Навигация
|
Главная Экономика Первому газопроводу страны - 60 летВ конце августа представители федеральных СМИ и корпоративных изданий ОАО "Газпром" посетили производственные объекты ООО "Мострансгаз" и ООО "Югтрансгаз", расположенные на трассе юбиляра - магистрального газопровода "Саратов-Москва". Общая протяженность самого первого газопровода страны - 843 км, диаметр - 325 мм, давление - 5,5 МПа. Проходит он по территории Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Рязанской и Московской областей. По газопроводу-первенцу, которому в этом году исполнилось 60 лет, и сегодня подается газ жителям городов и сел двух регионов. Строительство газопровода "Саратов-Москва" стало отправной точкой для развития газовой отрасли страны В январе 1943 года елшанский газ пришел в Саратов. Сначала электростанции города получили надежную топливную базу, а вскоре на местный газ перешли и ведущие промышленные предприятия. В конце 1944 года Государственный Комитет Обороны СССР принимает решение о необходимости строительства первого дальнего газопровода "Саратов-Москва". Построен он был ударными темпами. И уже с июля 1946 года Москва начала ежесуточно получать по 800 тысяч кубометров спасительного для столицы саратовского газа, который и позволил отказаться от завоза миллиона кубометров дров, 650 тысяч тонн угля, 150 тысяч тонн керосина и 100 тысяч тонн мазута, которые были необходимы для обогрева 15 тысяч столичных квартир. Жизнь первому дальнему газопроводу страны дала Елшано-Курдюмская газоносная площадь в Саратовской области. Предположения о наличии в этом регионе газонефтяных месторождений советские ученые-геологи выдвинули в 30-х годах прошлого века. Тогда же и начались первые геологические изыскания. Первый газовый фонтан забил неподалеку от поселка Тепловка в 1940 году. Еще год спустя геологи заложили первую эксплуатационную скважину в районе поселка Елшанка, суточная продуктивность которой составила 800 тысяч кубометров природного газа. Работы продолжались интенсивно, и в 1942 году в районе поселка Елшанка уже были обустроены скважины с дебитом почти 2 млн кубометров газа в сутки. Тогда месторождение и вступило в промышленную разработку. На строительстве газопровода "Саратов-Москва" ученые и специалисты проложили путь к современной технологии строительства и эксплуатации магистральных газопроводов высокого давления, определили главные направления в создании специальной техники, обучили кадры строителей и эксплуатационников. На этой магистрали был накоплен бесценный опыт, который потом обогатился при создании таких газовых магистралей, как "Ставрополь-Москва", "Средняя Азия-Центр", "Бухара-Урал", "Сияние Севера", "Уренгой-Помары-Ужгород". Этот опыт и традиции востребованы и сегодня, когда Газпром ведет строительство трансконтинентальных газовых магистралей "Ямал-Европа", "Россия-Турция", "Северо-Европейский газопровод". А газопровод-ветеран, честно отработавший все эти годы, продолжает работать до сих пор. Хотя само Елшано-Курдюмское месторождение, ставшее его ресурсной базой, уже иссякло. Магистральный газопровод "Саратов-Москва" не только сэкономил весьма значительные ресурсы для столицы, но и стал опытным полигоном, на котором отрабатывались новые методы, неизвестные до того технологии. Десятки заводов машиностроения, приборостроения, электропромышленности и других отраслей изготовили почти 9 тысяч наименований различного оборудования и материалов, необходимых газопроводу. Именно при его строительстве был впервые применен поточно-скоростной метод ведения линейных работ, на нем испытывались строительные механизмы и приспособления для трассовых операций, газосварочные агрегаты. Впервые на практике была проверена сварка встык труб высокого давления с толщиной стенки 6,25 мм. Строители возвели шесть поршневых компрессорных станций общей мощностью 35 тысяч лошадиных сил. Именно тогда были заложены основы для создания в стране новых типов газоперекачивающих агрегатов. Первую очередь грандиозного объекта намечали сдать в 1968 году, но она вступила в действие еще раньше - в 1967 году. Новый газопровод стал питать ряд уже действующих газовых магистралей. В том числе "Саратов-Горький-Череповец", "Северный Кавказ-Центр", "Шебелинка-Канаково". Газопровод "Средняя Азия-Центр" стал важнейшим этапом развития не только газовой промышленности страны, но и всей ее экономики. Ввод этого объекта позволил улучшить газоснабжение Московской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской и ряда других областей. Прокладка газопровода ускорила и процесс освоения малообжитых и пустынных районов, где одновременно с газопроводом строились сотни тысяч квадратных метров жилья и социальных объектов. Последующие 40 лет судьба первого газопровода была связана с деятельностью Югтрансгаза. Когда в 60-е годах были открыты крупнейшие месторождения природного газа в Узбекистане и в Туркмении, в 1966 году руководство страны приняло решение о строительстве первой очереди магистрального газопровода "Средняя Азия-Центр" протяженностью свыше 2 000 км и с пропускной способностью 10,5 млрд кубометров газа в год. Саратов становится центром этого масштабного строительства, а на базе дирекции строящегося газопровода было создано затем газотранспортное управление "Саратовтрансгаз", которое трансформировалось в Главное управление "Югтрансгаз". Виктор Хрущ. Александр Лелякин. Наталья Ярох, председатель правления омского отделения союза дизайнеров "Дизайн - это красота и польза". Евгений Романюк, гендиректор ОАО "Авиакомпания "Омскавиа" Пока нет света в конце тоннеля". В январскую ночь на речке Омке. Главная Экономика 0.0087 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |