Навигация
Главная  Экономика 

ФСБ поймала "золотую" рыбку


"Рыбачка Фая как-то в мае..."

В прошлом году оперативными сотрудниками УФСБ по Омской области была задержана женщина, занимавшаяся продажей контрабандных золотых украшений из Турции. Когда взвесили привезенный ею товар, присутствующие обомлели: в обычном полиэтиленовом пакете находилось без малого два килограмма изделий из драгметалла.

Фактом остается то, что, будучи в Стамбуле, она познакомилась с импозантного вида турком по имени Муса, который владеет магазином по продаже всевозможных товаров, в том числе ювелирных украшений из золота. Судя по всему, торговля как таковая являлась только надводной частью его деятельности. Подводная, более прибыльная, заключалась в контрабандных поставках в Россию крупных партий ювелирных изделий по заранее налаженным тайным каналам. В одном их уютных ресторанов в районе Лалели состоялся из разговор, и первой "забросила удочку" Фаина, спросив, нельзя ли воспользоваться его услугами для закупки золотых изделий и дальнейшей переправки их в Россию. Муса любезно согласился помочь и пригласил ее в свой магазин.

Вся эта история, о которой речь пойдет ниже, почему-то навязчивым образом ассоциировалась у меня с пушкинской "Сказкой о рыбаке рыбке". Уж больно схожи оказались фабулы литературные и реальные, разумеется, если их переосмыслить и персонифицировать. В 1997 г. Фаина Гранди (имя и фамилия изменены) отправилась в вояж на берег турецкий. Чем она руководствовалась, сие нам неведомо: то ли всерьез занималась осмотром достопримечательностей, то ли обретением загара на чудных пляжах Антальи...

- Я вам дам адрес и телефон надежного человека в Москве. Ее зовут Лариса, к ней будет поступать весь товар по мере заказа. Вы с ней познакомитесь, а затем связываться станете только по сотовому телефону.

Осмотрев драгоценности, Гранди выбрала наиболее понравившиеся изделия, заказала партию и обговорила цену. При этом турок поставил ряд условий: соблюдать крайнюю осторожность, пользоваться только мобильным телефоном и с каждого килограмма драгоценностей, кроме основной цены, он отдельно берет дополнительную оплату в 500-600 долларов.

"Ловись, рыбка, большая и малая"

Пути проникновения в нашу страну контрабандных товаров, в том числе драгоценностей, весьма разнообразны. Они осуществляются по давно отработанной схеме: поставщик - курьер - контрагент - заказчик. Курьеры используют все возможные каналы, автотранспортное сообщение, но чаще всего совершают турпоездки на паромах, которые чуть ли не ежедневно причаливают в портах Сочи, Анапы, Новороссийска. Таможенные досмотры они, как правило, проходят без особых затруднений, сказывается профессиональное умение провозить относительно небольшой по объему товар в только им известных тайниках. Меры предосторожности контрабандистами отточены и отработаны до совершенства, поэтому среди сотен добропорядочных пассажиров их трудно обнаружить и задержать. Ну а затем они расползаются по стране, передавая конкретным людям заказанный товар.

Вскоре состоялись и первые сделки. Через кордон товар поступал регулярно, в соответствии со сделанным заказом. В Омске Фаина свою предпринимательскую деятельность предпочла не регистрировать, отказавшись и от получения лицензии на право торговли ювелирными изделиями, так как легализация и лицензирование лишали бы ее значительной доли прибыли и фактически раскрывали бывсю систему контрабандных операций.

Возвратившись из Турции, Фаина остановилась в Москве и, созвонившись, встретилась с Ларисой, чтобы обговорить и уточнить все детали предстоящих сделок. Москвичка подтвердила, что связь, когда это необходимо, следует поддерживать исключительно по сотовому телефону. Как только появится груз, она немедленно сообщит об этом в Омск. Встречатться, кроме деловых операций, крайне нежелательно и небезопасно. Телефонный звонок будет являться заодно и паролем.

В России, как и в большинстве цивилизованных стран, существует жестко регламентируемая официальная политика в отношении ввоза драгметаллов и ювелирных изделий. Все они в обязательном порядке (из дальнего или ближнего зарубежья) подлежат клеймению в государственных пробирных палатах. Это позволят легализовать торговлю и контролировать появление драгоценностей на обширном российском рынке. Не являясь предпринимателем в установленном порядке, Гранди не могла, да и не желала (опять же деньги!) подобного апробирования. Однако и в данной ситуации турки оказались "на высоте", подойдя к этому вопросу с деловой хваткой. В многочисленных кустарных мастерских не только отливали золотые украшения, но и "шлепали" на них фальшивые клейма различных пробирных палат России.

Из множества магазинов, занимающихся приобретением и реализацией ювелирных драгоценностей, она выбрала несколько престижных, пользующихся у покупателей особым вниманием и, соответственно, имеющих высокий товарооборот. Как правило, Гранди сдавала золотой товар на комиссию оптом или значительными частями по ценам, соответствующим российским, используя для безопасности чужие паспорта, содействие знакомых или подставных лиц. Перепродажа золотых украшений, несмотря на первоначальные затраты, приносила ей значительные дивиденды, а иначе не имело бы смысла заниматься опасной противоправной деятельностью. Отдавая за 1 грамм золота по 8-9 долларов, она в перерасчете на рубли по существующему валютному курсу увеличивала свой доход не менее, чем в полтора раза.

В течение двух лет, как позднее установили сотрудники Федеральной службы безопасности, Гранди неоднократно совершала челночные поездки в Турцию, где заказывала очередную партию золотого товара, привозила доставленные курьерами драгоценности из Москвы, которые затем попадали на прилавки специализированных салонов-магазинов. Процессуально задокументированы две подобные противоправные сделки. В 1998 году в один из них Фаина сдала 75 изделий из золота турецкого производства весом более 200 граммов, от продажи которых выручила 40 тысяч рублей. Минусуя все предварительные материальные затраты на их приобретение, она получила чистого дохода почти 17 тысяч рублей. В следующем году она одновременно реализовала в четырех омских магазинах более 200 золотых изделий, потянувших на 357,5 грамма, получив за них 104,5 тысячи рублей.

Безусловно, при внимательном осмотре, а тем более экспертном анализе не составляет большого труда отличить поддельные оттиски от подлинных. Как правило, "спецы" в приемных пунктах ювелирных магазинов смотрят на контрабандный товар сквозь "темные очки". Следует сказать, что, кроме противоправной деятельности, Фаина занималась и легальной скупкой золотого лома, который она отвозила в Екатеринбург, где сдавала в мастерские объединений "Русское золото" и "Ювелиры Урала" на переплавку и изготовление ювелирных украшений с пробами, не вызывающими никаких сомнений в их подлинности. Но доход от подобных заказов не шел ни в какое сравнение с криминальными барышами.

Деятельность Фаины Гранди уже находилась в поле зрения сотрудников Омского управления ФСБ, однако случая для задержания ее с поличным все не представлялось. И вот в начале осени прошлого года Фаина получила от Ларисы сообщение о прибытии курьера с заказанным для нее товаром. Вся дальнейшая ситуация разворачивалась под полным контролем контрразведчиков.

Большой улов

Уже 21 сентября Фаина спокойно ступила из вагона поезда на омский перрон, держа в руке черную полиэтиленовую сумку. Вот тут и произошла неожиданная встреча: к ней подошли молодые люди в штатском и вежливо попросили пройти в дежурную часть линейного отделения милиции.

16 сентября Фаина прибыла в Москву и, связавшись с Ларисой, договорилась о встрече. В условленном месте у Белорусского вокзала состоялось их тайное рандеву, где, не вдаваясь в подробности, которые обеим были заранее известны, они обменялись свертками. Гранди передала товарке 14 тысяч 200 долларов, а Лариса в свою очередь, драгоценности.

У разбитого корыта

Проверив документы, ей предложили предъявить содержимое пакета. Из свертка на стол посыпались золотые кольца, цепочки, перстни, кресты, подвески... В буквальном смысле на стол струился золотой дождь. Присутствующие оперативные работники, сотрудники милиции, понятые, видимо, никогда не видели столько драгметалла в одном месте. У них от блеска зарябило в глазах и вырвалось соответствующее междометие: "Ого-о!" Ювелирных изделий насчитали аж 1020, общим весом почти 2 килограмма. Согласно заключению эксперта стоимость сокровищ составила почти 700 тысяч рублей.

- Честно говоря,- признается Владимир Ткаченко, - с ней было очень трудно работать. Она порой приводила такие неправдоподобные аргументы в защиту, что опровергать их приходилось не без труда.

Именно так, а не иначе можно сказать по поводу прерванной преступной деятельности Фаины Гранди. Следователь СО УФСБ Владимир Ткаченко, возбудивший уголовное дело, применил к ней меру пресечения "залог в сумме 200 тысяч рублей". В ходе расследования Фаина неоднократно меняла показания, подбрасывая следствию все новые ложные версии, нередко противорившие чащие друг другу. Сначала она утверждала, что весь товар приобрела в Екатеринбурге, указывая на изделия, выкупленные в уральском городе, с клеймами местной пробирной палаты. Но, когда ей стало известно, что следствие располагает достаточной информацией о цели ее поездок в Москву и состоявшихся там встречах, изменила показания, признав, что действительно часть товара приобрела за доллары в столице. Но при этом Фаина убежденно доказывала, что перепродавать золото и не помышляла, купила исключительно для себя, чтобы сохранить свои кровные. В стране, мол, неустойчивое экономическое и финансовое положение, а золото, как известно, стабильная валюта на случай инфляции и обесценивания рубля. Этакая заветная "кубышка" на черный день. Гранди утверждала, что приобретала украшения у случайных людей, а не у постоянного контрагента и отрицала наличие контрабандных перевозок. Следователю приходилось перепроверять каждую версию, добывая все новые неопровержимые доказательства.

"Смилуйся, государыня-рыбка"

Окончательное обвинение было предъявлено по двум составам преступлений: пособничество в контрабанде и незаконная предпринимательская деятельность. Гранди категорически отказывалась от причастности к контрабанде. Это и понятно, статья за нее достаточно суровая. Однако доказательств ее виновности, независимо от признания, оказалось собрано достаточно.

Лирическое отступление

Фаине Гранди "светил" срок. Да вот "государыня" - Дума объявила амнистию в связи с 55-летием Победы над Германией. Под этот указ попала и наша героиня. Гранди согласилась на амнистию, тем самым признав себя виновной в инкриминируемых преступлениях. Как заметил Владимир Ткаченко, ей с амнистией крупно повезло, но потенциальным контрабандистам надо помнить, что такое везение бывает не часто. Контрабандное золото у Гранди изъято и проходит вещественным доказательством по выделенному в отдельное производство уголовному делу, так как подельники Фаины в Турции и в Москве установлены и следствие будет продолжено уже во взаимодействии с Интерполом. Предстоит доказать преступную деятельность всей цепочки.

- Я не специалист по части золотых изделий, поэтому судить о их достоинствах и недостатках не берусь. Как обычный потребитель я остановила бы свой выбор на отечественной продукции. Каждая женщина наверняка хоть раз не устояла перед соблазном купить импортную косметику в красивой упаковке. Опыт убеждает, что отечественная косметика, в конечном результате, не хуже, а порой лучше и полезнее. Это не значит, что я агитирую отказаться от всего импортного. Все познается в сравнении. Но как потребитель хочу иметь полную и достоверную информацию о товаре, чтобы иметь возможность сознательного выбора.

Я задал пресс-атташе УФСБ Наталье Грудцыной вопрос, несколько уходящий в сторону от основной темы: какие золотые украшения , импортные или российские, она предпочла бы приобрести.

- Это прежде всего проблема, непосредственно затрагивающая интересы государственной экономической безопасности. В последние годы наша служба столкнулась с резким взлетом контрабанды, в том числе ювелирных изделий из золота, драгоценных камней, и, безусловно, не может оставаться в стороне, так как защита государственных интересов - одна из непосредственных наших задач.

О проблемах, связанных с этим видом преступности, свой комментарий дал заместитель начальника УФСБ по Омской области Владимир Крупкин:

Как правило, у людей, занимающихся подобным ремеслом, отсутствуют лицензии на реализацию ювелирных изделий и разрешения на частную предпринимательскую деятельность. В результате государственная казна лишается огромных финансовых средств от неуплаты различного рода налогов.

Государство обязано контролировать на своей территории весь оборот драгоценных металлов и торговлю ювелирными изделиями путем законного взимания налогов. Мы столкнулись с тем, что на "черном рынке", а также в известных ювелирных магазинах появилось много изделий из благородного металла иностранного производства, не легализированного, не клейменного официально в российских пробирных палатах, с фальсифицированными оттисками проб, которые в большинстве своем ввозятся контрабандно.



Кроме того, неконтролируемость данного рынка приводит к продаже чаще всего некачественного товара по российским или даже заниженным ценам, что наносит ущерб не только государству, но и российскому потребителю. Перенасыщение рынка контрабандным золотом наносит материальный урон госпредприятиям, официально занимающимся изготовлением ювелирных украшений, подрывая тем самым отечественное производство.

 

События недели. С таким бюджетом никто не справится никто. С Дедом Морозом можно связаться по видеотелефону. Государство возвращает деньги по займу 1990 года. Новая концепция развития фондового рынка обещает быть.

Главная  Экономика 

0.0035
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.