Навигация
Главная  Экономика 

Агрегатный - первенец омской промышленности


Это в общих чертах. Чтобы руками и взглядом коснуться истории предприятия, нужно оказаться на его территории, в заводском музее. Сюда надо водить на экскурсии. Многочисленные экспонаты поражают неожиданностью, а почти столетнего возраста некоторые здания удивляют архитектурно-планировочным решением. Кажется, время над ними не властно.

У этого предприятия особая история. Она, пожалуй, самая долгая, насыщенная разнообразием решаемых задач, а поиски новых технологий можно назвать бросками в неизведанное. Завод работал на сельское хозяйство, выполнял многие заказы для фронта, а позже - для авиа-, ракетостроения.

Осенью 1941 года из Москвы в Омск был эвакуирован авиационный завод ? 20, производивший насосы, агрегаты топливорегулирования и маслопроводы для гидросистем всех видов самолетов. И хотя до этого времени омское предприятие носило имя видного партийного и государственного деятеля Валериана Куйбышева, название сменили на номерное. Называли завод то так, то эдак. А раньше были и другие, вывески: "Красный пахарь", "Завод Рандруп в Омске"...

Знал бы Рандруп, для кого он готовит почву

Датский подданный Серен (Сергей) Христиан(ович) Рандруп сначала занялся экспортом масла. Сбив увесистую кубышку, он в 1899 году приобретает большой участок городской земли между улицами Бутырской (Герцена), Баронской (Октябрьская), Сиротской (Кемеровская), строит там контору и мастерскую по сборке, ремонту, предпродажной подготовке плугов и борон, которые поступали в Омск из Европы.

История его начиналась в 1899 году. К этому времени Омск был провинциальным городом с небольшим промпотенциалом: самым крупным предприятием считался винокуренный завод Кузнецова с 90 работниками. Были еще две винодельни и табачная фабрика Серебрякова. Развитие промышленности тормозилось отсутствием железной дороги. И только после строительства моста через Иртыш была ликвидирована обособленность сибирской экономики. Уже с первыми поездами в Омск прибыли иностранные предприниматели, надеясь на высокие прибыли. "Капитал пришел в Омск, Омск - его штаб-квартира", - писал один из журналистов.

А Рандруп все больше преуспевал, расширяя сеть магазинов, торговых представительств на огромной сибирской территории. Начав с производства плугов, он за короткий срок в несколько раз увеличил номенклатуру изделий - завод делал молотилки, соломотрясы, трансмиссии, конные приводы, валы, маховики, подшипники и другие агрегаты, узлы и детали. Это было мощное по тем временам механосборочное предприятие. Объемы производства доходили до 400 тысяч рублей в год. Во время Первой мировой войны Рандруп выполнил ряд заказов на сумму 110 тысяч рублей (завод изготавливал корпуса фугасных снарядов, втулки для колес, бомбометов, казачьи пики, кровати).

Дело расширялось. Рандруп решает развернуть целый завод по производству сельхозтехники. В 1901 году он получает право выпуска продукции со своим торговым клеймом, украшенным мощной фигурой покорителя Сибири Ермака. Этот год принято считать годом основания ОАО "Омский агрегатный завод". Видимо, Рандруп не зря использовал портрет Ермака. Он покорил Сибирь своей энергичной предприимчивостью, неуступчивостью в деловых отношениях. В городе ходила поговорка: "Ермака царский панцирь погубил, а сибирского мужика - Рандруп". Цены он держал самые высокие. Крестьянам отпускал изделия в основном в кредит, но даже в урожайные годы, ввиду несправедливой политики в отношении сельхозпроизводителя (как и сегодня, цены на зерно были занижены), они не могли вернуть долги.

Сначала - что попало, потом - пропашник

Знал бы Серен Рандруп, для кого он готовил почву, расширяя производство, поднимая его техуровень. В феврале 1918 года завод был национализирован, на владельца была наложена контрибуция. Летом восемнадцатого хозяин скрылся, оставив доверенность на управление Порфирию Ильичу Щелокову и Гансу Максимовичу Мертенсону.

3 марта 1935 года "Красный пахарь" был переименован в "Завод им. В.В.Куйбышева". На Всесоюзной сельхозвыставке 1934 года четыре изделия омичей были удостоены медалей. Кстати, продукция завода Рандрупа также награждалась почетными дипломами, которые до сих пор хранятся в музее.

18 декабря 1919 года завод был объявлен достоянием РСФСР, получил название "Красный пахарь", несколько лет им руководил верный сподвижник Рандрупа Щелоков. Послеоктябрьские события, вызвавшие разруху, поставили предприятие на грань закрытия. Делали разную мелочевку, вели ремонт по заказам. Штат работников был оставлен самый минимальный - высококвалифицированное ядро. Только в 1924 году выпуск продукции почти сравнялся с довоенным уровнем. В 1926 году был разработан 15-летний план развития. В короткий срок построили несколько цехов, уже к 1930 году численность работающих выросла до 1200 человек. 1 мая 1932 года трактор-пропашник омского производства подал первый звуковой сигнал.

... 20-й авиационный перевозили на 13 эшелонах, путь в дороге занял целый месяц. Через несколько недель москвичи вместе с омичами начали выпускать продукцию для боевой авиатехники, реактивных снарядов, а также автоматы. К концу войны выпуск изделий вырос в 21 раз. И это несмотря на то, что с завода постоянно уходили люди на фронт. В 1943 году рабочие, кроме 800 граммов хлеба, ничего не получали. Трое из более чем 1000 человек, получивших повестки в военкоматы, стали героями: Б.Лозоренко, Я.Шакуров, М.Малиновский. 22 ноября 1945 года предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Крутой подъем, падение, космос

Подъем начался после того, как было принято решение об освоении топливной аппаратуры для тракторов "Беларусь" и компрессоров для бытовых холодильников. Но вскоре выпуск мирной продукции отодвинули в сторону. Первоочередная задача - работать на реактивную авиацию, ракетные комплексы различного назначения. На 50-е годы легли самые трудные испытания в техническом, конструкторском, технологическом плане. Мучительный поиск решений. Впрочем, подобное пережили все оборонные заводы. Это время считается самым интересным в жизни людей. А после, как сказал Юрий Гагарин, поехали! И летели ввысь аж 30 лет. На заводе была создана комплексная система управления качеством, которая объединяла 75 стандартов предприятия, обеспечивала устойчивое покорение высот. Задания все усложнялись. Один из госзаказов включал освоение сразу 26 наименований бортовой и 40 наименований двигательной автоматики. Приходилось работать в три смены, сверхурочно. И это происходило в мирное время.

Отзвучали победные залпы. Нужно было перестраиваться на мирную продукцию. Однако средств не хватало. Снова наступили трудные времена - история повторилась, как после Гражданской войны. Литейный цех начал лить алюминиевые чайники, кузнечно-термический наладил производство вилок и ложек, основные мощности загружены не были.

Покоривший вторично после Ермака Сибирь Серен Рандруп оставил после себя музейные экспонаты и два каменных здания, построенных после пожара в 1908 году, которые почти не обветшали и по-прежнему служат людям. Вокруг этих строений выросли другие - иной архитектуры, планировки, сооруженные из новых материалов. Дело датчанина успешно продолжили русские, создав производства по совершенно фантастическим технологиям. И было бы неверно пытаться назвать имена их создателей. Это была многочисленная армия из числа ИТР, руководителей, рабочих. Пусть вспомнят о них бывшие заводчане, кто еще здравствует. Это будет хорошая память.

Вспоминая беднягу Серена

В сентябре 1993 года произошла частичная смена собственности, ОАО "Омский агрегатный завод" получило определенную самостоятельность. Генеральным директором был избран Евгений Руденко, который сразу же принимает неординарные решения по использованию ранее наработанных технологий для освоения десятков наименований сложных изделий для сельхозмашин, авто- и дорожной техники, горнорудного и нефтегазового оборудования, налаживает связь с зарубежными фирмами. Нет сомнения в том, что эти усилия вскоре увенчаются ростом производства.

Жизнь поставила новую веху в истории славного предприятия. Чтобы уверенно идти от нее, требуется целая команда Рандрупов. Серен приехал в Сибирь с капитальчиком, за ним стояли десятки инвесторов, которые, веря в него, поддерживали в трудную минуту. После 1991 года руководство агрегатного завода осталось при недвижимости, но без денег, в условиях дикой инфляции, роста цен, разрушения кредитно-финансовой системы, дефицита оборотных средств. Началось свертывание производства, началась борьба за выживание.

Юрий БАХМАТ, ветеран завода с 45-летним стажем, один из бывших главных специалистов предприятия.

В 2001 году, в день празднования 100-летнего юбилея завода, молодые работники вскроют капсулу с напутствиями ветеранов продолжателям их славных дел, хранящуюся в заводской земле с 1976 года. Думается, представители нового поколения поклянутся вновь поднять предприятие в рост, вывести на уровень нормальной работы.

 

Приглашает омская филармония. Театральный фестиваль. ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ ВОЗВРАЩАЕТ НАМ НАС САМИХ. ПРОТИВНИКИ ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ. Чубайс и Драчевский встретились в Омске.

Главная  Экономика 

0.0087
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.