Навигация
|
Главная Экономика Пейзажа тайный смысл художник Игорь САНИНА если голос художника звучит негромко, если не умеет он и не хочет кричать и сотрясать устои - услышит ли кто-нибудь? Художественные выставки нынче редко становятся сенсациями - слишком уж их много. Да и что такое нужно показать, чтобы замученные жизнью сограждане толпами кинулись в выставочные залы? Разве что-нибудь совершенно скандальное... В Омске всегда были замечательные пейзажисты. Может быть, климат у нас такой подходящий, а может быть, совсем наоборот - наперекор географии любят наши художники сибирские ландшафты... Как бы там ни было, пейзаж занимает на местных выставках совершенно особое место - словно король среди подданных. Но очень хочется верить, что пейзажи Игоря Санина, представленные сейчас на выставке в Омском музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля (ул. Ленина, 2 , обязательно найдут внимательного и чуткого зрителя. Исполненные тихой, глубокой поэзии, они приглашают к неспешному диалогу, к размышлениям о жизни, о вечном и суетном и требуют от зрителей ответных усилий - интеллектуальных и эмоциональных. Смотреть на бегу их никак нельзя... Чем только он не занимался смолоду после окончания Свердловского художественного училища! И детей в школе учил, и на телевидении силы попробовал, и оформительской работой занимался. Каждое дело начинал с освоения азов. Теперь смеется, вспоминая, как в мастерских Художественного фонда ему, дипломированному художнику, доверили вначале разводить казеиновый клей. Ничего, справился. Научился и всему остальному, со временем стал проектировщиком, выполнял самостоятельно многие заказы на оформление интерьеров и планировку территорий. Потом окончил Московский полиграфический институт и увлекся печатной графикой. Творчество Игоря Санина вполне вписывается в эту традицию, лишний раз подтверждая ее прочность и неслучайность. Но в отличие от многих своих собратьев по кисти Игорь Александрович открыл этот жанр для себя не сразу: годы ушли на всевозможные поиски и творческие метания. Но что-то неясное продолжало мучить художника. Мысли и чувства, томившие его, не находили равноценного выражения в работах, а разнообразные умения, приобретенные в результате многолетних проб и ошибок, вопреки ожиданиям, не давали внутренней свободы. Все было не то и не так. С начала 70-х Санин непременный участник всех выставок: областных, зональных, республиканских. Плакаты, книжные иллюстрации, станковые графические листы принесли ему успех - не шумный, но прочный. Он стал членом Союза художников России, получил мастерскую. Победив, укротив акварель, Игорь Санин обратился к пейзажу. Именно в этом жанре он обнаружил возможность наиболее полно высказать себя, свои мысли и чувства. Природу он любил всегда, даром что прожил жизнь в больших городах. Но мир стандартных домов и стандартных привычек не вдохновляет его. Зато вид первого снега, дробь летнего дождя, радуга на небе наполняют ощущением счастья. Недаром Игорь Александрович, деликатный, внешне сдержанный, страстно любит охоту. Не за трофеи, а за возможность прикоснуться к живой, вечно меняющейся стихии природы, стать ее частью. ... Он и сам не знает, почему вдруг решил заняться акварелью. Может быть, потому, что эта капризная, непредсказуемая, коварная, не прощающая ошибок техника никак не давалась ему в руки. Он мял и отбрасывал лист за листом, десятки, сотни листов, пока не почувствовал однажды - получилось! То был особый, незабываемый миг. Художник нашел то, что искал так долго - себя и свой путь в искусстве. - Я не фотограф, - говорит художник, - да и невозможно передать натуру совершенно точно. Пейзаж - это то, что увидел я. В данный момент, в данном настроении. Другой человек на том же месте увидит и почувствует другое. И пейзаж у него получится другим, непохожим. Художник показывает в пейзаже себя. Он обнажает свою душу... Мотивы, которые выбирает художник для своих акварелей, на первый взгляд, просты - вода, небо, деревья, утренний туман, стога и крыши, укрытые снегом, скупая печаль оттенков серого и голубого... Но простота санинских пейзажей вовсе не так уж проста как кажется поначалу. За ней - долгие раздумья о смысле жизни, о тайнах ремесла, об ответственности художника. Такая простота дается не каждому. Можно сказать, что все эти бесконечные пейзажи на самом деле - история души. Тонкий лирик, глубоко чувствующий и понимающий толк в оттенках настроений, в переливах цвета и света, Игорь Санин в последние годы ставит перед собой все более сложные профессиональные задачи, постоянно испытывает границы и возможности своего живописного языка. Убежденный, что акварели подвластно все, художник обратился и к чисто формальным опытам. Наиболее удавшиеся работы рискнул показать на выставке. Возможно, в кругу прелестных задумчивых пейзажей беспредметные композиции могут показаться случайными, но по-своему они очень интересны. Потому что показывают направление сегодняшних поисков художников. Явственно видно, как ценой утраты непосредственности восприятия натуры мастер достигает структурно сложной живописи, в которой концепция становится организующим началом картинного мира. Видно и другое - как сквозь холодную дисциплину формалистического построения листа прорываются живая праздничность цвета, радость сочного мазка, непринужденная свобода ритма - все то, что делает работы Игоря Санина легко узнаваемыми на любой выставке. Начиная работать, Санин довольно точно фиксирует мотив и состояние природы, а затем подвергает то и другое значительной трансформации. Преодоление иллюзорного восприятия идет очень целенаправленно - к выявлению глубинной эмоциональной сути мотива. Пейзаж становится образным эквивалентом не только конкретной реальности, но, в гораздо большей степени, переживаний художника. Внешне картина вроде бы повествует о природе, а по сути - о мироощущении самого живописца, что придает ей особую, волнующую исповедальность - не демонстративную, даже застенчивую, но очень притягательную. Что сделано, то сделано. Теперь надо двигаться дальше... ... Когда картины выходят из мастерской художника, они начинают жить своей самостоятельной жизнью, уже не подвластной воле автора. В диалог с ними вступают другие, посторонние люди. Самому же художнику остается лишь мучиться и гадать - состоялся ли такой диалог? Игорю Санину знакомы эти сомнения, хотя он не любит о них говорить. Без слов понятно: спастись от неудовлетворенности собой, от невозможности достичь совершенства можно только непрерывной работой. Другого лекарства нет. Поэтому, благополучно пережив естественные волнения, связанные с открытием персональной выставки, Игорь Александрович уже начинает готовиться к лету. Лето для него - благословеннейшая пора, когда можно с утра до вечера работать на натуре, писать этюды и обдумывать новые замыслы. Омская энергетика тормозит из-за дефицита газа. Мансарды могут обрушиться. Главные мифы менеджмента. Самые влиятельные политики Омской области. Виктор Махнев "Никто не думал, что баррель будет стоить свыше 30 долларов. Главная Экономика 0.0096 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |