Навигация
Главная  Экономика 

До границы оставался километр


Сговор

(Оперативные сотрудники ФСБ задержали "КАМАЗы" с большой партией бензина, которую преступники пытались контрабандой переправить в Казахстан)

Не раз они обсуждали всевозможные варианты решения материальных проблем и в конце концов остановились на наиболее, как им казалось, оптимальном - перевозке горюче-смазочных материалов (ГСМ) из Омска в РК, так как разница цен на них оказалась достаточно значительной. А если учесть постоянный рост цен на горючее и начинающуюся осеннюю уборочную кампанию, то овчинка стоила выделки, прибыль могла составить 70-80, а то и все 100 процентов. Разумеется, что законный таможенный проезд не мог принести подобных дивидендов, оставался лишь один выход, хоть и криминальный, опасный своими последствиями. Размениваться на мелочи друзья не собирались, однако двух тысяч долларов совместных денег было явно недостаточно для начала крупной операции, требовалось найти состоятельных сообщников, которых они надеялись отыскать в Омске и области. Предварительно они заехали к снабженцу павлоградской "Сельхозтехники" Алимбеку Байдарову, чтобы договориться о возможности временного хранения ГСМ, и тот дал свое "добро".

Граждане Степногорска Республики Казахстан (РК) Евгений Дупельт и Виктор Степаненко (фамилии изменены в связи с дальнейшими следственными мероприятиями) последние годы занимались различного рода коммерческой деятельностью. В связи с ней они нередко появлялись в Омске и области, обзаведясь кругом знакомых, необходимых для своего бизнеса. Торговлишка шла ни шатко, ни валко и прибыли большой не приносила, хотя на хлеб с маслом вполне хватало. Хотелось большего дела и размаха, возможности сорвать крупный куш.

Сообщники

Пригласив в поездку с определенной целью сотрудника спецслужб РК Аганбая Бараканова, Дупельт и Степаненко 29 августа прибыли в село Одесское и зашли к старому приятелю Александру Городулину. Время требовало действий, и поэтому приезжие без предисловий кратко рассказали ему о своем прожекте, сделав акцент на том, что здесь бензин значительно дешевле купить, а там дороже продать. Тот об этом знал и идею одобрил, но заметил, что к операции следует тщательно подготовиться, чтобы нигде не сорваться. Оба компаньона предложили вступить в долю от будущей прибыли и внести свою материальную лепту для осуществления совместной сделки. Александр передал им свыше тысячи долларов, заметив при этом, что, если и совершать контрабанду, то "горючки" следует покупать как можно больше. "Кто не рискует, - усмехнулся Городулин, - тот... дальше сами знаете". Договорившись о конкретной встрече в городе, казахстанцы выехали в Омск к еще одному знакомому - Владимиру Десяткину, исполнительному директору НПК "Сибагротехсервис", человеку достаточно известному в мире бизнеса.

Чтобы как-то отмазать совершаемую незаконную операцию, решили заключить договор с Байдаровым о якобы поставке бензина его организации и, воспользовавшись этим, пересечь близлежащую границу. Десяткин согласился принять участие в его оформлении, как юридическое лицо, представляющее солидную фирму. Он изъявил согласие и в том, что ему самому предстоит сопровождать транспорт горючим до пункта назначения. Размер прибыли, как позднее он покажет на следствии, не оговаривался, но что он будет высоким, не сомневался.

Владимир обрадовался приезду приятелей, сказав, что его квартира в их полном распоряжении. Гости сообщили ему о задуманной "раскрутке" перегона бензина в Казахстан и тоже предложили участие в сделке, предоставив неотразимые аргументы прибыльности подобного мероприятия. Быстро прикинув в уме "что на что", Десяткин открыл сейф и, отсчитав 1150 "зеленых", молча передал их Степаненко. Таким образом, общая сумма взноса составила 4650 долларов, которой вполне хватало для закупки бензина марки А-80, как наиболее ходового и прибыльного.

"КАМАЗы" следуют дальше

Сообщники скрупулезно обсудили все возможные перипетии и ситуации, которые могли бы возникнуть в процессе осуществления плана. По карте и атласу автомобильных дорог они обстоятельно выбрали маршрут движения и выхода к границе, минуя таможенные посты, как на этой, так и на другой стороне. Наиболее приемлемым оказался путь через Павлоградку, тем более что там работал Байдаров, который обязался помочь в экстренном случае. Местом приобретения горючего выбрали Куломзинскую нефтебазу, где у Степаненко трудились несколько знакомых. Дупельт вызвался нанять водителей и бензовозы для перевозки топлива. Начало операции наметили на 31 августа, о времени "Ч" сразу же сообщили Городулину. Час Бараканова еще не наступил, и поэтому его роль в предстоящем деле оставалась пассивной.

Кавалькада из четырех автомашин тронулась в путь в искомом направлении. После обеда они прибыли в Павлоградку, поставили автомобили рядом с сельхозтехникой и стали искать Байдарова. Попытки отыскать снабженца результатом не увенчались, ни в районном центре, ни в Милоградовке найти его не удалось. Как позднее выяснилось, он находился в командировке. Все из команды Дупельта знали из различных источников, в том числе и РОСТЭКа, что вывоз любых ГСМ за пределы России, тем более в период страды, категорически запрещен.

В назначенный день подельники встретились на Куломзинской нефтебазе, не замедлил явиться на своей "девятке" и Городулин. Дупельт, как и обещал, нанял два "КАМАЗа", обещая заплатить водителям за рейс до Павлоградки по две тысячи рублей каждому. Он также оплатил в кассе предприятия стоимость 32,140 тонны бензина и оформил все документы на себя. Закачав горючее в обе машины различной вместимости, их затем вывезли с территории базы. Степаненко попросил Городулина заехать в Павлоградку либо Милоградовку, чтобы отыскать Байдарова, сообщив об их приезде с горючим, и чтобы он готовился к ранее обговоренному варианту на случай неудачи. Тот выполнил поручение и вновь получил от снабженца обещание, что проблем никаких не возникнет. Зная маршрут движения автоколонны, Горбатых выехал для ее встречи и дальнейшего сопровождения.

Примерно в три часа ночи Дупельт дал команду отправляться в путь, и караван двинулся по намеченному маршруту. Авангардную машину, в салоне которой находились трое сотрудников различных казахстанских силовых структур, вел Городулин. Евгений с остальными пока оставался в Павлоградке, чтобы затем присоединиться к автоколонне на завершающем этапе. По трассе "КАМАЗы" проследовали до указателя на Милоградовку, затем свернули на проселочную дорогу, проходящую мимо села и непосредственно ведущую к границе. Казалось, еще немного, еще чуть-чуть...

В планы его и Степаненко входило не только пересечение границы, но и в немалой степени беспрепятственное следование бензовозов по территории соседней республики. С этой целью Городулин, Дупельт и Степаненко добрались до села Херсонского, которое находится уже по ту сторону рубежа, где встретились с одним из сотрудников дорожной полиции Северо-Казахстанской области - Ургаем Росопиловым, с которым ранее уже была достигнута договоренность. По его предложению, они заехали еще за одним "смотрителем порядка" - Араком Конанбаевым, знавшим в округе все дороги, пути и проселки.

Однако вот этого "чуть-чуть" и не случилось. В ходе оперативно-розыскных мероприятий и из надежных источников сотрудники УФСБ получили достоверную информацию о готовящемся вывозе за рубеж большой партии ГСМ.

Преследование

Руководитель операции дал указание по рации сотрудникам одной из машин незаметно следовать за бензовозами и вести наблюдение за их передвижениями, а сам с другими на спецмашине стал отъезжать от выбранного ими наблюдательного пункта. В это время люди, находившиеся в "Тойоте" и осуществлявшие контрнаблюдение, заметили недалеко от себя какое-то шевеление, шум движка и затем увидели неизвестно откуда появившийся автомобиль. Они сразу же последовали за ним, посчитав, что за "КАМАЗами" тащится хвост. Произошла странная ситуация. В данный момент не оперативники отслеживали возможных преступников, а, наоборот, те стали их преследовать.

Проезжая мимо павлоградской "Сельхозтехники", оперативные сотрудники увидели прибывшие бензовозы и две легковые автомашины и рядом с ними группу молодых людей, что-то оживленно обсуждавших между собой. Вскоре "девятка" с несколькими из них уехала в сторону Русской Поляны. Когда она вернулась, в путь отправилась "Тойота", уже с другими парнями. И такое мельтешение продолжалось чуть ли не до полуночи. Вызывало подозрение появление в салоне "девятки" двух казахов, явно с другой стороны границы. Наконец шастание туда-сюда прекратилось, и около трех часов ночи на трассу выехала "девятка", следом за ней вырулили "КАМАЗы". "Тойота" некоторое время оставалась на прежнем месте и, как поняли оперативники, люди, в ней находившиеся, осуществляли наблюдение за обстановкой на дорогах: не последует ли слежка за ушедшими в ночь автомашинами.

От погони следовало избавиться, водитель оперативной машины совершил резкий маневр, съехал с дороги в сквер и отключил двигатель и свет фар. Мимо на малой скорости проехала иномарка, и было отчетливо видно, как молодые люди, сидевшие в салоне, внимательно всматривались в темноту. Не заметив подозрительное авто, они двинулись к центру районного села. Не доезжая до здания РОВД, "Тойота" развернулась и осветила прилегающую территорию. Не увидев на стоянке никаких автомашин, иномарка прибавила скорость и направилась к тракту "Омск - Русская Поляна".

Машина "фээсбешников" медленно поехала к центру Павлоградки, "Тойота" последовала за ней.

Руководитель операции принял решение задержать ее как арьергардную машину, так как сидящие в ней люди могли предупредить подельников по каравану о возможном их преследовании. Во что бы то ни стало нужно было не спугнуть улетавшую за рубеж "птичку". Существовал еще один веский аргумент, который следовало учесть: "Тойота" намного мощнее "Жигулей", и они вряд ли смогут догнать ее на трассе. "Будем брать", - сказал "главный". Машина выскочила из сквера и понеслась за иномаркой, включив "мигалки" и сирену, по "громкому радио" последовал приказ остановиться. Успокоившиеся было парни в буквальном смысле ошалели и даже не пытались оказать какого-либо сопротивления. Моментально открылись дверцы "Тойоты", затем последовало требование выходить по одному. Организаторы бензиновой аферы послушно подчинились. Оперативники временно поместили Дупельта, Степаненко и Десяткина в РОВД, а сами направились в сторону уехавшего каравана.

Захват

Группа захвата с нескольких сторон окружила "КАМАЗы" и первым делом задержала Городулина и трех казахов - служителей закона соседней республики. На вопрос, что они делают на сопредельной территории, Росопилов и Кононбаев признались, что знакомые люди из Казахстана и Омска попросили их помочь сопроводить бензовозы от Павлоградки до села Херсонского на территории РК. Они уверяли, что никаких денег за эти услуги не получали. Всех задержанных доставили в Павлоградское РОВД для дальнейшего разбирательства.

"Спецдевятка" набрала скорость и направилась вслед за автоколонной, которую нагнала на проселочной дороге, менее чем в километре от границы. Неожиданно бензовозы без всякого принуждения остановились, а вскоре к ним, развернувшись, подъехала впереди шедшая легковая машина.

Россиянам - срок, казахи - в розыске

В ходе предварительного расследования была установлена причастность всех троих "гостей" к совершению преступления.

Несмотря на частичное или полное непризнание вины, следствие полностью ее доказало, и немалую роль в обвинении сыграли показания представителей правоохранительных органов Республики Казахстан. Им, собственно, терять было нечего, так как они являлись гражданами соседнего государства и выступали как свидетели. Они, не сговариваясь, без всякого нажима, признались: "Караван следовал в Казахстан и никуда иначе". В результате всем четверым предъявили обвинения в покушении на перемещение товаров через границу страны в особо крупном размере, совершенное помимо таможенного контроля.Суд приговорил всех четверых, по отдельности, к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком. А "законники" из Казахстана сейчас находятся в розыске.

Основных организаторов и непосредственных участников преступления - Дупельта и Степаненко - заключили под стражу, а с Городулина и Десяткина взяли подписку о невыезде. Допрошенные старшим следователем СО УФСБ Сергеем Саютиным, первые двое признали свою вину лишь частично, указав на то, что она заключалась в их незаконном нахождении с грузом бензина в пятикилометровой пограничной зоне. Двое других напрочь отказались признать себя виновными. Все вместе и каждый в отдельности, они утверждали, что у них и в мыслях не возникало желания пересечь границу. Виноват, мол, Байдаров, с помощью которого они хотели реализовать бензин на территории Омской области, и никакого сговора между ними не возникало, они хотели сделать небольшой бизнес на продаже горючего в пределах РФ.

- Расследование уголовного дела представляло определенные сложности в связи с межгосударственным характером преступления, большим объемом проводимых следственно-оперативных мероприятий. В результате слаженной работы подразделений УФСБ удалось предотвратить преступное деяние, которое могло принести значительный ущерб экономической безопасности государства. Большое значение имели кропотливая работа следственного отдела федеральной службы безопасности, постоянный прокурорский надзор за расследованием и тщательно организованное поддержание государственного обвинения в суде. Все это вкупе привело к тому, что преступление было доказано, а подсудимые понесли справедливое наказание. Следует сказать , что сейчас проблема контрабанды для нашего государства является одной из самых серьезных и, в частности, в работе УФСБ она занимает одно из ведущих направлений. О значительном росте подобного рода совершенных и выявленных преступлений говорят факты. Только с начала года сотрудниками УФСБ расследуется 12 уголовных дел по незаконному вывозу за рубеж различных товаров и грузов, ввозу на территорию РФ наркотических веществ, боеприпасов.

Комментарий прокурора отдела по надзору за исполнением законов органами ФСБ, ФСНП и МНС РФ по Омской области Алексея Полубоярова, который осуществлял непосредственно надзор за расследованием, давая указания по данному уголовному делу и принимал участие в производстве следственных действий:

 

В кого стреляли?. Деньги за аренду земли не доходят до бюджета. Сергей Морев "Руководитель дольше пяти лет занимать кресло не должен. Осенние встречи в ТЮЗе. За таким сотрудничеством - будущее.

Главная  Экономика 

0.0159
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.