Навигация
Главная  Экономика 

Омский государственный камерный "Пятый театр" "Крик"


Уже второй раз "Пятый театр" экспериментирует с постмодернистской прозой. Первый раз разбирались с тем, "Что случилось в зоопарке" у Эдварда Олби, а теперь взялись за Теннеси Уильямса и его "Крик". Как и в случае с "Зоопарком", зрителей поместили на сцену смотреть, как только лишь двое актеров разыгрывают современную пьесу.

Режиссер-постановщик Владимир Притеев

Поначалу зрителю кажется, что все, что происходит на сцене, совсем не к нему обращено, будто двое вышли выяснять отношения: настоящие (не театральные) поцелуи и пощечины - это любопытно, но нужно еще хоть немного смысл спектакля уловить. Вдруг со сцены зрителя окликнули: "Добрый вечер, сегодня вам удастся увидеть спектакль для двоих, поставленный недавно в нашем театре". Прежде недоумевавшая аудитория наконец поняла, что раньше на сцене был театр закулисный, а теперь актеры "Пятого" сыграют пьесу для двоих актеров из "Крика" Теннеси Уильямса. Проще говоря, актеры играют актеров на подмостках и вне их. Но разобраться в происходящем не очень-то легко. Клэр (заслуженная артистка России Татьяна Казакова) и Феличе (Владимир Приезжев) - так зовут друг друга герои спектакля, но понять то ли это их имена из пьесы, то ли из жизни зрителю не дано. Через весь спектакль проходит это смешение плана жизненного и плана театрального. Мотивы одиночества и запертости переходят из спектакля в жизнь героев и уже не разберешь, о чем идет речь. Каждый из героев хочет "выйти из замкнутого круга", но у них нет сил, они могут только кричать от страха и безысходности. А фраза героев о том, что "наш дом - это театр, везде, где бы он ни был" проходит лейтмотивом через весь спектакль. Скажете - современная интерпретация шекспировского "весь мир театр". Наверное, так оно и есть. Ведь театр и литература развиваются по спирали, и каждый новый виток повторяет предыдущий с новой силой - вот потому-то и возникли средневековые реминисценции у Уильямса в середине ХХ века.

Первые пять минут идет молчаливое знакомство зрителей с декорациями и актеров со зрителем. Пока ничего необычного: гримерный столик, два стула, разбросанные газеты и двое курящих людей. Кажется, что в молчании пройдет весь спектакль. Минута, другая, и он заговорил, и стало вроде бы ясно, что женщина - актриса, а он - автор, режиссер и ее партнер. Театр для двоих?

Лучше остановлюсь на прелестях спектакля, которые можно заметить, даже не вдаваясь в смысл пьесы. Во-первых, декорации. Ничего особенного, но в простоте есть особая привлекательность. Во-вторых, режиссерская работа. Владимир Притеев, несомненно, профессионально обошелся с пьесой: нарочно сделал ее сумбурной и абсурдной (в лучших традициях постмодерна); придал прозе театральную динамику и, конечно, сориентировал актерский дуэт на правильную игру. О последней нечего сказать, кроме как - потрясающе! Татьяна Казакова еще ни разу не подводила зрителя и играла будто в последний раз, а Владимир Приезжев с каким-то особенно безумным взглядом как нельзя более кстати подходил на роль режиссера-безумца. В-третьих, спецэффекты. Режиссеру непременно захотелось изобразить безумие героев через странные галлюцинации, и он сделал это с помощью обычных слайдов: бабочки, лес, водопад на фоне белой стены. Вторая особенность была приготовлена в финале спектакля. Свет погашен, и героиня поджигает "круг безвыходности", установленный в центре сцены. Темнота и языки пламени на сцене - омский зритель еще не видел такого.

Я нисколько не уверена, что благодаря вышенаписанному сумбуру, вы разберетесь в том, о чем спектакль и как его понимать, поэтому предоставлю каждому самому разобраться в хитросплетениях театральной трактовки "Крика".



Закончившись так необычно, спектакль оставил противоречивые впечатления: то ли я мелочный и глупый прагматик, плоско смотрящий на искусство, то ли мне не сумели показать глубокий смысл пьесы. Мой вам совет - прочтите книгу Уильямса, а уж потом идите смотреть ее в театр.

 

Солите грибы бочками. Братья Карамазовы. На прошлой неделе первая группа призывников отправилась к месту службы. "Омсквинпром против "Оши". Гофрокартоном будем богатеть. Предпринимателям разрешили открывать в больницах буфеты.

Главная  Экономика 

0.0091
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.