Навигация
Главная  Экономика 

Управленческий консалтинг


Как известно, умный человек - это вовсе не тот, кто никогда не попадает в сложное положение, а тот, кто умеет с честью из него выйти. Причем в некоторых случаях самостоятельно найти этот выход достаточно сложно либо вовсе невозможно. И тогда зовут на помощь специалистов со стороны: юристов, финансистов, маркетологов...

Простой житейский опыт подсказывает нам, что никто не может быть полностью застрахован от неудач. В истории даже самых успешных предприятий бывают периоды, когда дела идут далеко не самым лучшим образом. Именно такие моменты становятся пробным камнем для любого руководителя.

В России консалтинг как самостоятельный вид деятельности (консультирование по вопросам управления) появился недавно. Но между тем на рынке существует уже немало фирм и отдельных консультантов, предлагающих свои услуги руководителям и управленческому персоналу организаций-клиентов.

Вот только помогает это далеко не всегда - чаще всего потому, что обращаются за помощью не по адресу. Ситуация получается в точности такая же, как в медицине, где правильный диагноз - это 90% успеха. А правильный диагноз предприятию могут поставить только профессионалы в области управления.

Как правило, руководители и управленческий персонал омских предприятий (независимо от их отраслевой принадлежности) склонны винить в своих неуспехах внешние причины: несовершенство правовой и законодательной базы вообще и высокие налоги в частности.

К кому именно в каких случаях имеет смысл обращаться? К сожалению, далеко не все российские руководители могут правильно ответить на этот вопрос. На самом деле ответ зависит от того, с проблемами какого уровня столкнулось руководство конкретного предприятия.

Более прогрессивные руководители видят причины своих проблем в незнании рынка, отсутствии высококвалифицированных рабочих и специалистов, неотлаженной системе сбыта, слаборазвитой системе финансового управления. Это проблемы второго порядка. Здесь помощь консультанта необходима уже на стадии формулирования проблем и определения причинно-следственных связей между ними.

Основными проблемами внутреннего плана они считают недостаток оборотных средств, устаревшие технологии и оборудование, плохую организацию труда. Но это все - проблемы первого порядка, лежащие на поверхности и не объясняющие причин сложившегося положения. Их легко можно выявить и без помощи консультанта, а вот для решения уже потребуется помощь профессионалов.

Обычно это отсутствие адекватной внешним условиям организационной структуры (а следовательно, неэффективное взаимодействие предприятия с партнерами, конкурентами, государственными органами и так далее), информации о реальном положении дел на предприятии (по причине плохого взаимодействия между отдельными службами и сотрудниками предприятия), четко выработанной стратегии поведения на рынке, отсутствие управленческой команды либо низкая квалификация управленческого персонала.

Наконец, есть проблемы, которые руководители ощущают неявно. Обычно их определяют так: "нет порядка", "не могу добиться нужной информации", "не знаю, какой бизнес развивать", "не хватает знаний по менеджменту". Это проблемы третьего порядка - глубинные проблемы организации, выявить и сформулировать которые под силу только профессиональным консультантам в сфере управления.

Какие же проблемы функционирования и развития предприятия могут решать специалисты по консалтингу? Перечисление их займет достаточно много места, поэтому ограничимся самым общим перечнем. К нему относятся проблемы, связанные с: - самим существованием организации, перспективами развития бизнеса; - администрированием (организацией работы офиса, системой контроля и так далее); - финансовым управлением; - управлением персоналом; - маркетингом; - организацией производства; - информационными технологиями.

Все попытки решить проблемы первого-второго порядка окажутся безуспешными, если не решены самые глубинные. А выявление, систематизация и ранжирование проблем предприятия - это сложный процесс, называемый диагностикой и требующий специальных знаний. Кроме того, понимание истинных проблем немыслимо без взгляда со стороны, то есть участия наблюдателя-профессионала.

Руководители, понимающие проблемы второго порядка, берут в штат маркетологов и специалистов в области финансового управления либо заказывают маркетинговые исследования или проекты, способствующие улучшению системы сбыта (например, рекламные компании, разработку имиджа фирмы и так далее).

Однако пока что руководители омских предприятий прибегают к помощи профессиональных консультантов только в тех случаях, когда необходимо составить бизнес-план инвестиционного проекта для получения кредита в банке, уменьшить налогооблагаемую базу или провести реструктуризацию предприятия с целью уменьшения той же налогооблагаемой базы (как правило, уже на стадии банкротства предприятия).

Появились и фирмы, которые предлагают услуги по управленческому консультированию, то есть решению проблем третьего порядка. И здесь уместно будет сказать об одной деликатной проблеме, имеющей первостепенное значение для развития рынка консультационных услуг.

Спрос, как известно, рождает предложение. Отсюда - появление в городе фирм, специализирующихся на маркетинговых исследованиях, рекламном бизнесе, проведении семинаров-тренингов под общим названием "Технология продаж". Отсюда же - появление большого числа кадровых агентств, которые помогают предприятиям в поиске специалистов требуемой квалификации.

Так как же быть? Может, не стоит обращаться к консультантам? Стоит! Потому что есть у нас в Омске профессионалы, которые имеют и необходимые знания, и (что особенно важно) опыт решения проблем в непростых условиях формирующегося российского рынка. В одном из ближайших номеров "КВ" предполагается дать обзор омского рынка консультационных услуг, чтобы облегчить руководителям предприятий поиск тех, кто может и готов оказать им необходимую помощь.

Дело в том, что деятельность эта на настоящий момент в России не лицензируется. А значит, нет никаких гарантий того, что каждая фирма, называющая себя консалтинговой, и в самом деле способна обеспечить высокий уровень проводимых исследований и, соответственно, существенное улучшение ситуации на предприятии после проведения предписанных ею реформ.

 

Крутое пике "Су-33". Прокуратура подводит итоги. В актерской энциклопедии немалое место заняли омичи. "Сибирская корона" шагает в новый век. В помощь горе-студентам.

Главная  Экономика 

0.1114
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.