Навигация
Главная  Экономика 

Теплосети большие, а отступать некуда.


Что в казну попало, то не вырубишь топором

24 мая Омский арбитражный суд рассмотрел иск АК "Омскэнерго" к ПТСК и признал, что муниципальное предприятие должно акционерной компании 523,5 млн. рублей. В эту сумму вошли основной долг ПТСК, тянущийся с тех пор, когда оно было перепродавцом теплоэнергии "Омскэнерго", и часть накопившейся за эти годы пени. Однако эта судебная победа может оказаться для энергокомпании пирровой, поскольку у застарелого должника нет и вряд ли появятся средства для погашения этой огромной суммы, а из имущества у ПТСК на балансе остался только его собственный офис на ул. 24-й Северной.

"КВ" уже писали о создании муниципальной казны, но давайте попробуем разобраться, что послужило причиной ее возникновения. Официальный старт этому новообразованию дало постановление мэра от 26 августа 1998 года № 311-п "О формировании муниципальной казны города Омска", в котором на основании статьи 215 ГК РФ и Устава города Омска поручалось омским муниципальным предприятиям осуществить передачу находящихся в их ведении нежилых помещений, зданий и сооружений на баланс департамента недвижимости. А окончательно муниципальную казну утвердило постановление мэра от 25 ноября 1998 года № 442-п "Об утверждении Временного положения о муниципальной казне города Омска".

Вот уже больше четверти века существует муниципальное предприятие тепловых сетей и котельных, однако с осени 1998 года от него осталась только юридическая оболочка, поскольку все его имущество тогда было передано в муниципальную казну. Котельные и теплосети, которые до этого находились в хозяйственном ведении ПТСК, никуда не делись и по-прежнему работают на благо омичей. Только вот теперь все это муниципальное имущество передано ПТСК в безвозмездное пользование, то есть предприятие его эксплуатирует и получает прибыль, а вот изъять эти сети и котельные за долги кредиторы уже не могут.

Как подтвердил бывший директор ПТСК, а ныне депутат горсовета Николай Паршуков, имущество предприятия было передано в муниципальную казну сразу же после ее создания. Согласно все тому же Положению, передача движимого и недвижимого имущества в муниципальную казну и из муниципальной казны осуществляется на основании распоряжений директора департамента недвижимости и актов приемки-передачи. Надо сказать, что далеко не все муниципальные предприятия передали стоящее у них на балансе имущество в муниципальную казну. Водоканал и "Омскэнерго" по-прежнему пользуются городским имуществом на правах хозяйственного ведения. А вот ПТСК почему-то сначала добровольно отказалось от вверенного ему имущества, а потом согласилось взять его же в безвозмездное пользование.

Согласно принятому Положению, муниципальную казну составили средства городского бюджета, внебюджетных и валютных фондов, иное движимое и недвижимое имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Ну а как быть с тем имуществом, которое уже было закреплено за тем же ПТСК? На этот счет в Положении среди прочих оснований отнесения объектов к муниципальной казне предусмотрен отказ муниципального предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальным имуществом.

Чтобы понять этот феномен ПТСК, нужно вернуться на два года назад. Весной 1998 года РЭК приняла судьбоносное решение о разделении энерготарифов, в результате каждый участник процесса стал получать свою долю от энергопотребления. Первоначально "Омскэнерго" определили 70% от тарифа за производство энергии, а ПТСК и "Омскэлектро" - по 30% за передачу. Правда, впоследствии эти пропорции не раз корректировались в пользу производителя, но тогда это решение РЭК было как ушат холодной воды для ПТСК, которое долгие годы жило припеваючи, выступая в роли перепродавца. Все деньги от потребителей за теплоэнергию приходили в ПТСК, а оно, по мере возможности, рассчитывалось с "Омскэнерго".

Берешь в долг чужие деньги, а отдавать нужно свои

Подобный расклад никак не устраивал отцов города, ведь терять то, что когда-то досталось при разделе народной собственности муниципалитету, никому не хотелось. Не берусь утверждать, но, по всей вероятности, создание муниципальной казны во многом вызвано именно финансовой ситуацией, в которую попало ПТСК. Сначала городские власти решили не допустить возможного ухода важной части муниципального имущества, а потом нашли юридически грамотный выход из создавшегося положения путем формирования муниципальной казны. Теперь "Омскэнерго" могло судиться до потери пульса, с ПТСК взять уже было нечего.

Поскольку своя рубашка всегда ближе к телу, то, естественно, ПТСК сначала полностью обеспечивало свои нужды, а уж потом то, что оставалось, отдавало поставщику энергии. Долги ПТСК в отдельные моменты достигали астрономических сумм. Именно с тех пор осталось 400 с лишним миллионов рублей, наличие которых подтвердил арбитражный суд. Причем уже два года назад всем было ясно, что после разделения тарифов у ПТСК практически исчезла возможность погасить старые, ничем не подкрепленные долги. Впереди замаячила неприятная перспектива судебного разбирательства, в результате которого имущество, стоящее на балансе ПТСК, могло быть арестовано и продано за долги, а ведь изначально оно было муниципальным.

Нужно сказать, что осенью прошлого года "Омскэнерго" уже выигрывало иск по взысканию части задолженности с ПТСК. По решению арбитражного суда ПТСК должно уплатить 150 млн. рублей, но до сих пор не получено ни копейки. Ну ладно, имущества у ПТСК нет, денег тоже, но ведь есть огромная дебиторская задолженность, которая может быть арестована и реализована. Однако судебные приставы не спешат этого делать, причем на вполне законных основаниях. Дело в том, что по закону должнику может быть предоставлена отсрочка погашения задолженности, признанной судом, - такая специфическая льгота для нерадивых.

- С 90-процентной уверенностью можно сказать, что город забрал все имущество, принадлежавшее ПТСК на праве хозяйственного ведения, в муниципальную казну, чтобы на него нельзя было обратить взыскание по судебному иску, - считает заместитель генерального директора АК "Омскэнерго" по правовым вопросам Николай Лебедев. - Мы считаем, что это не вполне законно, ведь муниципалитет не отвечает за долги муниципального предприятия, а после передачи всего имущества в муниципальную казну ПТСК тоже не в состоянии отвечать по своим обязательствам. Добропорядочные должники так себя не ведут. Нам оставили единственный правовой выход - объявить ПТСК банкротом, но для "Омскэнерго" он не приемлем, потому что в этом случае мы просто не сможем получить свои деньги.

Как рассказала судья Галина Галенкова, рассматривавшая прошлогодний иск "Омскэнерго", ПТСК при рассмотрении умышленно затягивало судебную процедуру, не присылая своих представителей на заседания, но при предоставлении отсрочки исполнения решения суда никто никакой привилегии не имеет. Сейчас очередное заявление ПТСК об отсрочке пока лежит без рассмотрения. По мнению судьи, у ПТСК нет умысла уйти от исполнения своих обязательств, оно действительно в отопительный сезон находилось в сложном финансовом положении.

Далеко не каждый должник получает подобную льготу, в противном случае взыскать что-то по суду было бы просто невозможно. Но вот ПТСК уже несколько раз идут навстречу: как только подходит срок исполнения судебного решения, юристы предприятия подают в арбитражный суд заявление о предоставлении отсрочки. При этом мотивируют ее необходимость тяжелым материальным положением ПТСК, обещают рассчитаться сразу, как только закончится действие отсрочки исполнения судебного решения. Как только предоставленная отсрочка истекает, пишется новое заявление.

На мои вопросы руководителям "Омскэнерго" о том, надеется ли энергокомпания взыскать долги с ПТСК по решению суда, энергетические генералы отвечали уклончиво, но сходились на том, что надежды не теряют. Только вот на чем они зиждутся, если у ПТСК практически не осталось имущества? Есть дебиторская задолженность, но она едва перекрывает текущую кредиторскую. ПТСК должно всем поставщикам тепла - Сибзаводу, "Сибкриотехнике", "Омскшине", "Омсктехуглероду" и остальным владельцам котельных. А старые долги "Омскэнерго" ничем не обеспечены, громадные суммы давно "проедены" бывшим перепродавцом, растворились на городских энергетических просторах.

ПТСК - банкрот по сути

Все бы ничего - пусть предприятия разбираются между собой, да только ведь через теплосети, принадлежащие ПТСК, то есть муниципальной казне, обеспечивается теплом и горячей водой большинство омичей. Ну ладно, все котельные, переданные ПТСК в безвозмездное пользование и без того стоят, но ведь новый отопительный сезон не за горами. Если любая деятельность ПТСК будет парализована, кто же станет обеспечивать передачу тепла от ТЭЦ и ведомственных котельных? Откладывать решение проблемы погашения накопленных долгов ПТСК становится крайне опасно для жизнеобеспечения миллионного города. Ладно, с отсутствием горячей воды летом многие омичи уже смирились, но вряд ли кого-то обрадует перспектива остаться без тепла в зимние холода в своих благоустроенных квартирах.

Если ПТСК не в состоянии отдать признанные судом ранее 150 млн. рублей, что уж тогда говорить о последней сумме в 523,5 млн.? Арбитражный суд не может предоставлять отсрочку исполнения собственного решения до бесконечности. Рано или поздно судебные приставы все же вынуждены будут арестовать счета и дебиторскую задолженность ПТСК. Если это случится, во-первых, деятельность муниципального предприятия будет парализована, а во-вторых, шансы всех остальных кредиторов, которым ПТСК должно совсем не мало, получить хоть что-то станут равны нулю. Вряд ли им это понравится, и поставщики теплоэнергии тоже начнут судебные разбирательства, что окончательно парализует работу ПТСК.

Муниципалитету следует определиться: нужно ли ему ПТСК в его нынешнем состоянии? Если его ликвидировать, то как быть с ничем не обеспеченными долгами перед "Омскэнерго"? Как будет выглядеть городская власть, если просто "кинет" "Омскэнерго" на полмиллиарда рублей? Значит, нужно садиться за стол переговоров и решать проблему цивилизованным путем. Возможно, передать в безвозмездное пользование "Омскэнерго" муниципальные сети, идущие от его теплоисточников, и таким образом постепенно погашать долги ПТСК. В собственность акционерной компании муниципальное имущество все равно передать нельзя - потребуется его приватизация по решению правительства.

Арбитражный суд, рассматривая последний иск "Омскэнерго", полностью признал лишь сумму основного долга, а вот начисленную пеню уменьшил раз в пять. Как мне объяснили в суде, при судебном разбирательстве размеры предъявленной неустойки обычно так и корректируются. Но даже если сложить 150 млн, признанные ранее, и нынешние 523,5 млн., то получится сумасшедшая сумма, которая ни в коей мере не подкреплена имеющейся дебиторской задолженностью ПТСК, а имущества у него и вовсе нет. Такой большой кредиторской задолженности не было ни у одного омского предприятия, объявленного банкротом, даже у "Омскхимпрома" и "Омского каучука". По всем признакам, ПТСК - стопроцентный банкрот.

В последние годы решение серьезных проблем власти постоянно откладывают на потом. Мне кажется, что в отношении ПТСК решение накопившихся вопросов откладывать уже нельзя, нужно принимать волевое решение сейчас. А вообще эта история подтвердила слова одного известного омского энергетика о том, что нынешние энерготарифы "намазаны таким слоем масла", что при нормальных расчетах энергопроизводители получали бы сверхприбыль. То же "Омскэнерго", не получив от ПТСК 673,5 млн.рублей, которые признал суд, смогло нормально функционировать, пусть не без проблем. Значит, на эту сумму были когда-то завышены тарифы, по которым более-менее аккуратно платили мы с вами. Впрочем, это уже совсем другая история, к которой "КВ" обязательно вернутся.

- ПТСК можно обанкротить, но кто тогда займет его место? - рассуждает директор департамента городского хозяйства Анатолий Бушуев. - Нужно решать, что сделать, чтобы город был обеспечен теплом, и при этом муниципалитет мог контролировать процесс теплоснабжения. Что касается выигранного "Омскэнерго" судебного иска к ПТСК, мы знали, что такое может произойти, и делали энергокомпании ряд предложений по частичному покрытию долга, но на них последовал отрицательный ответ. Деятельность ПТСК плохо контролировали, хозяйство там велось неправильно, вот все и вылилось в неразрешимую проблему.

 

Гофрокартоном будем богатеть. Предпринимателям разрешили открывать в больницах буфеты. Срочные переводы от ИТ Банка. Хороший кокс - половина дела. В Омске два БТИ.

Главная  Экономика 

0.0027
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.