Навигация
Главная  Экономика 

Геннадий Байбак, "Торговать в ларьки строители не пойдут"


Старожилы омичи нередко вспоминают, каким был наш город когда-то тихим и маленьким. Несомненно, за 60 лет изменения в его облике произошли кардинальные. И не последнюю роль сыграл в этом "строительно-монтажный трест ?2". Каждый день мы проходим мимо построенных им объектов. Миллионы квадратных метров жилья, детские сады, школы, больницы, дворцы культуры и кинотеатры - есть чем гордиться.

"Торговать в ларьки строители не пойдут..."

- К сожалению, когда экономика работала и были все возможности реконструировать центральную часть города, этого сделать не успели. Кое-как сумели собрать Куйбышевский и Центральный микрорайоны. Они планировались, как вы помните, образцово-показательными. Однако, если сравнить дома, которыми они наполнены, с теми, что строим мы сегодня, эти микрорайоны выглядят бледно. Хотя первое впечатление было неплохое. В этом плане задержка застройки центра города даже как бы теперь и хорошо. Сегодня лицо города можно сделать более привлекательным.

Геннадий Данилович, вы довольны или есть некоторое чувство неудовлетворенности?

- В первую очередь, тормозом в строительстве жилья является недостаточное финансирование, отсутствие средств у заказчиков, скудный бюджет. Для расселения сносчиков необходимо оборотное жилье, куда бы на время строительства можно было устроить людей. В результате начало работ другой раз затягивается на годы. Во-вторых, люди не хотят входить в долю сразу, видя определенный риск, хотят быстро заполучить квартиру, а это мешает ходу возведения дома, сдерживает стройку.

- Понятно: со временем появятся и уже образуются шикарные сити-центры, окруженные такими же богатыми домами. Но ведь рядом в покосившихся домишках живут обычные люди, которым после сноса нужно будет здесь же, в этом районе, давать , естественно, не роскошное, но достаточно, по нынешним меркам, благоустроенное жилье. На это люди имеют право. Как тут быть, что тормозит решение этой проблемы?

- Жилье у нас пока довольно дорогое, многим не по карману. Продажа его затягивается. При нынешних высоких налогах, различных отчислениях у строителей нет условий, чтобы развернуться. В этих условиях снизить цену на жилье практически нельзя, она останется завышенной. Тем, кто им занимается, нужно благоприятствовать. Тогда рынок жилья оживится, темпы строительства вырастут.

- Что еще мешает поднять темпы?

- Часть кадровых рабочих мы потеряли. Люди ушли где лучше, больше платят. Сейчас есть фирмы, способные это делать ввиду предоставленных им льгот. Потери для нас пока не смертельны. Скажем так: по сравнению с другими мы удержались, даже поправили положение. С прошлого года нет задержек с выдачей текущей заработной платы. Она, к сожалению, невысокая - по тем же причинам, о которых я говорил. Затраты большие, а приобретения незначительные. И все-таки бывшие наши работники просятся назад, хотели бы вернуться. Вообще мы ведем большую работу, чтобы в коллективе было достаточно мастеров своего дела, много внимания уделяется ветеранам, стараемся продлить их активную жизнь.

- Каков нынче потенциал вашего треста?

- Рад за вас. Думается, эти сообщения порадуют и омичей. Стройка не умирает. Строители не собираются выбрасывть мастерки?

Сейчас в год мы вводим порядка 20-25 тысяч квадратных метров жилья, плюс объемы на других объектах. В этом году вводим в эксплуатацию четыре дома, два полуподземных гаража на 250 мест, имеем задел на три дома, отвод земли на четыре дома. Сейчас заканчивается их проектирование, пристраиваем к областной больнице диагностический центр площадью 10 тысяч квадратных метров. Трест выступает в роли генподрядчика, дольщика и даже заказчика.

- Интересно.

- Наш брат строители - это особенные люди. Если вдруг не будет работы по специальности , они не предадут профессию в ларьки торговать не пойдут, в бармены не подадутся. Будут терпеливо ждать своего часа, востребованности. Строитель не пропадет.

- Сегодня вы строите красивые здания, которых омский цвет не видывал еще несколько лет назад. Это вдохновляет вас, продляет жизнь, или всего лишь дополнительные сложности и трудности?

- Если душа человека не испытывает потребности в нашем деле, то он, даже имея способности, долго в строительстве не задержится, уйдет.

- Конечно, видел. Высший класс. Говорят, в них тепло, светло и уличного шума не слышно. Кстати, кто проектировал школу?

- Работать стало очень интересно. Мы реализуем очень любопытные планировочные и конструктивное решения, практически нет однотипных кирпичных строений, каждый проект индивидуален. Возьмите школу на Московке, которую мы ввели в прошлом году. Это же чудесное сооружение: объемные холлы, просторные светлые классы, огромный спортзал - 650 квадратных метров, имеется стрелковый тир. Вы видели нами построенные в 98-99-м годах дома на углу Герцена и Октябрьской?

- Разбередил я вам душу, давайте продолжим разговор о проблемах. Один опытный специалист и организатор как-то сказал при встрече: "Ваш брат-журналист до сих пор употребляет выражение "строительный комплекс", а его , по-моему, теперь и нет.

- "Омскгражданпроект". Нет, работать сейчас интересно. Побольше бы заказчиков. Думаю, что к "хрущевкам", малосемейкам однозначно возврата не будет. Будет другое жилье, но куда комфортнее. Творческая работа всегда стимулирует. Мне 56 лет, считаю, что нахожусь на середине пути (улыбается). Как говорится, воду сливать не собираюсь. Очень хочется работать.

В результате каждый старается квалифицированного рабочего заманить к себе. Люди бегают от одного к другому. Так продолжаться не должно. Пора ситуацию исправлять. Вроде начало положено. Мы возлагаем большие надежды на вновь созданный департамент строительства и хотели бы видеть в нем организуующий орган, наделенный всеми правами, для плодотворной работы, а его начальник должен быть первым заместителем мэра. Тогда будут подвижки, возродится омский строительный комплекс, пусть не такой мощности, каким он был. Этого и не нужно сегодня. Почему?

- Думаю, это правильно. Строители сегодня разобщены. Каждый страется выжить в одиночку, некоторые хотят объединиться, да не получается. От иных организаций остались одни названия, другие не могут взять крупный подряд, к ним заказчики не обращаются. Может, скажу резко, но кирпича хорошего в Омске практически нет, он в малом количестве. Для себя мы берем его на Урале, столярку привозим из Белоруссии, она значительно дешевле. Возьмем проектные организации. Их стало много больше, чем было, но они работают с ошибками, проекты дорогие. Кстати, железобетон в городе делают, но сбыт его в основном идет на Север. По кадрам: подготовка их приостановлена. И это печально.

- Есть ли у вас по этому вопросу предложения?

Проблем с детскими учреждениями, считаю, нет, со зрелищными нет, о сервисе позаботиться есть кому, промышленность пока в строителях особо не нуждается. Так что остается решать первостепенную задачу - строить жилье для бюджетников, малоимущих. Но для этого надо подумать над проблемой, как будут обеспечиваться они квартирами, из каких средств.

- Геннадий Данилович, мы с вами все о работе да проблемах. Давайте, с вашего разрешения, поближе познакомим читателей. Это в традициях нашей рубрики "Персона".

- Они, конечно, есть, как и у других руководителей и специалистов. Но прежде чем их оглашать, надо обсудить. Кстати, в департамент они поданы, состоялось рассмотрение на коллегии в мэрии, варианты рассматриваются, идет поиск новых подходов, источников финансирования. Пока предсказать, что получится, трудно. Но обязательно положение поменяется. Выше я говорил, за счет чего это может произойти. Все понимают - без жилья существовать нельзя. Если не поправим дела мы, то это сделают наши дети. Для мэрии вопросы жилья станут приоритетными, как на Западе. Если образовалась семья, то она должна быстро получить крышу над головой. Никуда от этого не уйдешь. В первую очередь об этом должна беспокоиться власть, а строители - это исполнители.

- Какие вы прошли университеты, как стали тем, кем вы сегодня являетесь?

- Можно.

- Вас заметили, оценили, ваша кандидатура попала в списки на выдвижение...

- Учась в школе, имел пристрастие к технике. Уже в восьмом классе получил удостоверение тракториста. Потом окончил шоферские курсы. После школы работал шофером в совхозном стройучастке. Когда в Джамбуле формировался гидромелиоративно- строительный институт, меня в знак моих заслуг перед хозяйством, направили в этот вуз на отделение ПГС. Курс я закончил с высоким баллом и мог поехать работать в Алма-Ату или Петропавловск. Друг сагитировал в Боровое, где я стал преподавать в местном лесном техникуме строительные дисциплины, а летом ездил командиром стройотряда. Фактически я заново повторил институтскую программу и прошел дополнительную практику. Поэтому, когда переехал работать в Омск, в первый трест, начинать мне было легче других. Я прошел весь пути - от мастера до главного инженера управления. Работая по науке, опираясь на помощь таких корифеев, как Юрий Яковлевич Глебов, Эдуард Францевич Каминский, Бронислав Ильич Кононов, Алексей Иванович Загурский, трудился без сбоев, люди ценили. Когда я был назначен начальником управления СМТ ? 3, который строил крупные объекты сажевого и шинного заводов, всегда вспоминал перечисленных наставников, благодарил судьбу, что попал под пресс этих умных и щедрых на внимание людей.

- Четыре года вы как бы "отдыхали" от кипучих строек, чтобы вновь вернуться в родную стихию.

- Такая была система, кадровая политика. В 1983 году я едва не стал председателем Октябрьского райисполкома, не знаю уж , по какой точно причине. А через год мы работали вместе с Геннадием Дмитриевичем Копейкиным. Он- председатель, я его зам. Нам доверяли. Валентин Александрович Третьяков, работавший тогда первым секретарем РК КПСС, нас особо не опекал.

- В этих случаях должно последовать пожелание: так держать!

- Переключение на другой вид деятельности всегда полезно, но я не отдыхал. Много занимался строительством жилья, благоустройством, соцкультбытом. Работа в органе власти, конечно, была полезной. Здесь многое проясняется. Во второй трест я пошел с горячим желанием, и вот уже почти 14 лет не знаю покоя, но и получаю большое удовлетворение. Мы держимся на плаву. Занимаемся в основном жильем, что считаю для себя благородным делом. Имеем массу благодарностей, а в 1999 году за победу в общегородском конкурсе на лучшую строительную организацию Омска трест, как победитель конкурса, был награжден дипломом. То есть почет, авторитет и уважение у коллектива имеются.

- Геннадий Данилович, хочу спросить о...

- Спасибо.



- Не нужно (улыбается), знаю, о чем о личном. Скажу следующее: люблю почувствовать, как в молодости, в руках автомобиль. Пески Казахстана, в реках - тьма рыбы, на голом , безлюдном месте - вдруг оазис! Боровое. Все это во мне.

 

Омскхимпром с надеждой на будущее. Будни омских контролеров. Пострадали 870 тысяч омичей. И по нефти и по газу выполняются заказы. Анатолий Леонтьев "Наш институт единственный в мире готовит инженеров-танкистов.

Главная  Экономика 

0.0083
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.