Навигация
|
Главная Экономика Ввод пени не панацеяСпору нет, единая квитанция - это удобно, но что поделаешь, если мы все через одного стали малоимущими и не всегда в состоянии аккуратно оплачивать все время возрастающие коммунальные услуги. Вот и получается, что в отдельно выделенной в квитанции графе оплаты электроэнергии все чаще появляются прочерки или жильцы проставляют заведомо заниженные цифры потребленных киловатт. По данным энергосбыта "Омскэлектро", средняя задолженность каждого омского потребителя в жилом секторе за энергию составляет 1,5 - 2 месяца, примерно по 200 кВт, а в домах, где установлены электроплиты- 35 Если учесть, что у "Омскэлектро" более 380 тысяч абонентов в жилом секторе, то общая сумма задолженности будет весьма внушительной. Когда три года назад в нашем городе внедряли единую квитанцию по оплате коммунальных услуг, "Омскэлектро" пыталось протестовать против ее введения. Тогда муниципальное предприятие обращалось в городскую администрацию с возражениями, мотивируя свою позицию тем, что социально-экономическое положение не соответствует введению единой квитанции, значительная часть населения не готова сразу оплачивать все коммунальные услуги. Однако к мнению энергетиков не прислушались, единую квитанцию внедрили повсеместно, в результате "Омскэлектро" понесло и продолжает нести большие убытки. Обнищавшее население, лишившись возможности выбирать, что оплачивать в первую очередь, экономит только за счет электроэнергии, ее оплачивают по остаточному принципу, потому что объем энергопотребления, в отличие от всех остальных услуг, в квитанции проставляют сами потребители. По старым нормативам контролеры должны производить в месяц обход 2500 потребителей в благоустроенных домах, 1500 - в частном секторе. На самом деле получается гораздо больше, но на всех сил не хватает. Сейчас в "Омскэлектро" ставят вопрос о снятии показаний с электросчетчика каждого потребителя хотя бы один раз в квартал - для корректировки и выписки счетов. Но этот процесс нельзя форсировать, ведь пока здесь не готовы оформлять в конечный документ снимаемые показания, обход всех потребителей - это пустая трата времени и сил. В "Омскэлектро" готовятся к выписке платежных документов на каждую квартиру или дом, но пока еще не поставлен на автоматизацию этот процесс, ведь это достаточно дорогое удовольствие. Из всех коммунальных услуг электроэнергия - единственная, за которую жители должны платить не по усредненным расчетам, а по реальному потреблению. Однако именно на ее оплату денег у людей не хватает, поэтому потери от неплательщиков частично заложены в нынешний энерготариф. Принцип самостоятельного учета потребления электроэнергии сохранился с советских времен, когда у большинства потребителей еще хватало денег, чтобы рассчитываться с энергетиками. Проконтролировать правильность заполнения квитанции каждым абонентом сложно - слишком много для этого потребуется контролеров. Сейчас в штате "Омскэлектро" всего 50 контролеров, на 30% меньше, чем положено по нормативам. Можно, конечно, принять столько, сколько требуется для установления тотального контроля, но тогда затраты на их содержание придется закладывать в тариф. Если нет счетчика, электропотребление можно рассчитывать по социально необходимой норме - 36 кВт/ч. на человека в месяц или, согласно инструкции, можно подсчитать установленную мощность имеющихся у жильцов электроприборов. Но применение подобных расчетов обычно вызывает возражения со стороны потребителей, поэтому "Омскэлектро" берет с не имеющих счетчиков по среднему энергопотреблению, учитывая фактическую оплату предшествующего периода. Возможно, кто-то на этом и экономит, но, по сравнению с прямыми хищениями электроэнергии, это капля в море. Я, как, наверное, и большинство омичей, с детства привык к наличию в квартире электросчетчика. Однако, как выяснилось, примерно у 7000 бытовых потребителей эти традиционные приборы учета напрочь отсутствуют. Во многих бывших ведомственных благоустроенных домах счетчики отсутствовали изначально, их жильцы рассчитывались со своим предприятием за электроэнергию по договоренности. Некоторые потребители сами снимают счетчики, у кого-то их просто воруют. За электросчетчики, установленные не в квартирах, а на лестничных площадках, ответственность несут ПЖРЭУ. Вернее, не несут, поскольку за обеспечением их сохранности коммунальщики практически не следят, а в случае пропажи не восстанавливают. Некоторые жильцы приобретают счетчики взамен украденных сами, но у большинства на это нет ни денег, ни желания. - Никогда не было еще столько неплательщиков, как сейчас, - возмущается начальник энергосбыта "Омскэлектро" Олег Бонапартов. - Причем не платят далеко не самые малоимущие, а те, кто в состоянии заплатить. Как-то пришел к нам отключенный за неуплату потребитель и требует: подключите - гостей собираю на торжество. На прием гостей у него денег хватает, а за электроэнергию платить не хочет. Отношение к энергетикам просто наплевательское, мы можем перейти к драконовским мерам по отношению к злостным должникам. Основные потери энергетики традиционно несут в зимний период, в частном секторе многие отапливаются электричеством, а платить за это не хотят. Кто-то снимает счетчик, чтобы бесконтрольно пользоваться электроэнергией, а некоторые идут на прямые хищения - делают набросы на провода. Проверить частный сектор весьма затруднительно - контролеров просто не пускают в дома. Даже когда поступают сигналы о набросах, работники "Омскэлектро" не могут попасть к расхитителям, вместе с участковым. В разных российских регионах к энергоснабжающим организациям относятся по-разному: где-то поддерживают их борьбу с неплательщиками, где-то, наоборот, превращают физических лиц в священных коров и защищают их право не платить. Чтобы применять в суде право взыскать с неплательщика или отключить его, нужны местные законодательные акты, регулирующие этот процесс. Сегодня это тем более актуально, что энергетики остались "без руля и ветрил" на федеральном уровне. Действовавшие до этого года Правила пользования электрической и тепловой энергией были утверждены еще в декабре 1981 года на основании постановления Совета Министров РСФСР. Но недавно эти правила своей властью отменил бывший министр топлива и энергетики Виктор Калюжный, а новые правила до сих пор не приняты. Правда, особенно энергетикам не развернуться в отстаивании своих прав, потому что пока у нас права потребителя защищают по закону, а для защиты поставщика правовых инструментов почти нет. Энергосбыта "Омскэлектро" уже не раз были нарекания со стороны прокуратуры за отключение жильцов, которая заставляла подключать неплательщиков. Поэтому сейчас отключают не за неуплату, а за недопущение контролеров к приборам учета. Но даже после отключения по решению суда наши умельцы пробрасывают времянку, подсоединяются незаконно к сетям и продолжают пользоваться ворованным электричеством. Во всех цивилизованных странах безжалостно отключают неплательщиков, у нас же энергоснабжающие организации - как козлы отпущения. По коммунальным правилам, за неуплату может взиматься пеня, но только вот нигде не оговорено, как ее получить, если жилец не платит даже за проживание и энергопотребление. Эти процессы должны регулироваться местными законодательными постановлениями, но у наших депутатов никак руки до них не дойдут. "Омскэлектро" в принципе поддерживает инициативу "Омскэнерго" о выходе из единой квитанции и введении пени за неуплату, однако видит на этом пути немало проблем. Согласно действующим Правилам предоставления коммунальных услуг: неплательщиков можно отключать, а вот по новой редакции Гражданского кодекса - нет. Понятно, что правила ниже ГК, но как же быть с неплательщиками? "Омскэлектро" выиграло немало судебных исков по неуплате, но с большинства задолжников просто нечего взять. А сами должники неустанно пишут кляузы на энергетиков в контролирующие органы. Некоторые жильцы, не платят за электроэнергию и вообще за квартиру по несколько лет, но у властей пока рука не поднимается, чтобы приступить к выселению должников. А если в семье есть несовершеннолетние дети, то, по закону, ее ни выселить, ни отключить вообще нельзя. Договоры пока заключены с весьма незначительной частью населения, поэтому в "Омскэлектро" хоть и не собираются отказываться от своей доли пени, но считают, что ее реальное взыскание практически невозможно. Конечно, если кто-то добровольно согласится платить пеню - это будет просто замечательно, но вряд ли найдется много таких энтузиастов. К тому же при общем плохом состоянии городских электросетей энергетикам все труднее гарантировать качественное электроснабжение. Так, когда "Омскэлектро" приняло на прямые расчеты поселок им. Свердлова, сети там в плохом состоянии, на их замену средств нет у ЖЭКа Трансмаша , а от населения идут постоянные нарекания по качеству энергоснабжения. Вот уже больше года "Омскэлектро" не может принять на обслуживание жильцов "Релеро", так как прежние владельцы не хотят ни сами ремонтировать их, ни компенсировать затраты на ремонт энергетикам. - С введением отдельной энергетической квитанции мы дадим человеку возможность регулировать свои коммунальные траты, а не обманывать энергетиков, - считает Олег Бонапартов. - А вот что касается пени, то, во-первых, чтобы ее взыскать, придется доказывать, что потребитель пользовался чужими средствами, а во-вторых, ее размер должен быть указан в договоре между поставщиком и потребителем. Вот, к примеру, в Томске с февраля ввели пеню за просрочку коммунальных платежей, так после этого у местных энергетиков сборы не только не увеличились, но и упали на 40%. Мы не против пени, но всерьез опасаемся, что ее введение может привести к тому, что часть населения вообще перестанет платить. В наследство "Омскэлектро" достались сети, не рассчитанные на нынешнее энергопотребление. Двадцать лет назад не было такого количества бытовых и электронных приборов, как сейчас. Энергетикам все труднее гарантировать качество резко возросшего энергопотребления, тем более когда многие норовят пользоваться электроэнергией без оплаты. Когда мы щелкаем выключателем или втыкаем вилку в розетку, есть уверенность, что ставшее привычным электроблаго будет всегда. Однако за любое благо необходимо платить, а вот тут уже вступает в силу такое внеэкономическое понятие, как совесть. Если бессовестные потребители отказываются оплачивать оказанные им услуги, должны быть реальные методы воздействия на них. Первому газопроводу страны - 60 лет. Инвестиции в Омскую область стали очень рискованны. Зубы на полку. Настоящих природных целителей - считанные единицы. Три тезки. Главная Экономика 0.011 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |