![]() |
![]() |
Навигация
|
Главная Экономика Как товарный знак получишь - береги егоЛес рубят - щепки летят Каждый год Роспатент выдает 20 000 свидетельств о регистрации новых товарных знаков Всего за каких-то десять лет наша страна неузнаваемо изменилась. У человека, сформировавшегося в условиях тотального дефицита, многое вызывает затруднение. Гораздо удобнее, когда из десяти наименований конфет мы твердо знали какие брать, если вдруг повезет. С пивом еще проще. Либо "Жигулевское", либо никакого. Теперь при обилии однотипного товара даже самые консервативные производители поняли, что покупателя нужно чем-то привлечь, чтобы он выбрал продукт, изготовленный их предприятием. Чем привлечь? Естественно, ярким, броским и запоминающимся товарным знаком. Сегодня это уже не просто картинка или звучное сочетание слов. Это имидж, престиж и "качество, проверенное временем". Он может стоить 5,5 миллиарда долларов, как "Coka-Cola", и не стоить даже десяти рублей, как "Банно-строительный комбинат ? 5". В любом случае, товарный знак - это собственность, с которой можно делать все что угодно. Правда, сначала его необходимо зарегистрировать в специально уполномоченном государственном органе - Российском агентстве по патентам и товарным знакам. По данным Роспатента, на сегодняшний день в России зарегистрировано порядка 200 000 товарных знаков и знаков соответствия. И каждый год подается еще 30000 заявок, из которых, по приблизительным оценкам, 20000 регистрируется. Чувствуете размах? Тут уж не до жиру - быть бы живу! И если в начале перестройки можно было разобрать по винтикам корейскую микроволновую печь и попытаться собрать "нечто" опасное для здоровья, но похожее по параметрам, то сейчас для большинства производителей вольной жизни пришел конец. Риск оказаться под действием чужого патента достаточно высок. А посягательство на чужую интеллектуальную собственность, несмотря на ее нематериальность, грозит вполне конкретными исками и судебными тяжбами. Система регистрации прав на интеллектуальную собственность в России еще далека от совершенства, и едва ли кто-то станет спорить с этим утверждением. Если процедура получения патентов на открытия, изобретения и полезные модели лишь незначительно изменилась со времен СССР, то регистрация товарных знаков - дело совсем новое. Можно сказать, что практика нарабатывается буквально на ходу. За шесть-семь лет мы опять пытаемся "догнать и перегнать" развитые страны Запада. Вкус, знакомый с детства А если ваш товар стал популярен на рынке, то необходима просто тройная осторожность. Во-первых, нужно следить, чтобы конкуренты не воспользовались вашими успехами. Во-вторых, стараться не нарываться на претензии, которые, как показывает практика, могут быть абсолютно немотивированными. Вот, к примеру, мексиканской фирме "Cerveceria Modelo, S.A. de C.V.", производителю пива "Corona Extra", не понравилось, что омский "Росар" выпускает продукцию с названием "Сибирская корона". "КВ" в свое время подробно описали все перипетии этого дела (см. ? 38 от 30 сентября 1999 года), когда мексиканцам не удалось добиться аннулирования Роспатентом свидетельства на словесный товарный знак "Сибирская корона", хотя, по мнению горячих латиноамериканцев, он сбивает с толку истинных ценителей пенного напитка своей похожестью на всемирно известный брэнд этой фирмы. Тем не менее, поволноваться омских производителей они заставили. Буквально у каждой популярной марки есть владелец, который вовремя оформил ее в собственность. И рано или поздно он заявляет о своих правах, предлагая конкурентам оплатить использование его интеллектуальной собственности либо добровольно, либо в принудительном порядке - через суд. Несколько лет назад по стране прокатилась волна судебных тяжб, многие из которых не закончились и до сих пор. Примерно так получилось с бывшим заводом СМС. Ему пытались запретить выпуск стирального порошка "Лотос". Видимо, еще не завершились проблемы у "Омскликероводки", в связи с претензиями бывшего "Союзплодоимпорта", который на сегодня обладает правами на все товарные знаки спиртных напитков, производившихся в СССР, поскольку в те далекие годы именно "Союзплодоимпорт" занимался экспортом алкогольной продукции за рубежи нашей Родины. Сами понимаете, что никого этот факт не интересовал до тех пор, пока все ликеро-водочные заводы не стали самостоятельными хозяйствующими субъектами. Сумятицу в Российский потребительский рынок вносит главный дестабилизирующий фактор - семь десятилетий коллективной собственности. Кому принадлежал товарный знак конфет "Белочка", пива "Жигулевское" или духов "Красная Москва"? Народу, а значит - никому. Так уж получилось, что многие из этих товаров, со знакомыми с детства "вкусом и запахом", пользуются устойчивым спросом до сих пор. Кондитерские изделия с популярными названиями, водка, пиво, средства гигиены и сигареты "Прима" с успехом производятся многими предприятиями, а значит, под ними лежит мина замедленного действия. Есть такая профессия - людям помогать В ответ, естественно, пошла новая волна судебных процессов с требованием аннулировать спорные регистрации. Часть из них действительно была аннулирована, как в случае с "Лотосом" или "Жигулевским" пивом. Но опять же это скорее исключение, чем правило. Предприниматели продолжают засыпать суды исками, а прокуратуры заявлениями, с требованием применить к упрямым директорам меры уголовного воздействия. Государство, в свою очередь, пытается их примирить, предлагая два пути - совместное использование "советских" товарных знаков несколькими производителями либо передача их в госсобственность. В принципе, ситуация патовая. Оба варианта имеют свои недостатки, поэтому до окончательной победы здравого смысла еще очень далеко. Институт патентных поверенных в нашей стране находится еще в зачаточном состоянии, как и многое из того, что пришло вместе с рынком. Хотя эта деятельность регламентируется довольно давно и утверждена постановлением Правительства РФ ? 122 от 12 февраля 1993 года, на сегодня в государственном реестре числится всего около семисот патентных поверенных. Причем большая часть из них, как нетрудно догадаться, проживает в Москве и Санкт-Петербурге. В Томске, к примеру, их не больше восьми. В Новосибирске пять, а в Омске всего двое - Светлана ФИЛОНЕНКО и Татьяна ШИШУРИНА. Как и любая государственная регистрация, оформление в Роспатенте права собственности на товарный знак, изобретение или полезную модель - дело многотрудное. В большинстве случаев оно занимает от полутора до двух лет. Согласитесь, не у каждого хватит терпения. И вот тут на помощь всем желающим приходят специалисты, которые готовы за определенное вознаграждение взвалить на себя основные хлопоты по получению охранных документов. Таких специалистов во всем мире называют патентными поверенными. А зачем нам это надо? Круг вопросов, которыми занимается патентный поверенный, достаточно широк. Естественно, основная функция - оказание помощи при оформлении прав на интеллектуальную собственность в Роспатенте. Кроме этого, они могут выступать доверенными лицами правообладателя при защите его интересов в судах и прочих уполномоченных органах. Надо сказать, что эта сторона деятельности патентных поверенных, несмотря на свою востребованность, распространена еще не столь широко. Видимо, потребуется некоторое время для создания необходимого стереотипа. Многие в таких случаях предпочитают решать вопросы по старинке, через адвокатов, хотя во всем мире действует определенная процедура досудебного разбирательства. Да и в нашей стране существует Апелляционная палата Роспатента - организация, предназначенная именно для разрешения конфликтных ситуаций между правообладателями. Сегодня можно отметить резко возросший интерес к товарным знакам. Значимость этих объектов становится более понятной. Статистических данных, естественно, нет, но Татьяна ШИШУРИНА продемонстрировала несколько толстых папок, в которых хранятся заявки, находящиеся в производстве. По приблизительным оценкам, их более сотни. Видимо, стадию "зачем?" мы благополучно миновали и дошли уже до стадии "как и почем?". Именно этот вопрос, как говорит патентный поверенный Татьяна ШИШУРИНА, чаще всего задавали омские предприниматели еще несколько лет назад, когда она предлагала им свои услуги. Конечно, "Росар", "Оша" и некоторые другие наши производители прежде чем широко выйти на рынок, оформили права на все свои логотипы и этикетки. Но есть и другие примеры. Директор одной крупной коммерческой фирмы даже высказался в том смысле, что если бы ему выставили иск в 150 миллионов долларов, он бы подумал. А так, мол, не имеет смысла. Более точную сумму назвать нельзя, поскольку все зависит от сложности работы и срочности. Чем быстрее, тем дороже. Базовые 1,5-2 года можно, при желании, сократить до 8 месяцев и даже до 4, но при этом и вышеназванные цифры увеличатся на порядок. Это уже не пошлина, не оплата услуг патентного поверенного и не взятка. Платят за ускорение государственной экспертизы и за услуги самого Роспатента. Зарегистрировать товарный знак можно и самостоятельно. Это обойдется совсем дешево. Вы заплатите только небольшую пошлину за подачу заявки и внесение в реестр, если, конечно, сможете самостоятельно разобраться в хитросплетениях процедурных вопросов. Нормативные документы, регулирующие состав и процесс подачи заявки, постоянно меняются. Самый дорогой вариант - через московских патентных поверенных. Опять же понятно почему - прожиточный минимум в столице достаточно высок, а кушать хочется всем. Минимальные расценки начинаются с 400 долларов. Есть примеры, когда лишь за оформление заявки просят 350 В Омске цены более приемлемы, и доступны большинству предпринимателей. В конечном итоге, стоимость услуг регулируется спросом и предложением. Хотелось бы отметить интересные совпадения. К примеру, меня лично заинтересовал факт регистрации булочно-кондитерским комбинатом ? 3 торговой марки "Земфира". Думаю, продюсер популярной среди подростков певицы Земфиры очень расстроится, увидев в продаже этот зефир. Три к одному, что он тут же подаст иск в суд. Ничего не получит, но нервы комбинату помотает изрядно. В каком виде регистрировать товарный знак, лучше проконсультироваться со специалистами. Иногда, как считает Татьяна ШИШУРИНА, имеет смысл защитить графическое решение, а иногда просто интересное слово, которое входит в фирменное название, несет рекламную и смысловую нагрузку. Естественно, слов не так уж много, и складывается впечатление, что уже разобрали весь словарь русского языка. Причем регистрируют и на сегодня, и впрок. По принципу - "в кулацком хозяйстве все пригодится". В заключение еще один немаловажный момент: объекты интеллектуальной собственности действительно защищаются законом, но если ваши права кто-то нарушил, то справедливость восторжествует только в одном случае: когда вы сами будете предпринимать правильные и решительные действия.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Главная Экономика 0.0637 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |