Навигация
Главная  Экономика 

Иван Яновский "Плавсостав стоит в очереди с просьбой направить в море..."


- Иван Иванович, не секрет, что 90-е годы стали переломными практически для всех предприятий России. Каким образом приватизация Иртышского пароходства сказалась на его развитии?

Иван ЯНОВСКИЙ работает на речном флоте уже 48-й год. За это время ему многого удалось добиться: прошел служебную лестницу от штурмана до генерального директора, впервые в истории Иртышского пароходства организовал морские перевозки. Сейчас финансовое положение пароходства стабилизируется. И поэтому неудивительно, что в этом году Координационный комитет международной программы "Партнерство ради прогресса" присвоил Ивану Ивановичу звание "Директор года". Когда я об этом узнала, то попросила Ивана ЯНОВСКОГО дать интервью.

Тогда, конечно, проще всего было поставить суда на отстой. Но жить надо было не только нынешним днем, а реально смотреть в будущее. И мы решили заняться морскими перевозками. Для нас это - абсолютно новое дело. Нужно было изучить спрос на транспортном рынке, найти заказчиков, организовать обеспечение судов, определить место их базирования. Вопросы постепенно решались. И летом 1991 года наши суда "Конда" и "Вагай" по морям Северного Ледовитого океана вышли в Балтийское море. Вскоре другой отряд судов пароходства отправился вокруг Европы на Черное море.

- В начале и середине 90-х годов выживать было трудно потому, что объемы заказов значительно снизились. Мы вынуждены были сокращать судовые экипажи, и как это отразилось на моральном состоянии речников, вы можете представить сами.

Несмотря на то что мы занимались морскими перевозками и строительством судов, финансовое положение в пароходстве было нелегким: зарплату не выплачивали по пять месяцев. Мне хотелось бы отдать должное нашим речникам, ведь они не устраивали забастовок, не митинговали, не писали плакатов: "Долой генерального директора!". Они надеялись, верили, что ситуация изменится. И выдержали. Вот уже в течение двух лет мы день в день выплачиваем зарплату. У нас нет долгов по налогам.

В те годы мы столкнулись с проблемой старения флота, ведь теплоходы, баржи, как и любая другая техника, изнашиваются. Был указ президента России о возрождении флота, но вопросы судостроения так и не решились. Поэтому мы сами занялись строительством судов. Взяли кредит в Германии, и работа пошла. В сентябре 1996 года в Германии сошло со стапелей первое судно - теплоход-супергруз "Иртыш-1", а в октябре в Петропавловске был спущен на воду "Иртыш-2". Этого, конечно, мало, но начало все-таки положено.

- Каково в настоящее время финансовое положение пароходства?

В этом году пароходство сработало лучше, чем в прошлом. Увеличился объем грузоперевозок, правда о цифрах говорить пока рано, поскольку навигация еще не закончилась. Мы освоили новые виды перевозок. Во-первых, начали транспортировать по заказу "Лукойла" сырую нефть (из Ханты-Мансийска в порты на Обской губе). Во-вторых, стали возить нефтепродукты в Дудинку для Норильского горно-обогатительного никелевого комбината (завезли туда более 30 тысяч тонн). Кстати, как известно, недавно группа руководителей омских предприятий ездило в Норильск. Мы тоже там побывали. Нас заверили, что в следующем году пароходству увеличат объемы заказов на поставку нефтепродуктов до 100 тысяч тонн. Мы же согласились изготовлять насосы для коммунального хозяйства Норильска, а также ремонтировать суда норильского флота.

Вполне возможно, 1 мая 2001 года оклады еще увеличим.

- Финансовое положение понемногу начало улучшаться. В мае мы, например, повысили оклады на 25 процентов. Не намного, конечно, но все же и это неплохо, если учесть, что у некоторых предприятий долги по зарплате.

- С первого мая начинает работать флот .

- А почему именно 1 мая?

- Да, пусть не очень большие, но платим.

- Дивиденды на предприятии выплачиваются?

- Иван Иванович, когда решили организовать морские перевозки, были противники этой идеи?

Кстати, недавно, в День пожилого человека , мы выделили каждому пенсионеру пароходства по 200 рублей. Сумма незначительная, но, думаю, людям было приятно, что о них не забыли.

В настоящее время на судах пароходства, работавших в море, находятся более 230 наших моряков.

- Противники были: и со стороны плавсостава, и со стороны некоторых руководителей. Люди не представляли, что морские перевозки принесут пароходству немалую прибыль (в первые годы работы на морях доход составил 50 процентов от нашего общего объема ). Говорили: "Зачем суда отправляешь за границу? Флот транжиришь". Сегодня же все по- другому: работники плавсостава стоят в очереди с просьбой, чтобы их направили работать на море. И это неудивительно, ведь капитаны дальнего плавания получают достаточно приличную зарплату в долларах.

- Каждому руководителю хотя бы раз в жизни приходится принимать нестандартное решение. Было и у меня такое. Например, не имея должной поддержки со стороны государственных и региональных органов власти, совет директоров пароходства принял решение взять кредит в Германии на строительство судов. Мы сами ездили к немцам и вели переговоры. Их банкиры были у нас, изучали все и в конце концов дали кредит.

- Будучи генеральным директором пароходства, вам, наверное, не раз приходилось принимать нестандартные решения?

- Мне было просто приятно, ведь я уже перешагнул тот возраст, когда от радости спирает дыхание.

- Как вы восприняли новость, что вам присвоили звание "Директора года"?

Но к наградам, дипломам надо относиться объективно. Если присвоили звание "Директор года", это не значит, что теперь можно бить баклуши. Работать надо.

Сегодня многие иностранные фирмы (да и наши тоже) проводят конкурсы, вручают медали, дипломы, и правильно делают. Ведь в мире бизнеса это создает авторитет. А когда есть авторитет, легче налаживать партнерские отношения.

- Это совершенно необычный случай. В детстве жил в степном районе, в Одесском (родители переехали туда вскоре после моего рождения). Я не видел ни реки, ни даже озера. Зато начитался книг о моряках, и у меня появилась мечта стать моряком или речником.

- Почему вы решили связать свою судьбу с флотом?

В этом году речному училищу исполняется 80 лет. Я уже написал свои воспоминания в юбилейной книге училища об учебе в нем. В детстве мы частенько подшучивали над преподавателями, баловались.

После окончания школы приехал в Омск поступать в речное училище. Тогда был очень большой конкурс: 20 человек на место. Я поступил, но с большим трудом. Денег у меня не было. В последние два дня вступительных экзаменов практически ничего не ел. Конституцию СССР сдавал в полуобморочном состоянии, но получил пятерку.

- С романтикой.

- С чем в детстве у вас ассоциировалось слово "флот"?

Сейчас для меня флот - это любимая профессия. Моя задача, мое предназначение - сделать все возможное для того, чтобы сохранить пароходство. Оградить его от вмешательства коммерческих структур, чтобы его не растащили по кусочкам, как Беломоро-Онежское, Северо-Западное, Волжское пароходство и некоторые другие.

Тех, кто несколько лет проработал речником или моряком, каждую весну тянет в рейс, несмотря на флотские трудности. Представьте: экипаж уходит в рейс в мае и возвращается только к ноябрю. Люди по полгода оторваны от семьи и дома. Но тем не менее, романтиками остаются до конца жизни.

- Вы говорили, что тех, кто несколько лет проработал на флоте, всегда тянет в море. А у вас никогда не возникало желания пойти в рейс?

У меня уже возраст такой, что я думаю не только о себе. У меня все есть: семья, дом. Я не хочу быть бизнесменом, думающем о личном обогащении.

Кстати, когда, проработав три года штурманом, пошел учиться в институт, то на первом курсе, весной, я чуть не бросил учебу: загудели гудки пароходов, и мне очень захотелось отправиться в плавание. Но переборол себя.

- Я каждый год хожу в рейс. Это предусмотрено в моем рабочем графике. Один раз в году обязательно отправляюсь в плавание на Север до Салехарда или Надыма.

- Какие у речников есть приметы?

Профессия речника(моряка) сильно затягивает. Люди, однажды испытав вкус этой работы, как правило, остаются верными ей навсегда.

- А вы верите в приметы?

- Самая главная - не уходить в рейс в понедельник.

- Вы сибиряк, и наверное, любите рыбалку, охоту?

- Не верю, но поддаюсь общему настроению.

- А чем вы еще увлекаетесь?

- Я очень люблю охоту, правда, езжу на нее один раз в год - на открытие охотничьего сезона.

Увлекаюсь киносъемкой. Раньше у меня была кинокамера, теперь - видеокамера. Где бы я ни был, всегда беру ее с собой.

- В детстве я долгое время занимался художественной самодеятельностью: плясал, играл на баяне. Поэтому люблю искусство, театр. Когда учился в училище, то раз в неделю обязательно посещал музыкальный театр. И сейчас, естественно, каждый сезон хожу в этот театр. Моя супруга любит симфонические произведения, и мы с ней посещаем Концертный зал.

- Поздравляю и желаю дальнейших успехов в работе.

Главное же мое увлечение - преподавание в Омском филиале Новосибирской государственной Российской академии водного транспорта (одно время читал лекции по рыночным отношениям и маркетингу, сейчас по внешнеэкономической деятельности). Мне очень нравится работать со студентами. Кстати, в этом году мой аспирант защитил кандидатскую диссертацию.

 

Выбор кондиционера Ballu. Книга недели. Канадские записки русской бабушки - 7. Беларусь сделала подножку ЗТМ. Подземные переходы под арестом.

Главная  Экономика 

0.0054
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.