Навигация
Главная  Экономика 

Игра в шашечки


Как заявил заместитель директора департамента транспорта Александр Илюхин, транспортная система города сохранена и способна решать любые задачи по перевозке пассажиров. За октябрь общественный транспорт получил 36 млн. рублей доходов, из них 15 млн. от реализации проездных билетов, 9 млн. - выручка на обычных автобусах, 7 млн. 120 тысяч - на маршрутных такси, 4 млн. 859 тысяч - на электротранспорте. Из собранных денег пришлось потратить на приобретение топлива 11 млн. 605 тысяч рублей. Все топливо приобреталось за наличные, ни из городского, ни из областного бюджета денег не поступало. Для сравнения: за первое полугодие на топливо было потрачено 6 млн. 425 тысяч рублей из собственных средств тарнспортников, за 10 месяцев - 28 млн. 498 тысяч.

Как справедливо отметили областные и городские депутаты, собравшиеся за "круглым столом" для обсуждения проблем муниципального общественного транспорта, сегодня эти проблемы не обсуждает только ленивый. Горсовет не раз обращался к вопросам работы транспорта после принятия решения о повышении тарифов и введения маршрутных такси, на одном из заседаний депутаты выразили недоверие директору департамента транспорт Виктору Толпекину и предложили его заменить. Если бы транспортная проблема могла решиться после снятия руководителя, было бы просто замечательно. Однако она носит объективный экономический характер, поэтому можно менять всех начальников хоть каждый день, но лучше от этого вряд ли станет.

Рассчитанная эффективность маршрутных такси за октябрь составила 75%, муниципального транспорта - 51%, доля топливной составляющей в себестоимости проезда возросла до 33%. Благодаря повышению тарифов задолженность по зарплате транспортникам удалось сократить с 42 млн. рублей в августе до 20 млн. на конец октября. Как и любой пассажир, я наблюдаю, что маршрутные такси ездят полупустыми, а обычные автобусы набиваются битком. Каково же было мое удивление, когда в ПАТП-4 мне показали ежедневные отчеты о привезенной выручке. Так, 1 ноября 53 обычных автобуса привезли 17 тысяч рублей, а 24 маршрутных такси - 60 тысяч.

Депутат Законодательного собрания Олег Шишов доказывал, что область выделила в октябре 6,7 млн. рублей на приобретение топлива. В ответ Александр Илюхин официально заявил, что денег из областного бюджета не поступало. Как выяснилось, правы оба: деньги были выделены и списаны Сибнефтью с суммы старого долга транспортников за горючее. Кстати, выделенные областные деньги тоже являются частью прошлогоднего долга областного бюджета. Ну а то, что Сибирской нефтяной компании, зарегистрированной в Любино и руководимой из Москвы, нет никакого дела до страданий омских пассажиров, стало еще более очевидным.

Транспортная проблема вызвана не только объективными причинами, прежде всего тем, что больше половины населения пользуется льготами, (которые не финансируются, поскольку такое бремя не вынесет никакой бюджет), но и субъективным противостоянием областной и городской власти. Область целенаправленно урезает финансирование городу везде, где только возможно. Сначала искусственно создается проблема, потом в этом рьяно обвиняют сам муниципалитет. Цель, понятно, одна - лишить местное самоуправление какой-либо самостоятельности и полностью подчинить воле областной власти. Об этом красноречиво говорят цифры компенсации, заложенные в областном бюджете на единицу транспорта: для автобусов областных автопредприятий 0,1 млн., для городских - 0,03 млн. рублей. И в то время, когда департамент транспорта клеймят за повышение тарифа на проезд, в Облавтотрансе тарифы повышают намного больше, но скрывают этот факт за фигурой умолчания.

Депутаты горсовета привели цифры бюджетного финансирования в других сибирских краях и областях: везде оно возросло по сравнению с прошлым годом и больше омского в несколько раз, при меньшем количестве муниципального транспорта. Однако Омская область идет собственным путем и предпочитает тратить деньги на СМИ, клеймящие сначала самоокупаемые автобусы, теперь - маршрутные такси. И как бы ни убеждал Олег Шишов, что, по его расчетам, заложенных в областном бюджете 37 млн. рублей с лихвой должно хватить на компенсацию льготного проезда, поскольку транспортники все равно не тратят деньги на положенную амортизацию, его словами автобусы не заправишь.

Вызывает сомнения и контроль за движением рейсовых маршруток. Так, 12 ноября, дожидаясь автобуса ? 27, с 13.30 до 14.30 на остановке "Академия транспорта", пришлось наблюдать целых три 427-х. Мне кажется, три маршрутных такси подряд и ни одного обычного автобуса - это перебор. Вполне возможно, что муниципальные автобусы на этом маршруте как раз в это время двигались в противоположном направлении, но тогда есть вопросы к тем, кто составляет графики движения. Так, никто внятно не объяснил, почему в муниципальных маршрутных такси не должны действовать проездные. Пусть бы они стоили 200 рублей, но пассажиры, финансирующие транспортников на месяц вперед, не испытывали бы нынешних неудобств.

Мне, как честному владельцу проездного билета, противен сам факт появления маршрутных такси, где он недействителен, но еще более противно смотреть, как заставляют бесплатно возить силовиков в этих самых маршрутных такси. Работники милиции и прокуратуры далеко не самые обездоленные, однако именно им уже разрешили бесплатно ездить в маршрутках. У меня есть сомнения, что проезд в маршрутных такси должен стоить именно четыре рубля, думается, при одинаковой стоимости проезда в них и муниципальном транспорте существенно повысится их наполняемость и, соответственно, выручку. Кстати, в одном из ПАТП водитель маршрутного такси самостоятельно уменьшил стоимость проезда до трех рублей, и выручка возросла в полтора раза.

Так уж устроена наша жизнь, что, пытаясь что-то менять, придется столкнуться с тем, что нужно корректировать все подряд, причем многое выходит за пределы компетенции городских и областных законодателей. Меня, например, всегда поражало, что молодые люди, заплатив за обучение в институте умопомрачительные суммы одновременно получают право на льготный студенческий проездной билет. Одна надежда, что новая Госдума постарается избавить нас от многочисленных парадоксов, приняв нормальные федеральные законы. А до тех пор нам придется мириться с вопиющими противоречиями и расплачиваться за них своими нервами, здоровьем и деньгами.

На протяжении многих лет ни парламент, ни правительство не принимали никаких постановлений или законодательных актов о наземном пассажирском транспорте, зато регулярно расширяли перечень тех, кто пользуется правом бесплатного проезда. Не спешит принимать закон Омской области о надежном городском пассажирском транспорте и наше Законодательное собрание, хотя проект его давно подготовлен. Депутаты горсовета вносят предложения об адресной компенсации льготников, чтобы бюджет компенсировал бесплатный проезд не самим транспортникам, а тем, кто пользуется льготами. Те же прокуроры или милиционеры приобретают проездные билеты, а потом им оплачивают их стоимость по месту службы. Правда, с самой многочисленной группой льготников - ветеранами - возникнут большие проблемы. А уж солдатам срочной службы, получающим в пять раз меньше стоимости проездного билета, и вовсе непонятно как быть.

О результатах этих объединений "КВ" постараются рассказать в ближайших номерах, равно как и об организуемых на базе ПАТП ООО. Сейчас более 500 автобусов стоят в гаражах из-за отсутствия резины и топлива. Ни у бюджета, ни у самих транспортников нет и вряд ли появятся деньги для выпуска этих автобусов на городские маршруты. Именно поэтому решено создать новые подразделения, которые смогут начать эксплуатировать простаивающие машины. Как сказал Александр Илюхин, документы о создании ООО уже готовы, теперь прорабатываются варианты их функционирования. Но в любом случае речь не идет о продаже муниципального транспорта или о его передаче в качестве доли уставного капитала. Хотелось бы, чтобы этот вопрос разрешился поскорее, очень хочется начать ездить по-человечески.

В ноябре проводилось слияние первого и десятого ПАТП, а также второго и четвертого. Если два первых территориально располагаются не так далеко друг от друга, то четвертое находится в поселке Южном, а второе - в старом Кировске, так что при их объединении возникает немало проблем. Во-первых, ПАТП-4 накопило огромные долги - 18 млн. рублей, которые могут потянуть на дно более благополучное второе, во-вторых, большая часть коллектива живет неподалеку от автопредприятия и не хочет переходить в другое, расположенное на другом конце города, в-третьих, маршруты четвертого обслуживают Московку, Порт-Артур, Светлый, Черемушки. Чтобы гонять их на старые маршруты, по предварительным расчетам, потребуется более полумиллиона рублей в месяц на топливо.

 

Аукцион - брат конкуренции. Отдых для всей семьи в клубе "Эгоист". Марки против водки. Таможне перевозчик не сдается. Нина Карпенко.

Главная  Экономика 

0.023
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.