Навигация
Главная  Экономика 

"Независимой прессы в России нет"


Виктор Павлович родился 6 ноября 1948 года на Украине -- в городе Остроге Ровенской области. Среднюю школу окончил в Луцке (центр Волынской области), куда переехали его родители. С первой попытки поступить на журфак Ленинградского университета не удалось, поэтому в течение года работал в аэроснегомерной экспедиции гидрометнаблюдателем по Центральной России, колесил по городам и весям. В 1967 году поступил на заочное отделение факультета журналистики ЛГУ, три года проработал рядовым бойцом в пожарной охране. В 1970-м вернулся в Луцк, где работал художником-оформителем. В процессе журналистской практики попробовал перо в саратовской газете "Заря молодежи" и новосибирской "Молодости Сибири". После окончания университета в 1974 году решил перебраться в Новосибирск, в той же "Молодости Сибири" работал сначала корреспондентом, потом - заведующим отделом.

5 марта 1999 года назначен директором Новосибирского филиала Национального института прессы.

Женат, имеет двух сыновей, одного внука.

В 1975 году призван в армию. В качестве рядового проходил службу в газете "Ленинец" Новосибирского высшего военно-политического училища, а через год вернулся в "молодежку". В 1979 году перешел в областную газету "Советская Сибирь", потом недолго поработал ответственным секретарем в журнале "Новосибирский агитатор" и поступил на отделение журналистики в Новосибирскую высшую партийную школу. После ее окончания, в 1983-м, был назначен главным редактором "Молодости Сибири" . А через два года был приглашен в Агентство печати Новости, собкором, а вскоре назначен заведующим Западно-Сибирским отделением агентства. В 1989 году в Новосибирске вместе с группой коллег организовал принципиально новое по тем временам издание - межрегиональную (от Урала до Дальнего Востока) "Сибирскую газету", главным редактором которой он и стал. До 1992 года совмещал работу в газете и АПН, но после реорганизации агентства в РИА "Новости" ушел оттуда. "Сибирская газета" несколько раз меняла свое название, а в конце 1998-го окончательно прекратила свое существование. До назначения директором филиала участвовал в нескольких издательских проектах.

- Виктор Павлович, для начала хотелось бы узнать: что из себя представляет Национальный институт прессы и чем он, собственно, занимается?

Виктор Юкечев, директор Новосибирского филиала Национального института прессы: "Независимой прессы в России нет". В годы перестройки российскую прессу стали называть "четвертой властью". Тогда, на волне демократического подъема, перекормленный идеологической жвачкой официальных изданий народ жадно впитывал правдивую информацию, обрушившуюся на него с экранов телевизоров и страниц газет и журналов. Именно тогда тиражи многих изданий достигли невиданных высот, "АиФ" даже попал в Книгу рекордов Гиннеса по этому поводу, по публикациям возбуждались уголовные дела и снимались проштрафившиеся руководители. Но романтический период развития отечественных СМИ быстро закончился, на смену идеологическим цепям пришли экономические, которые оказались куда страшнее. Писать и вещать можно по-прежнему о чем угодно, только любая критика - не более чем сотрясение воздуха, власть на нее практически не реагирует. Недавно в гости к "КВ" приезжал из Новосибирска руководитель регионального филиала Национального института прессы Виктор Юкечев, с которым состоялся серьезный разговор о проблемах, состоянии и возможных путях развития российской, и в частности, сибирской прессы.

В 1998 году пресс-центр зарегистрировался как российская общественная организация и стал Национальным институтом прессы. На сегодняшний день работают региональные представительства института в Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, было еще в Нижнем Новгороде, но закрылось. Существует институт на гранты различных международных фондов, до 70% финансирования приходится на долю Американского агентства по международному развитию. Сейчас происходят изменения формы взаимодействия института со своим учредителем, региональные представительства получат больше самостоятельности. Изменится и схема финансирования: планируется разделить финансовые потоки по филиалам, чтобы улучшить финансирование региональных программ в поддержку местной прессы.

- Первоначальное название нашего института - Российско-Американский информационный пресс-центр. Он был организован (в качестве совместной программы) в 1992 году, с американской стороны учредителем выступил Центр войны, мира и СМИ факультета журналистики Нью-Йоркского университета, с российской - Институт США и Канады Российской Академии наук. Первоначально пресс-центр преимущественно организовывал пресс-конференции, потом стал проводить семинары для журналистов негосударственных изданий с использованием современных обучающих методик.

- Как вы оцениваете то, что сейчас происходит в российской журналистике? Есть ли надежда на то, что она-таки станет четвертой властью?

В Новосибирске мы тоже занимаемся проведением семинаров и конференций, открыли Интернет-центр. Недавно провели межрегиональный семинар по журналистской этике, в котором приняли участие журналисты из многих сибирских областей, а чуть раньше - аналогичный семинар для районной прессы, по итогам работы которого была принята Хартия учредителей (издателей) и журналистов районных газет Новосибирской области.

Я считаю, что пресса не должна, да и не может быть четвертой властью, ведь для этого должен быть некий властный ресурс, которым она могла бы распоряжаться. Так что "четвертая власть" - это не более чем метафора, власть общественного мнения, от которого, впрочем, конечно же, многое зависит. У нас для правового регулирования СМИ принято восемь законов, но если бы они исполнялись в полной мере... Тот же Закон об освещении деятельности государственных органов в государственных СМИ существует, но добиться от чиновников истинной информации практически невозможно.

- В советские времена существовала разрешительная журналистика, изданий было в разы меньше , чем сейчас. В конце 80-х появилась якобы возможность для свободной журналистики. Но тогда еще ни у кого не было представления о медиа-рынках, никто не знал, по каким экономическим принципам должна существовать независимая пресса. Да и кадры для новой журналистики не готовили: старые учебники устарели, зарубежные не приняли, да и до сих пор мы живем в вакууме журналистской подготовки. - Когда я вспоминаю, чем приходилось заниматься во время учебы на журфаке ЛГУ, даже не хочется заходить в alma-mater. Нас учили чему угодно, кроме журналистского ремесла.

Не может быть независимой прессы без экономической независимости СМИ. Информационная сфера регулируется законами рынка, а поскольку рынок у нас пока уродливый и недоразвитый, то и пресса такая же. Я называю журналистов "хомо этикус", но после того как не стало надзирателей за выполнением журналистских норм, само журналистское сообщество пока не умеет регулировать себя. Во многих западных изданиях журналисты берут на себя обязательства не участвовать в фуршетах, не ездить в командировку за счет пригласителя. А кто у нас может себе такое позволить при общей нищете СМИ? Снизу мы все вчерашние, стариков заставлять измениться бесчеловечно, а те, кто помоложе, тоже не смогут полностью перекроить себя. Поэтому новая свободная российская пресса появится только тогда, когда в нее массово придут молодые журналисты, не обремененные негативным опытом.

Публиковать сейчас можно все что угодно, но критические разоблачения не дают никакого видимого эффекта. Журналисты практически не имеют влияния на власть, которая когда-то испугалась первых шагов не зависимой от нее прессы. То, что происходит, - это своеобразная система испуга новой российской власти: независимость журналистов, которые пишут не по заданию оппонирующей стороны, пугает всех чиновников, поэтому на всех уровнях власти негласно приняты единые правила: пусть пресса тявкает, как хочет, а караван будет идти, не обращая на это никакого внимания. Независимая пресса осознанно разрушается властью, подминается властными или коммерческими структурами. По оценкам исследований российских СМИ, уровень доверия к ним у людей, потребляющих прессу, колеблется от 2 до 10%. Так что нашу прессу скоро нужно будет называть по-другому, а пока кто-то просто не верит журналистам, кто-то просто не требует от них достоверной информации, а кто-то откровенно использует прессу для достижения своих целей тогда, когда возникает необходимость.

- Для изучения рынка в Новосибирске нашим филиалом задуман проект "Медиа-новости", в рамках которого будет проводиться мониторинг СМИ: кто кому симпатизирует, кто кому принадлежит. В результате будет составлена своеобразная медиа-карта. Последние изучения проводились в связи с думско-губернаторскими выборами, потом - к президентским. В ходе губернаторской кампании, которая велась очень серьезно, было установлено, что 70% новосибирского медиа-рынка контролировал прежний губернатор Виталий Муха, 25% - мэр Толоконский, 5% составили московские вкладки, которые позволяли себе никому не быть обязанными.

- А что из себя представляет новосибирский газетный рынок?

Ни одного экономически независимого издания в Новосибирске не существует. Наиболее независим "Вечерний Новосибирск", который не меняет ориентацию на прежнего мэра Виктора Толоконского, ставшего губернатором, но и новому мэру оказывает поддержку. "Новая Сибирь" - наиболее профессиональная газета, но, как говорят в народе, "шибко умная". Чтобы выделиться на рынке, она перешла на американский формат В-2 (полосы чуть уже, чем наши обычные, но подрезать их приходится вручную). Тираж у нее - до 5 тысяч, поэтому, не имея возможности окупить себя, деньги получает от финансовых структур, владеющих сетью городских супермаркетов и универмагов. Издательский дом "Русский характер" издает еженедельник "Коммерсант-Сибирь", который стремитсявыглядеть независимым, но на самом деле неявно финансируется фирмой "ВИНАП".

Есть такой пиаровский принцип: для достижения результата на выборах соотношение негативных и позитивных отзывов должно быть 3:2, если положительных больше, кандидат проигрывает. Тотальное использование Мухой местных СМИ его же и погубило. Последние две недели перед выборами он не сходил с экранов и газетных страниц, переборщил с пиаром, в результате не прошел даже во второй тур. Наиболее оболванивали всех бесплатные газеты, тираж которых в ходе предвыборной кампании достигал 500 тысяч, - "Красный уголок" , приложение к "Вечернему Новосибирску", и "Сибирский характер".

Новосибирский центр защиты прав прессы просуществовал полгода, пока не кончился грант. Остался пресс-клуб, который работает как хорошая информационная площадка, проводит мониторинг нарушения прав журналистов. Но в целом у него нет общественного веса, чтобы по-настоящему защищать журналистов. А в целом состояние новосибирских СМИ не слишком отличается от общероссийского.

У многих новосибирских изданий просматривается тенденция: все равно под кем лежать, лишь бы тепло было. Сразу после победы Толоконского на выборах "Советская Сибирь", которая до этого его ругала, стала так же самозабвенно хвалить. Толоконский не раз говорил, что выступает против участия органов власти в деятельности любых СМИ, но пока от учредительства районных газет областная администрация почему-то не отказывается. Схема взаимодействия с властью пока обсуждается журналистским сообществом, но основное слово, увы, не за журналистами.

- К сожалению, буду банален: свободного времени практически нет. А если бы оставалось, играл бы в спортивные игры - гандбол, баскетбол, как когда-то. Иногда удается на пару со старшим братом сыграть в баскетбол против своих сыновей, горжусь тем, что пока выигрываем. Люблю процесс "заземления" на даче.

- Ну и последний вопрос: чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?



Мой старший сын окончил Новосибирский электротехнический институт, сейчас возглавляет "Сиб-Инфо-Центр" и газету "Работа для вас", которые достались ему в наследство от меня, а вот фирму "Сибирские мебельные технологии" он организовал сам. Младший еще учится на гуманитарном факультете НГТУ, но уже работает как профессиональный веб-дизайнер, создал собственную незарегистрированную пока фирму "М-арт". Жена в прошлом ихтиолог, сейчас работает на "Сибирской ярмарке". Ну а я вижу смысл своей жизни в том, чтобы у российской прессы было более оптимистичное (или просто профессиональное!) будущее.

 

Пивзавод "Волочаевский" - банкрот. Тьма над городом. Бизнес-ланч не слишком забытое старое. Мздоимец при погонах. Владимир Сизонтов "Футболисты требуют больших денег, но их не отрабатывают...".

Главная  Экономика 

0.0082
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.