896 276,1 гигакалории. Омскэнерго с корректировкой безропотно согласилось.

Специалисты департамента городского хозяйства признают, что расчеты нашей оплаты коммунальных услуг весьма усредненные и приблизительные. Дело в том, что установить истинный объем получаемого населением тепла проблематично, потому что теплоисточники установлены не на всех границах водораздела. А площадь муниципального жилья тоже постоянно меняется за счет приема на городской баланс ведомственных домов. К тому же расчетные коммунальные цифры распространяются не только на муниципальное, но и на ведомственное и областное жилье, что еще больше усугубляет их приблизительность.

Тепло от энергоисточников по одним и тем же сетям получает не только население, но и бюджетные и прочие организации и предприятия. При массовом отсутствии теплоисточников разделить, на кого сколько приходится, весьма проблематично. Омскэнерго да и любому другому поставщику тепла выгоднее получить как можно больше от потребителей, вне зависимости от того, сколько они получили гигакалорий на самом деле. Тепло для населения поступает по сетям, которые раньше принадлежали ПТСК, теперь - теплокоммунэнерго. ПТСК получало за транспортировку тепла свою долю от тарифа, теплокоммунэнерго по договору с Омскэнерго тоже будет получать плату за транспортировку. Транспортировщику тоже выгоднее передавать по своим сетям как можно больше тепла, а не блюсти интересы абстрактного населения.

Нетрудно подсчитать, что энергокомпания на этом потеряла порядка 30 млн. рублей, с учетом того, что в прошлый отопительный сезон гигакалория от Омскэнерго стоила 155 рублей. А кто поручится за то, что на самом деле население получило именно столько, сколько признал департамент? Возможно, на самом деле недопоставлено в конкретные дома еще полмиллиона гигакалорий? Основания для таких подозрений имеются: взять, к примеру, ТЭЦ-5, магистральные сети от которой тянутся на Левобережье через весь город. На выходе со станции фиксируется одно количество тепла, а до левобережного населения доходит совсем другое. Но если на границе водораздела не т теплосчетчика, приходится учитывать то тепло, которое отпустила ТЭЦ.

На мой вопрос о том, насколько связаны между собой сроки отопительного сезона и оплата тепла населением, в департаменте городского хозяйства внятно так никто и не ответил. В конечном итоге все вылилось в странную позицию коммунальных специалистов: мол, население все равно не полностью платит за отопление, в прошлый отопительный сезон мы платили всего 18% от тарифа, ну, подумаешь, на самом деле заплатили 20% - что тут страшного. В общем, мы должны платить, сколько скажут, и не рыпаться, а если муниципалитет что-то сэкономил, так все равно в городском бюджете средств на компенсацию разницы в тарифах заложено явно недостаточно.

Но кто-то все же должен контролировать, сколько тепла приходит в наши квартиры. Теоретически эта нелегкая обязанность возложена на ПЖРЭУ, которые получают лишь десятые доли процента от тарифов за то, что выполняют расчеты коммунальных услуг для населения. Когда-то ПЖРЭУ тоже имели свою долю в энерготарифах, но в июле 1997 года РЭК исключила из тарифа на теплоэнергию затраты на содержание ми ремонт внутридомовых и внутриквартирных сетей и включила их в тариф на обслуживание жилья. При явной непоставке тепла, как это, к примеру, было в октябре в Советском округе, ПЖРЭУ обычно составляют акты и производят перерасчеты населению. о экономически жилищные организации не заинтересованы в том, чтобы блюсти интересы населения, поэтому уповать на них не приходится. Когда прошлой зимой несколько домов в Чкаловском поселке из-за аварии на неделю остались без тепла, перерасчет за явную недопоставку тепла так и не был сделан.

Стало уже общим местом, что теплоснабжающим предприятиям все должны. Но долги населения за тепло на общем фоне весьма незначительны. На середину октября долг населения перед Омскэнерго составлял всего 57,3 млн. рублей. При этом из 233 178 лицевых счетов населения в Омскэнерго по 86181 счету зафиксирована переплата, добросовестные плательщики кредитуют энергокомпанию на 4,3 млн. рублей. А вот на 254 счета приходится долг более одного миллиона рублей, 27 405 кквартиросъемщиков платят за отопление по отдельной квитанции. Омскэнерго готово полностью выйти из единой квитанции, но это потребует немалых разовых затрат.

Торги здесь не уместны?

Как с горечью говорят в департаменте городского хозяйства, нередко коммунальные и жилищные организации относятся к друг другу как враги. Представители теплоснабажющих организаций регулярно не являются для подписания актов отсутствия (снижения) коммунальных услуг, поэтому в последней редакции постановления мэра появился дополнительный пункт: "В случае отказа представителя поставщика услуг от подписи акта акт может быть подписан представителем эксплуатирующей организации и КТОСа.

Вообще как ни ратует департамент городского хозяйства за сохранение единой квитанции, она трещит по всем швам. После газового кризиса из нее стали выходить газовики, некоторые ПЖРЭУ уже давно выставляют отдельные квитанции за свои услуги. На сегодня населению выгоднее платить по отдельным квитанциям, чтобы самому регулировать платежи в зависимости от наличия и качества той или иной услуги. Существующая практика перерасчета порочна по сути. Взять тот же многострадальный Советский округ, где население большую часть октября жило без тепла по вине энергетиков. Далеко не все ПЖРЭУ Советского округа сделали в единой квитанции перерасчет оплаты за отопление за октябрь, поэтому, если кто-то не станет платить, то с 11 ноября ему будет начисляться пеня за несвоевременную оплату неполученных услуг. Пусть Омскэнерого начислит за каждый день только 0,365% от ставки рефинансирования, но почему люди должны страдать из-за нерасторопности работников ПЖРЭУ?

В департаменте городского хозяйства подтвердили, что если население не получило услуги, то и платить за нее не должно, но в то же время признали, что нередко перерасчет происходит с запозданием из-за неоперативной работы ПЖРЭУ. Но дело не столько в неоперативности, сколько в многообразии причин непредоставления услуг. Взять то же от отопление: его может не быть по вине теплоисточника, из-за порыва теплосетей транспортировщика и по причине неготовности домовых сетей, принадлежащих ПЖРЭУ. Если в первых двух случаях жилищно-эксплуатационные организации ничуть не против составить акт и произвести перерасчет, то вот, когда услуги отсутствуют по их собственной вине, ПЖРЭУ должны составлять акты на самих себя и относить убытки на собственный счет.

Казалось бы, теперь можно быть уверенным, что за неполученную услугу нас платить не заставят. Но это только в теории, на деле составление акта отнюдь не гарантирует, что ПЖРЭУ обязательно сделает перерасчет. Во всяком случае, по моему дому вроде бы и акт составлялся, и температура "горячей" воды не превышала 30о С, но никакого перерасчета сделано не было. В результате старшая по нашему дому отказалась брать для раздачи квитанции, теперь мы собираемся платить по отдельным. И никакого дела до самоуправства ПЖРЭУ-45 Ленинского округа никому нет.

Самое интересное, что ПЖРЭУ не несут никакой ответственности перед жильцами, потому что никаких официальных договоров между ними и населением просто нет. Правда, в департаменте городского хозяйства меня уверили, что договоры между ПЖРЭУ и квартиросъемщиками будут заключаться в ближайшее время. Свежо придание, только вот где гарантии того, что после заключения договоров нас будут обслуживать нормально. Ну а пока, если ПЖРЭУ игнорируют законные требования жильцов о перерасчете, можно пробовать обращаться в окружные жилищные управления, департамент городского хозяйства или к самим поставщикам услуг - в Омскэнгергосбыт, Теплокоммунэнерго. Можно, конечно, просто не платить, но это чревато всякими неприятностями. В общем, главными застрельщиками установления справедливой оплаты реально поставляемых услуг должны выступать мы сами. Как там пелось в партийном гимне: "Никто не даст нам избавленья...

Наши ПЖРЭУ мало напоминают унтер-офицерскую вдову и сами сечь себя не собираются. В то же время очень часто в домен холодно или нет горячей воды только потому, что слесарь-сантехник просто забыл открыть вентиль или задвижку. Вот в моей квартире в октябре неделю батареи были горячими потому, что у соседки снизу протекала батарея и по этому поводу отключили весь стояк. Состояние внутридомовых и внутриквартирных сетей, на содержание которых ПЖРЭУ получают деньги в общей куче нашей платы за обслуживание жилья, чаще всего отвратительное, поэтому нередко в соседнем доме батареи горячие, а в вашем - еле теплые.

 

Проверяют "на вшивость" предприятие тепловых сетей и котельных. Омским крестьянам комбайны не по карману. Омскэнерго прессинг по всему правовому полю. Есть в России три столицы. Оружейники.

Главная  Экономика 

0.0079
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.