Навигация
Главная  Экономика 

Их "баррелями" мы сыты по горло


Баррель, и что я в тебя такой влюбленный?

Если мировые цены на нефть не "заморозят", то российские автомобилисты сделают это со своими авто 4 октября бензин в Омске подорожал еще на 30 копеек. Это всего четвертое повышение в 2000 году.

Бюджет России, как правило, рассчитывается исходя из цены за баррель. Как только эксперты начинают предвещать падение мировых цен за нефть, государственных мужей начинает нервно потряхивать. Нынешний скачок цены за баррель, казалось бы, должен всех воодушевить. Не тут-то было. Говорят, что в связи с этим увеличился отток нефти за границу. Хотя у Константина ПОТАПОВА, вице-президента ОАО "Сибнефть", по этому поводу есть своя точка зрения. Так, по его словам, на сегодняшний момент в России добывается нефти приблизительно столько же, сколько в 1998-99 годах, плюс-минус 2 процента. Он считает, что разговоры о больших объемах экспорта нефти - обман, так как существуют очень жесткие государственные правила, по которым нефтедобывающие предприятия имеют право вывозить не более 30 процентов своей продукции. Но, как бы то ни было государство с ростом цен на нефтепродукты за границей очень рьяно начало предпринимать всевозможные заградительные меры. Это, видимо, и послужило причиной введения экспортных пошлин и балансовых заданий. Нефтяники особо не пострадали от шагов, предпринимаемых государством, и расценили их не иначе, как дополнительный налог, который не оставил их внакладе.

Многие эксперты, как всегда, стараются обвинить во всем заграницу. Мол, это они, буржуи, спровоцировали бензиновый кризис в России. Да, уж кого лихорадило и где действительно бродит призрак "бензиновой лихорадки" - Европа. Там в августе-сентябре рост цен на нефть в сочетании с высокими налогами на топливо взвинтил стоимость литра бензина до беспрецедентно высокого уровня и поднялся в среднем на 70 процентов.

Цепная реакция

Однако на внутреннем рынке произошел маленький переполох. Пошлины и задания, по сути, не сократили экспорт, и уже в 3-м квартале 2000 года российские нефтезаводы ощутили недостаток сырой нефти, что вызвало повышение ее стоимости. Так, в начале лета тонна нефти стоила около 3000 рублей, сейчас - более 4000 рублей. Как тут не поднять цены на бензин? Созданы были все условия, причем сделано это собственноручно. Подстегнуло еще и то, как СМИ (газеты и электронные) преподнесли россиянам бензиновый кризис, поразивший западные страны.

В других регионах цены, конечно, пока еще ниже (смотри сравнительную таблицу - цены на 15 сентября). Но видимо не на долго. Стоит их поднять в северной столице, как литр "по ползет" в соседних регионах, которые просто-напросто испугаются того, что у них начнется массовый "экспорт" и приведет к дефициту. Надо заметить, что русским только дай повод, и мы сами создадим себе проблемы: узнаем, что в соседнем городе поднялись цены и сами же у себя и скупим все топливо.

4 октября в Омске произошло очередное повышение цен на бензин. Последнее? Очень сильно сомневаюсь. По оценке экспертов, в России цены на топливо очень низкие и должны быть приближены к мировым. Для сравнения: среднеевропейская цена - 1 доллар. Но доходы среднестатистического жителя Западной Европы никак не сопоставимы с теми, что имеют россияне. Тем не менее, мы во всем стремимся быть как соседи-иностранцы. К примеру, в Питере А-92 уже стоит в среднем 9 рублей за 1 литр. В итоге количество заправок резко сократилось, личного автотранспорта на дорогах поубавилось.

Эта компания дилер Сибнефти (поджобберскому договору). Естественно, что тому же Омскнефтепродукту Сибнефть продает бензин по ценам ниже, чем "Трансмилу" или другим своим джобберам .

Можно сказать, что омский рост цен на бензин есть не что иное, как цепная реакция. Это подтвердил президент ООО "Трансмил" Валентин МИНГАЛЕВ.

Процесс пошел?

- Мы вынуждены устанавливать такие же цены, как на Омскнефтепродукте,хотя нам это не совсем выгодно, так как наш бензин достается гораздо дороже, чем ему, - сообщил Валентин МИНГАЛЕВ. Так, по словам некоторых мелких торговцев топливом, им не выгодно быть джобберами, так как приходится работать практически с нулевой рентабельностью. Что касается Трансмила, то компанию пока устраивают отношения со своим партнером по договору. По объемам продажи топлива Трансмил - третий в области. Омскнефтепродукт, является основным намизатором бензина в рознице, на втором месте (1/3 из общего объема) - "Юкос". Оптовые цены, установленные сейчас Сибнефтью, таковы, что крупные джобберы, каковым является последняя компания, позволяют иметь разницу между покупкой, расходами и реализацией в 10-15 процентов. По сути, как сказал Валентин МИНГАЛЕВ , цены, которые сейчас установились в Омске на топливо, приемлемы и их можно дальше не поднимать. Но даже после окончания уборочной страды, они все равно будут расти и могут достигнуть 9-10 рублей, что совершенно ни к чему. По существу, тем, кто занимается реализацией бензина, достаточно иметь приемлемые закупочные цены, спрос. Все это пока имеется, поэтому говорить о кризисе бензина в Омске нельзя. Но он может быть спровоцирован, если цены еще начнут расти и начнется закупка топлива впрок, а количество АЗС, особенно принадлежащих свободным торговцам, резко сократится. Это на мой взгляд.

На мой же взгляд, от того, что сократится число контейнерных автозаправок автолюбители не пострадают, плохо будет только самим владельцам АЗС. Почему такие выводы? Опять-таки по оценке крупных продавцов, у самих водителей недоверие к подобного рода автозаправкам, потому что бывают случаи, когда бензин на них продают разбавленный. Поэтому когда я поинтересовалась у президента Трансмила, не боятся ли они конкуренции мелких передвижных торговцев, он однозначно сказал: нет. Ответ был отрицательный даже после того, как я предположила, что "контейнерщики" могут сделать цены более низкие.

Как заметили в департаменте недвижимости, количество АЗС в Омске уже сократилось: это касается в основном контейнерных, а не стационарных, которые принадлежат крупным нефтеторговцам. По большому счету тому же департаменту без разницы, чьи будут АЗС, с чисто эстетической точки зрения стационарные даже лучше. Но несмотря на это специалисты ДН считают, что в росте цен на бензин надо винить не мировой нефтяной бум, а монополизм наших нефтяных магнатов.

Гадание на кофейной гуще

В итоге можно сделать вывод, что сами торговцы бензином отрицают возникновение кризиса в Омске, даже несмотря на повышение цен и сокращение АЗС: топлива, которое реализуют и крупные компании, и джобберы Сибнефти, хватит на всех. Видимо, надо учесть, что за последнее время значительно возросло количество машин, переведенных на газ.

- Бензинового кризиса в Омске не будет. Бензин был и будет, его достаточно вырабатывается на ОНПЗ, чтобы обеспечить потребности автолюбителей. Хотя тенденция вывоза, особенно в приграничных районах области, усилилась. Связано это с тем, что у нас самое дешевое топливо по сравнению с близллежащими регионами (смотри сравнительную таблицу - "КВ"). Такую тенденцию, безусловно, сохранить сложно. Если вокруг нас цены будут взвинчивать, то нас вынудят тоже поднять. Хотя, на мой взгляд, сейчас цены должны быть заморожены: рынок потребления в связи с окончанием уборочной снижается, на мировом рынке также пытаются повлиять на рост цен, наше государство, со своей стороны, тоже предпринимает какие-то действия...

Недаром говорят, что прогнозы - дело неблагодарное, но, тем не менее, люди склонны им верить. Вот какой прогноз сделал вице-президент ОАО "Сибнефть" Константин ПОТАПОВ на одной из последних своих пресс-конференций.

Розничные цены на бензин в других городах (по данным на 15 сентября)

Как и предполагал господин ПОТАПОВ, Сибнефть отреагировала на очередной скачок цен на бензин в других регионах. Но даже несмотря на очередное 30-копеечное повышение, мы пока по дешевизне - "впереди планеты всей". То ли еще будет.



ГородА-92дизельное топливо Тюмень7 руб. 60 коп.6 руб. 00 коп. Томск7 руб. 20 коп.6 руб. 10 коп. Сургут7 руб. 35 коп.4 руб. 75 коп. Челябинск7 руб. 50 коп.7 руб. 75 коп. Краснодар7 руб. 80 коп.5 руб. 40 коп. Москва7 руб. 50 коп.6 руб. 50 коп. Якутск8 руб. 60 коп.8 руб. 10 коп.

 

Увеличится налог на имущество. Виктор ПОГОДИН "Есть художники "умные головы", а есть - "умные руки".. Театр недели. Разложить по полочкам. Книга недели.

Главная  Экономика 

0.0074
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.