Навигация
Главная  Экономика 

Тайная корпорация сапожников


Сегодня, когда рухнула государственная монополия в сфере ремонта обувных изделий, вместо здоровой конкуренции на рынке этой услуги наблюдается новая, "этническая" монополия. Практически все мастерские принадлежат выходцам из Азербайджана, и редкий сапожник осмеливается идти против течения.

Азербайджанцы потребовали с Петровича 10тысяч рублей

Цифры иногда выкидывают удивительные фокусы. Возьмем, например, АООТ "Темп", знакомое горожанам по своей деятельности в сфере ремонта обувных изделий, проще говоря, этакого государственного сапожника. Основанное в 1937 году, на базе артели инвалидов "Парижская коммуна", оно состояло из семи сапожных мастерских, в которых работало без малого двести человек. Всем было богато советское время - и плохим, и хорошим, но для государственных сапожников это однозначно были райские времена. В период расцвета в структуре "Темпа" работало около 30 мастерских (по нескольку в каждом районе города), а работников было уже 1300 человек.

Обыкновенная история

Многие догадываются, что "Темпу" наверняка пришлось потесниться, но мало кто знает насколько. Обратимся к цифрам, самому надежному мостику между конкретным и абстрактным. Сегодня, когда количество мастерских сократилось вдвое, государственными сапожниками остаются только 110 человек. Это не только в десять с лишним раз меньше, чем в счастливые доперестроечные годы, это почти вдвое меньше, чем в далеком тридцать седьмом году! Впечатляет, не правда ли ? Но разумеется, самому предприятию от произведенного эффекта "катастрофического сжатия" на душе не легче.

Все знают, что было потом: потом пришла демократия, рынок и конкуренция.

Но "Темп" не сдается. Несмотря на резкое сокращение количества мастерских, до сих пор в каждом районе города есть хотя бы одна государственная. И заказчиков в большинстве случаев хватает. Так, за 1999 год предприятие отремонтировало почти 58 000 пар обуви. Можно сказать, что сейчас "Темп" набрал свою естественную форму, и сомнительно, что в ближайшем будущем предприятие ожидают какие-нибудь потрясения.

Высокая арендная плата, удорожание коммунальных услуг, сокращение количества заказов - вот тенденция последних лет. Доходит до того, что плата на содержание конкретной мастерской превышает получаемую ею прибыль, а значит, остальным приходится поддерживать калеку. Это так по-советски благородно... и, увы, так не по-рыночному.

Вот так неважно, но в целом стабильно идут дела у государственного предприятия по ремонту обуви. Но нет худа без добра: рынок породил конкуренцию, а вместе с ней и множество частных мастерских, которые с лихвой утоляют все возрастающую потребность горожан в продлении жизни обувных изделий. И вот тут-то начинается самое интересное...

Все в конечном итоге зависит от благосостояния народа в целом, а так как сомнительно, что наш народ когда-нибудь заживет лучше, значит, работы у сапожников меньше не станет. Ведь не секрет, что основная часть клиентов мастерских - малоимущие слои населения, пытающиеся хоть как-то отсрочить покупку новой обуви.

Наверняка каждый из вас замечал, что практически все частные мастерские по ремонту обуви принадлежат азербайджанцам. Никого это особенно не волнует, да и не должно. Кто знает, может, у этой нации уникальный талант к сапожному ремеслу. Но то, что представители других национальностей не питают ни малейшего интереса к этому бизнесу, по меньшей мере странно. Ведь работают они в государственных мастерских, а свои открывать почему-то не желают. Но после долгих поисков нашлась-таки мастерская, в которой работал не азербайджанец. И вот что он мне поведал.

Решил однажды Петрович...

В первый день выручка составила 50 рублей, во второй - 100, а на третий к сараю подъехала машина конкурентов. Обвешанные украшениями из желтого металла азербайджанцы были настроены по-деловому. "Тебе кто разрешил здесь работать?" - поинтересовались они. "Администрация,"- резонно ответил Петрович. Из дальнейшей беседы выяснилось, что существует некая корпорация, членами которой якобы являются около двухсот сапожников. Членство в этой корпорации - дело далеко не добровольное, а членский взнос составляет ни много ни мало, а десять тысяч рублей. "Это наша территория," - заявили гости, - "так что плати". В ответ Петрович в образных выражениях высказал свою точку зрения на географическое положение "ихней территории", подкрепив свою позицию неточным, но сильным броском молотка. Одним словом, поругались.

Петрович, так будем звать нашего героя, очутившись на мели, безуспешно пытался найти себе работу. Такую, чтоб и по душе была и на жизнь хватало. И вот однажды приятель предложил ему открыть обувную мастерскую. Подумав, Петрович решился, хотя раньше никогда ремонтом обуви не занимался. Арендовал сарай, отремонтировал и уже буквально через неделю после неожиданного предложения начал работать.

Я попытался узнать у мастеров-азербайджанцев, существует ли на самом деле некая корпорация сапожников, которой они платят за покровительство. Но все мои распросы вызывали только смех. Кто-то говорил, что это наследственный семейный бизнес, кто-то отвечал, что сапожное мастерство - национальный талант. Самый замечательный ответ на вопрос, почему все сапожные мастерские принадлежат им, звучал так: "Чистая случайность." Жизнь сапожника не сахар

Послав пришельцев в "чуркистан", Петрович, разумеется, был далек от мысли о том, что они последуют его совету. Поэтому к следующему приходу азербайджанцев он тщательно приготовился, подключив к беседе всех своих друзей. "Теория и практика мелких разборок" - книгу с таким заголовком мог бы выпустить доблестный сапожник после всех этих событий. Но главное, он совершил почти невозможное, стал первым независимым сапожником в городе, не имея кавказских корней.

Столь же сильно Петрович разочаровался в банках. "Для кого они работают ? Мелкому предпринимателю они не нужны!" - безапелляционно заявил он, устрашенный драконовскими условиями кредитования.

Но на этом проблемы Петровича не закончились. Отбившись от конкурентов, он попал "под раздачу" к чиновникам. Особое возмущение у него вызвала деятельность городского дизайн-центра. По его словам, за типовую режимную таблицу с него запросили тысячу рублей, что повергло его в изумление. После долгих мытарств с арендой помещения его мастерская в конце концов нашла крышу над головой, но неприязнь к чиновникам, которые мешали начать нормально работать едва ли не сильнее "гостей", не прошла до сих пор.

Что касается перспектив, то они все-таки есть. Главные надежды Петрович связывает с молодежью. Собирается открывать мастерские по мелкому ремонту для выпускников ПТУ, налаживать пошив обуви для самых бедных.

Зато местной милиции и налоговой инспекции Петрович благодарен. Первая, в лице участкового, являет собой надежную защиту от бродяг и алкашей, а вторая здорово помогает вести дело. "Я человек малограмотный, подписываюсь с трудом, только вот молотком стукнуть могу",- говорит он,- "а там люди грамотные сидят, помогают часто". Декларацию Петрович сдал вовремя и вообще считает, что не налоги давят мелкий бизнес, а прежде всего необязательность партнеров. Хотя когда его оштрафовали из-за ошибки на 38 копеек, он немного обиделся. Но вывод из этого сделал правильный: "Цифры - вещь упрямая, а закон - штука суровая".

Конкуренция

Говоря о теории "бедный народ - сытый сапожник", он считает, что народ наш уже преступил черту, за которой плохо становится даже сапожникам. Все больше заказов валяются неделями, потому что у людей нет денег заплатить за ремонт. Иногда приходится просто заниматься благотворительностью, бесплатно ремонтируя развалившуюся обувь какой-нибудь несчастной бабушки, пенсии которой хватает только на то, чтобы не умереть с голоду.

Главный плюс кавказских сапожников - низкая стоимость и скорость выполнения заказа. Поторговавшись, можно отремонтировать изделие на 10-30% дешевле, чем в мастерской "Темпа". Кроме того, в ряде случаев ремонт проведут прямо на ваших глазах за каких-нибудь полчаса, что немаловажно в случае неожиданной проблемы. В "Темпе" же срок выполнения заказа иногда доходит до 15 дней. Кроме того, частники берутся ремонтировать любую обувь, тогда как "Темп" принимает только чистую и не сильно изношенную, тем самым сужая круг своих потребителей. Правда, иногда неразборчивость мелких сапожных мастерских приводит к тому, что их используют в корыстных целях: я сам был свидетелем того, как бомж притащил мастеру целую кучу старых башмаков, явно ворованных, а тот, отобрав экземпляры, которые еще могли пригодиться на запчасти, с ним рассчитался, благословив на новые подвиги.

Самый важный вопрос для потребителя, где лучше и дешевле отремонтировать обувь. Ответ на этот вопрос непрост. И азербайджанцы, и "Темп", и Петрович имеют свои преимущества.

Преимущество мастерской Петровича, по его словам, в том, что ремонтирует обувь он не менее (а иногда и более) качественно, чем "Темп", а берет за это меньше. Хотя и немного больше, чем азербайджанцы.

С другой стороны, несмотря на дороговизну, "Темп" до сих пор пользуется доверием у населения (58 000 пар как-никак), а это значит, что деньги и время эти мастерские потребляют не даром, а с качественной отдачей. Тогда как среди частников могут встретиться откровенные халтурщики и отремонтированная обувь может развалиться через неделю.

Вид ремонта (замены)Стоимость, руб. набойки25 профилактика30 подошва150 замок50 супинаторы25 каблук20

К сожалению, потребителю не очень улыбается проводить многомесячные эксперименты над своей парой, выявляя, кто же лучше её отремонтировал. К тому же ремонт обуви дело такое, что готовых рецептов там не бывает. Можно встретить отличного мастера в мелкой мастерской и столкнуться с халтурой на госпредприятии, а можно и наоборот. Но тенденция, я думаю, очевидна: чем выше риск, тем дешевле.



* в таблице приведены цены Петровича как промежуточные между "азербайджанскими" и "государственными".

 

С банковскими карточками наперевес. Частников обложили налогом. Омский циркон-ильменит ищет хозяина. Желающих получить лицензию много, но удается это не всем. Омские инвесторы строить с умом не готовы.

Главная  Экономика 

0.008
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.