Навигация
Главная  Экономика 

Виктор Саута "Я хочу пожелать крестьянам оптимизма"


Персона

ГУП "Омское продовольствие" относится к тем управленческим организациям сельскохозяйственной отрасли, которым за недолгую историю досталось немало резких оценок из уст аграриев. Последним хотелось бы видеть в лице этого предприятия не только распорядителя средств областного бюджета, выделяемых на поддержку села, но и союзника в решении их многочисленных проблем. Впрочем, согласны с этим мнением и в самом "Омском продовольствии". Но на сегодняшний день отношения чиновников и крестьян идеальными не назовешь. О некоторых причинах несовпадения интересов партнеров рассказал генеральный директор ГУП "Омское продовольствие" Виктор САУТА.

"Хочу пожелать крестьянам оптимизма"

Виктор САУТА, генеральный директор ГУП "Омское продовольствие":

- Мне понятен подтекст вашего вопроса. На мой взгляд, частая смена руководителей может говорить об очень разных вещах. Кто-то, быть может, ушел потому, что не определился в своих целях, кто-то вырос из должности. А для нашего времени, когда все меняется так стремительно, это, в общем-то, закономерно. Меняются президенты, премьеры, министры... Это только раньше мы жили и знали, что будет через год, пять, десять. Сначала вступали в пионеры, потом в комсомол. Оканчивали школу, шли в институт и знали, где примерно будем работать. Теперь все по-другому.

- "Омское продовольствие" существует всего пять лет, а за это время вы уже третий по счету генеральный директор. Такая частая смена руководителей не смущала вас, когда давали согласие возглавить предприятие?

- Войдя в курс дел, какие главные задачи вы определили для предприятия?

Но, конечно, должность руководителя "Омского продовольствия", по моим первым впечатлениям, нелегкая. Круг возложенных обязанностей очень широк. И, наверное, ни одна из них не относится к числу легко выполнимых. Работаем в сфере сельскохозяйственного производства, а это на сегодняшний день, пожалуй, самая проблемная отрасль.

- Нынче областная власть предложила сельхозтоваропроизводителям отличный от предыдущих лет вариант участия в поставках урожая в региональный фонд. Что для вас изменится?

- Они были определены до меня. Если говорить коротко, то они вытекают из структуры предприятия. У нас два ведущих отдела - зерновой и мясо-молочный. Этим, думаю, все сказано. Мы должны имеющиеся ресурсы для материальной поддержки сельхозтоваропроизводителей направлять в зерновую и мясо-молочную отрасли, чтобы обеспечить потребителей основными продовольственными продуктами - хлебом, молоком, мясом.

Кроме того, невыполнение обязательств по поставкам зерна в региональный фонд, проще говоря, невозврат бюджетных ссуд, привел сельхозтоваропроизводителей в тупик: их слову теперь не верят. Прежде чем выделить очередную порцию финансовой поддержки, в коридорах власти крепко задумываются: а стоит ли это делать, если результат известен?

- В нашем случае новое - это хорошо забытое старое. Несколько лет областной бюджет в виде товарных кредитов выделял селу материальные ресурсы накануне посевных и уборочных кампаний с условием возврата зерном, из которого и формировался региональный фонд. Недостаток такой системы взаимоотношений в том, что ежегодно большие суммы кредитов не возвращались. Из года в год зерно в региональный фонд недопоставлялось. Какими это чревато последствиями, понятно.

В этом году впервые за несколько последних лет решено вместе с другими вариантами сезонной бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей вернуться к кредитованию "живыми" деньгами. Посмотрим, может быть, этот способ окажется более эффективным. Руководители сельхозпредприятий в большинстве своем не жалуют товарные кредиты. Говорят, что они за деньги смогут приобрести нужные им ресурсы по более выгодным ценам.

Так что перед нашим предприятием стоит задача: распределить материальную поддержку из областного бюджета так, чтобы она была максимально возвращена. Финансов в бюджете по-прежнему не хватает, от этого никуда не деться.

- Если проанализировать деятельность "Омского продовольствия" за предыдущие годы, вспомнить ее публичные обсуждения, то можно сделать вывод: предприятие находится под двойным прессингом. С одной стороны, сельхозтоваропроизводители упрекают: поддерживаете мало плохо с другой - областное руководство: не выполняете возложенные на вас функции, не возвращаете бюджетные ссуды... Как правильно выбрать линию поведения в такой ситуации?

В общей сложности под формирование регионального фонда зерна бюджетом выделено 20 миллионов рублей. Для того чтобы их эффективно разместить, совместно с Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия проведем тендер и выберем поставщиков, которые предложат зерно по самым выгодным для нас ценам. Не будем сбрасывать со счетов и такую характеристику потенциальных поставщиков, как надежность. А то ведь и с "живыми" деньгами может получиться так же, как с товарным кредитом. Взять - взял, а вернуть - не посчитал нужным.

- Поддерживая сельхозтоваропроизводителей, "Омское продовольствие" использует не только бюджетные средства: в прошлые годы брало банковские кредиты и размещало их в акционерных обществах. А сейчас пытаетесь привлекать средства партнеров из других регионов, заинтересованных в нашем продовольствии?

- Трудно сказать, где здесь золотая середина. Крестьян надо понять. Без поддержки извне мало какое хозяйство может справиться с проведением посевных или уборочных работ. Неблагоприятные погодные условия несколько лет подряд преследуют... Но я бы не стал категорично проводить линию раздела между интересами сельхозтоваропроизводителей и областной власти. У тех и других на самом деле одна цель - засевать все посевные площади, собирать весомый урожай, обеспечивать омичей необходимыми объемами продовольствия.

- В этом году омичи были свидетелями резкого скачка цен на хлебном рынке. Видимо, для того чтобы не случалось подобных фактов, "Омское продовольствие" должно активнее вмешиваться в состояние зернового рынка, в больших объемах формировать региональный фонд зерна?

- Эта сторона нашей деятельности еще развита не так хорошо, как хотелось бы. Но некоторые результаты уже есть. Например, накануне нынешней уборки мы выиграли тендер, проводимый Московской зерновой биржей, на поставку 50 тысяч тонн зерна по заказу правительства Москвы, предложив цену 3 тысячи рублей за тонну пшеницы 3-го класса. По этому контракту в область поступило 15 миллионов рублей - все они направлены в акционерные общества, которые пожелали принять участие в поставках зерна для Москвы, и были очень кстати в начале уборки. Но обстановка складывается так, что предложенная цена нас уже не устраивает. Если мы обойдемся собственными средствами для проведения всего комплекса осенних уборочных работ, то на этом, пожалуй, остановимся, либо будем настаивать на увеличении цены. С учетом расходов на транспортировку получается: отдаем москвичам зерно где-то по 2300 рублей за тонну, а сегодня цена должна быть не менее 2500.

Вся соль в том, что в Новосибирской области многие перерабатывающие предприятия остались в государственной собственности, у нас же все самостоятельные, поэтому их трудно объединить под одним знаменем. Мы соглашаемся, что перед нами стоят одни и те же задачи только тогда, когда собираемся на совместные совещания. А выйдя из зала, опять каждый думает о своем. Без сомнения, если объединить хлебопроизводителей, мелькомбинаты, хлебозаводы и направить финансовые потоки в одно русло, можно добиться влияния на зерновом рынке. Так же можно говорить о молочном и мясном рынках. А "Омскому продовольствию" в одиночку очень трудно регулировать отношения товаропроизводителей и их партнеров.

- При формировании регионального фонда зерна перед нами ставится несколько другая задача - обеспечить сырьем производство хлеба для социальной сферы и некоторых других потребителей. Но, безусловно, нам небезразлично состояние областного зернового рынка. В одной из своих первых служебных командировок в качестве генерального директора я побывал в Новосибирске. Там областная продовольственная корпорация как раз имеет немало положительных наработок в части регулирования зернового рынка, в частности определяя цены на продукцию мукомольной и хлебопекарной промышленности. Но у наших новосибирских коллег несколько другая система взаимодействия с переработчиками. Они объединены в одну команду. Вместе берут кредиты, помогают сельхозпредприятиям, держат уровень цен. Судя по всему, у них партнерство складывается очень неплохо. В этом году корпорация закупит для областных нужд у крестьян 385 тысяч тонн зерна.

- Это та проблема, над которой надо работать!

- Можно ли надеяться, что эта проблема не отодвинется на второй план, поскольку "Омское продовольствие" сегодня решает несколько другие задачи?

- Я считаю, что совсем неважно, в какой сфере ты работаешь, бизнесмен ты или государственный служащий. И в том и в другом случае надо иметь качества, которые определяют тебя как человека и специалиста. Одинаково успешно можно проявить себя на любом поприще. Надо только поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению.

- Виктор Михайлович, давайте отвлечемся от серьезных государственных тем. Есть люди, которые рождены для продвижения собственного дела, а другие, наоборот, гораздо увереннее чувствуют себя на государственной службе. К какой категории относитесь вы?

- Мое знакомство с крестьянским трудом началось задолго до института - родители осваивали целину в Северном Казахстане. Учась в институте, я несколько лет работал в студенческом механизированном отряде "Жатва". Там и узнал, как достается хлеб, работая за штурвалом комбайна. "Жатва" дала мне первые практические навыки работы с людьми.

- Полагаю, руководители хозяйства и остальные партнеры вашего предприятия уже отметили, что его новый директор - человек, хорошо знакомый с сельскохозяйственной отраслью. Легче работать, зная о сельском труде не понаслышке?

- Круг партнеров "Омского продовольствия" довольно широк. Но главные лица среди них все-таки сельхозтоваропроизводители, крестьяне. Что бы вы хотели сказать им со страниц газеты?

- Я смело могу считать себя представителем сельскохозяйственной династии. Жена тоже окончила сельскохозяйственный институт, по специальности - экономист. По родительским стопам пошел и старший сын, который учится на третьем курсе земфака ОмГАУ.

Что касается наших взаимоотношений, то мы надеемся на взаимопонимание. У нас работают люди, которым проблемы селян не чужды, многие сами работали в хозяйствах. Мы просто обязаны разговаривать на одном языке, жить одними заботами.

- Прежде всего, мне бы хотелось пожелать крестьянам оптимизма. Им сейчас трудно приходится, но надо верить в лучшее, даже если силы на исходе. Придет время, жизнь изменится, крестьянские заботы, наконец-то, дойдут до верхов власти.



Надо откровенно признать, долги, которые накопились у крестьян перед бюджетом за несколько последних лет, накладывают неприятный отпечаток на наше сотрудничество. Но, по моему мнению, наши партнеры уже поняли, что долги лучше отдавать. Тогда не будет мучать вопрос: у кого же просить помощи на следующий год?

 

Гороскоп. Учим на пятерочку. Восьмимартовская индульгенция. Татьяна Новосельцева "Главное ощущение перед выходом из самолета - внизу очень маленькая земля". Для властей закон не писан.

Главная  Экономика 

0.0068
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.