Навигация
Главная  Экономика 

Владимир Волков О результатах проверки.


Цифры - вещь объективная, но умение жонглировать ими приводит подчас к тому самому росту социальной напряженности, виновником которого принято считать местное самоуправление. Благодаря средствам массовой информации практически каждый омич сегодня точно знает, что московская комиссия по отчетам выявила наличие на 1 января 2000 года в кассе муниципалитета 46,9 млн. рублей. Эта цифра действительно есть в отчете в графе "Средства местного бюджета на конец отчетного периода", но любой финансист понимает, что средства - это далеко не всегда деньги. Если смотреть расшифровку по пунктам, то из этой суммы собственно денежные средства на текущих счетах местного самоуправления составили 3 млн. рублей. Они поступили на банковский счет в последний день 1999 года. 5 млн. рублей - это так называемые деньги в пути, то есть сегодня они на счетах у управления образования, здравоохранения и т. д., потому что завтра станут зарплатой учителей, врачей и т. д. Оставшиеся 38,7 млн. рублей и вовсе не являются живыми деньгами. Это векселя омских предприятий, преимущественно АК "Омскэнерго", и в отчете они проходят как "средства местного бюджета в ценных бумагах". Мы рассчитывались ими за теплоэнергетику в течение всего этого отопительного сезона.

О наличии наличности

Таким образом, наличие на счетах местного самоуправления 3 млн. рублей (а именно об этих средствах можно говорить, как о потенциальной зарплате) - это стандартная ситуация. Ежедневно в бюджет поступает определенное количество денег, которые потом распределяются на счета главных распорядителей бюджетных средств. Для сравнения, в областном бюджете по отчету о его исполнении за 1999 год комитет финансов и контроля указывает в статье "Остатки на счетах в банках" гораздо большую сумму - 14,4 млн. рублей. Именно столько было на банковских счетах области в последний день 1999 года. Это тоже живые деньги, которые должны были стать зарплатой, но в данном случае об этом факте никто не говорит.

По объективным причинам в январе средств на отопление идет больше всего, а поступления налогов в этом месяце, наоборот, самые низкие, поэтому резерв векселей АК "Омскэнерго" на 1 января 2000 года был просто необходим. Кстати, практика приобретения ценных бумаг департаментом финансов сложилась не сегодня, а еще в пору, когда его директором была Наталья Фролова. Векселя дали нам возможность стабильно рассчитываться с "Омскэнерго", но в качестве зарплаты их использовать невозможно. Наблюдая сегодня за тем, как все это преподносится, можно подумать, что рассчитываться за отопление в сибирском городе для муниципалитета не только роскошь, но едва ли не преступление.

Обнародовав так называемые выводы комиссии о том, что у муниципалитета были средства для выплаты заработной платы бюджетникам, Наталья Фролова называет сумму в 136 млн. руб., будто истраченных на незащищенные статьи бюджета.

Кто ездил в Швецию?

Четыре с лишним миллиона рублей из этих средств - ассигнования на жилищное строительство - полностью были профинансированы путем проведения взаимозачетов с неплатежеспособными предприятиями, которые тоже даже при большом нашем желании не могли стать зарплатой.

Эти 136 млн. рублей пошли на жилищное строительство, выплату процентов по кредитам, предметы снабжения, зарплату работникам театров, центров помощи молодежи (которые не отнесены к защищенным статьям бюджета) и т. д. Почти 60 млн. рублей из этой суммы пошли на погашение кредита за крытый ледовый каток. Каток - это вообще отдельная история. В свое время заключался договор на поставку 11 катков, потом решили ограничиться пятью. Наталья Фролова сегодня утверждает, что она была против приобретения катка, но в Швецию заключать договор о покупке ездила именно она. И с ее же подачи был выставлен аккредитив Сберегательным банком в оплату этого катка. Сбербанк оплатил этот аккредитив, предоставив тем самым кредит администрации города Омска, по которому мы сегодня рассчитываемся. Почему, сделав все это, Наталья Фролова затем не предусмотрела эти расходы в бюджете города 1998 года (который, кстати, готовила она), объяснить сложно. Мы при формировании бюджета на 1999-й вынуждены были их учесть и нести.

Битый небитого везет?

Таким образом, вышеупомянутые 136 млн. рублей пошли на финансирование статей, которые прописаны в бюджете, а значит, их исполнение законно, поскольку бюджет - это закон, принятый не одним человеком или финансовым органом. Новый Бюджетный кодекс, кстати говоря, отменяет деление статей бюджета на защищенные и незащищенные. Если их было решено внести в расходную часть бюджета, значит, они должны быть профинансированы в равной степени.

Специалисты департамента финансов при подготовке материалов для комиссии просчитали потребность денежных средств для погашения задолженности. Получилась интересная вещь: чтобы на начало этого года мы вышли с нулевой задолженностью по зарплате, нам нужно было перечислить по этой статье 106 процентов (!) всех поступивших в бюджет г.Омска в 1999 году средств. То есть мы должны были забросить теплоэнергетику (а на нее уходит 40 процентов бюджетных средств) и ЖКХ, все остальные расходы, но даже в этом случае денег бы не хватило. Им просто неоткуда было взяться, потому что постоянно возраставшая из года в год кредиторская задолженность при утверждении бюджета не учитывалась, не учитывались и утвержденные правительством повышения зарплаты. Если доходные источники не были доведены изначально, откуда можно ждать таких средств? Большинство местных налогов в городе отменены, основная доля доходов поступает от регулирующих налогов, а их нормативы для города Омска ежегодно снижают. Мне кажется, со стороны Натальи Фроловой было бы странно упрекать город в саботировании налогов с продаж и на вмененный доход, если, конечно, это не упрек в адрес налоговой инспекции, потому что ответственность за сбор налогов лежит именно на ней. Другое дело, что с отменой большей части местных налогов городской бюджет в 1999 году потерял 435 млн. рублей и взамен не получил никакой компенсации. Поэтому резонно говорить, что с каждым годом бюджетная обеспеченность жителей Омска снижается.

Сложив эти средства, комиссия якобы пришла к выводу, что городу хватило бы своих средств на выплату зарплаты бюджетникам, и финансовая помощь области была лишней.



Что касается ссуд, которые областная администрация выделила на погашение долгов по зарплате, то ни для кого не секрет, что огромные транши пошли по всем регионам в канун предвыборной кампании. Единственно, для чего могли пригласить руководителей областей в Москву, так это предупредить, чтобы деньги были разделены с муниципальными образованиями. Город действительно впервые испытал такую щедрость: нам выделили почти 150 млн. рублей. Но с первого дня выдачи ссуды с нашего бюджета стали снимать весь поступающий подоходный налог. Жаль, что Наталья Фролова плохо владеет ситуацией в подконтрольной ей структуре и заявляет о непомерном долге города перед областью: на сегодняшний день из предоставленной ссуды в 150 млн. рублей мы остались должны чуть больше 30 миллионов.

 

ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ ВОЗВРАЩАЕТ НАМ НАС САМИХ. ПРОТИВНИКИ ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ. Чубайс и Драчевский встретились в Омске. Деньги - вперед. Недобрали налог с продаж.

Главная  Экономика 

0.0075
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.