Навигация
Главная  Экономика 

Пейджер, пейджер, ты могуч...


Глядь, а их уже пять Для тех, кто не знает, перечислю омских пейджинговых операторов. Это "Релеро-Инжиниринг", "Омский пейджер", "Континенталь-Омск", "РВС-Мобил Телеком", "Интерантенна-Омск". И каждая компания имеет свои особенности и преимущества. Подробнее хочется рассказать об операторе, появившемся на рынке пятым и пока последним, поскольку "Интерантенна-Омск", безусловно, применяет в своей работе самые оригинальные маркетинговые подходы.

Пейджер (приемник персонального радиовызова) появился в деловом (и личном) обиходе не так давно. В частности, в Омске - всего четыре года назад. Несмотря на то, что за последний год резко снизились цены на обслуживание (от 30-40 долларов до 230-400 рублей в месяц) и на сами пейджеры (например, NEC 21A от 350 долларов до 2460 рублей), да и абоненты уже давно после кризиса очухались - услуга развивается катастрофически медленно и однобоко. Если в Москве или Новосибирске пейджеры уже давно вышли за рамки обычных приборов приема экстренных сообщений и стали использоваться более интенсивно и разнообразно, то у нас они по-прежнему просто пейджеры и все. Причин такого отставания от общих тенденций несколько.

Цены в "Интерантенне" средние. Что касается радиуса приема сообщений, пока он самый маленький среди операторов (см табл.). Примечательно, что среди клиентов компании много средств массовой информации. Это путь, проторенный когда-то "Омским пейджером" в целях проведения агрессивной рекламы: компания просто вбила в сознание омичей понятие о том, что такое пейджер и с чем его едят. Большое ей спасибо. Однако теперь пейджер часто ассоциируется исключительно с цифрами "008", что вызывает множество курьезов, не всегда веселых. Многим до сих под невдомек, что у каждого оператора свой операторский номер, а у "Континенталь-Омск", например, их целых два.

Наряду с обычным обслуживанием абонентов этой компании ждут ежеквартальные розыгрыши призов, возможность не только аренды, но и лизинга, и проката пейджеров (все это на разных условиях оплаты). "Интерантенна-Омск" предлагает колеблющимся попробовать "демо-пейджер", а также изобрела так называемый "виртуальный пейджер". То есть на некоторое время вам присваивается номер, сообщения приходят к оператору, потом вы получаете распечатку и платите за каждое "письмо" по два рубля. Сфера использования виртуального пейджера зависит от вашей фантазии. Рекламу на пейджерах в "Интерантенне" размещают бесплатно, но с условием предоставления скидок клиентам. Все эти "штучки" можно объяснить поздним выходом компании на рынок, да еще почти сразу после августовского кризиса - клиентов чем-то привлекать надо. Однако директор Алексей Платонов считает, что компания вписалась в рынок и конкурентов у нее нет, только друзья.

Если сразу после августа 1998 года потеря абонентов в компаниях достигла 30%, то сейчас почти все они вернулись. Абонентов даже стало больше, чем до кризиса. Однако общее число владельцев пейджеров в Омске оценивается операторами в 6-8 тысяч человек, при потенциальной емкости рынка большей минимум в пять раз (по моей оценке). Половина рынка у "Омского пейджера". Но это очень приблизительные и субъективные данные. Точных цифр никто из операторов называть не стал.

Вместе весело шагать Увеличение числа пейджинговых операторов не означает, что конкуренция заставит их снижать цены. Каждый товар или услуга продаются по своей рыночной стоимости, и никто работать себе в убыток не будет. "Омский пейджер" продолжает выставлять самую высокую цену за обслуживание, но, имея преимущество в виде короткого операторского номера, имеет на это полное право. Цены на обслуживание у всех вполне умеренные (см. табл.). Также все компании предлагают своим клиентам скидки и льготы.

Судя по тому, что цены на обслуживание (за исключением "Омского пейджера") во всех компаниях примерно одинаковые, можно сказать, что и в этом мнение операторов едино. Почти.

В последнее время наблюдается дефицит пейджеров, производители на этой волне категорически не желают снижать цены. Поэтому в Омске процветает торговля пейджерами, бывшими в употреблении, и дешевыми корейскими моделями. "РВС-Мобил Телеком" так вообще продает пейджеры ниже себестоимости, впоследствии компенсируя затраты абонплатой. Компании перепрограммируют "чужие" пейджеры, а в случае если это невозможно - меняются ими с коллегами по рынку. Но существует устная договоренность, согласно которой "криминальные" приборы не покупаются. Так что если вы случайно "нашли" пейджер, лучше верните его хозяину за вознаграждение.

Информация абонентам не нужна Во всем мире да и в других российских городах (Новосибирске, Екатеринбурге, не говоря уж о Москве и С-Петербурге) активно развивается такой вид дополнительных услуг, как передача на пейджеры информации по различным направлениям бизнеса и отдыха. Максимум, на что хватает всех операторов без исключения, - это передача погоды и курса доллара. "Интерантенна" и "РВС-Мобил Телеком" пошли дальше и помимо этого информируют абонентов несколько глубже (см. таблицу). Реклама на пейджеры также не получила своего развития. Операторы считают, что информация их абонентам не нужна, да они и сами с раздражением заявляют об этом.

"Интересный" маркетинговый ход сделала "Континенталь-Омск": бывшим клиентам других компаний там предлагают обслуживание более дешевое, чем своим собственным. На вопрос директору омского "Континенталя" Галине Захаровой, не опасается ли она, что если другие операторы внедрят подобный демпинг по отношению к ним, то смогут попросту разорить компанию, я получила отрицательный ответ. Смелого пуля боится, как известно, а уж что штык его не берет - и ребенку ясно. Все компании недовольны ситуацией, но вряд ли предпримут подобный ответный шаг.

Нет у нас и подписки на специализированные информканалы. Операторы объясняют это отсутствием спроса, слабой деловой активностью населения. Однако уже давно доказано, что именно предложение рождает спрос, а не наоборот. Главное - предложить умело. Впрочем, появись у абонентов потребность в расширенной информации - операторам трудно было бы ее удовлетворить, поскольку это повлечет дополнительные затраты по ее поиску, систематизации, выборочной отправке. Сейчас все берут информацию из Интернета или с пейджеров других компаний.

Конечно, кому понравится, если пейджер по делу и без дела будет "пиликать". Однако такое пиликанье объясняется особенностями пейджеров: 50% их парка - это устаревшие, одно- или двухстрочные модели с маленьким объемом памяти и не имеющие дополнительных ячеек (или каналов) для приема, помимо личной, еще и деловой информации. "Навороченные" приемники позволяют принимать такую информацию беззвучно, а уж дело самого владельца - обращаться к ней или нет.

Прямое сообщение Во всем мире радиоэфирные технологии уже давно связаны с Интернетом. В Омске пока только две компании - "Континенталь" и "РВС" - предлагают возможность отправки сообщений абонентам по электронной почте или через Интернет. Три другие компании планируют вскоре ввести такие услуги. Использование компьютера позволяет передавать сообщение на ваш пейджер из любой точки мира мгновенно, минуя операторскую, и даже без телефонного набора. Если вы абонент и находитесь в другом городе, то вашим друзьям или партнерам, оставшимся в Омске, не придется звонить по "межгороду", достаточно как обычно обратиться к омскому оператору, а оттуда "письмо" отправят по месту вашего пребывания. "Омский пейджер" вдобавок планирует ввести услугу отправки сообщений абонентам в тоновом режиме напрямую с телефона. Таким путем можно будет передавать не только цифры, но и до 100 фиксированных стандартных сообщений.

По некоторым оценкам, лишь десятые доли процента от общего количества абонентов используют услугу роуминга. И совсем большая редкость - применение выносного терминала (или собственной операторской для сотрудников своей фирмы). Почти никто не использует пейджер как личного секретаря - ведь можно передавать сообщения и самому себе, хоть на неделю вперед. В общем, для омичей пейджер - это просто приемник. Хотя за такие деньги его можно было бы использовать гораздо интереснее. Мешает развитию пейджинговых услуг приближение к ним по стоимости услуг сотовых компаний. Хотя это два совершенно несхожих предмета, и их пользователи принадлежат к разным экономическим категориям. Появление платных таксофонов тоже не на руку пейджинговым компаниям и их абонентам.

При выборе компании нельзя забывать, что многое зависит и от пейджера. Все основные функции заложены в нем самом: его чувствительность как приемника (там, где один пейджер молчит, другой работает), наличие дополнительных ячеек для деловой информации, размер памяти. Самые лучшие модели - Motorola, NEC, Oi-electrik. Недавно появившийся Pulsar-II тоже заслуживает внимания. Если сегодня вы купите дешевый пейджер, то завтра либо останетесь без информации, либо она вам будет досаждать, либо придется приобретать новый прибор. Кстати, дешевле всего купить пейджер с рук, а потом подключиться в той компании, которая вам более всего подходит.

В принципе, место для прихода еще нескольких пейджинговых операторов на рынке имеется, весь вопрос в том, чем они смогут привлечь своих абонентов. Для потенциального клиента самые главные критерии выбора - это радиус приема сообщений и стоимость обслуживания. К плюсам можно добавить короткий номер абонента и "легкий" номер операторской. Услуги по рассылке дополнительной информации, которые неизбежно будут развиваться, тоже являются (лично для меня) преимуществом.

 

Оценщики ждут 1 июля. Анатолий Бушуев "У коммунальщиков межсезоний не бывает". Фрагменты мифа о "загробной жизни", часть вторая. Двенадцать стульев. Губить природу должно быть невыгодно.

Главная  Экономика 

0.0118
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.