Навигация
|
Главная Экономика "Леопард" готовится к прыжку в ТурциюЕсли заглянуть в учебники истории, то среди сотен немецких компаний, создавших военную мощь нацистской Германии, мы найдем те, что с успехом работают и поныне. "Хенкель", "AGFA", "Динамит Нобель". Война - это не что иное как эскалация спроса на отдельные виды продукции. И если есть потребность, то товар всегда найдется. Истина, на которой зиждется общество потребления. Конверсия военно-промышленного комплекса Германии проводилась насильственным путем - массированные бомбардировки в конце войны, контрибуция в первые послевоенные годы, запрет на производство определенной продукции вплоть до разгара "холодной войны". Все это подорвало мощь немецкого ВПК. Возрождавшаяся промышленность ориентировалась на мирный рынок, однако высочайший потенциал западногерманского производства и ориентация на высокие технологии позволяли в любую секунду приступить к созданию продукции и технологии двойного или даже чисто военного назначения. И на сегодня бундесвер - немецкие вооруженные силы, а также флот оснащены современной техникой отечественного производства. В современной Германии словосочетание "военно-промышленный комплекс" утратило смысл, которым его наполняли в годы Третьего рейха или "холодной войны". Сегодня здесь, пожалуй, не найдешь чисто военных предприятий: глобализация привела к тому, что одна и та же компания может производить детские игрушки и игрушки для тех, кто привык играть судьбами народов. Типичный пример - концерн "Даймлер" - серебряная звезда, чья продукция - автомобили "мерседес" - давно является символом немецкого качества. "Даймлер-бенц" работал на Третий рейх, на "мерседесах" передвигаются и немецкие регулярные подразделения, принимающие участие в миротворческой операции на Балканах. Двигатели "Бенц" установлены и на бронетехнике, и на морских военных судах, но это лишь малая толика коммерческой деятельности компании. К тому же, слившись с "Крайслером", "Даймлер" становится первой глобальной структурой, построенной на территории коммерческих столкновений США - Европа. К какому ВПК отнести "Даймлер-Крайслер"? Занимающееся аэрокосмической техникой "DASA" ("Даймлер-Крайслер Аэроспейс") отрапортовало о создании новой боевой тактической ракеты, которая превосходит по всем параметрам американские аналоги и, возможно, будет принята на вооружение силами NATO в Европе. Кстати, внутренняя конкуренция в Североатлантическом блоке растет, немцы намерены оснастить созданными совместно с украинским КБ им.Антонова транспортными самолетами свои вооруженные силы и близки к массовому производству своего суперистребителя, названного "Еврофайтер". Но об этом подробнее. Конечно, двадцать лет запрета на разработку военных технологий дали о себе знать, и Германия заметно уступает США, России, Великобритании, Франции в производстве ракетной техники и средств доставки оружия массового поражения, но справедливости ради стоит отметить - в подобной технике у центральноевропейских держав надобности нет. Ядерный щит гарантируется партнерами по Североатлантическому блоку. Германия по-прежнему выпускает неплохую бронетехнику, и намерение Турции приобрести танки немецкого производства, несмотря на навязываемые американцами и англичанами контракты, тому доказательство. На немецких верфях закладываются, по мнению специалистов, лучшие военные суда малого и среднего тоннажа-эсминцы и береговая охрана, а также малые дизельные субмарины. И все же, несмотря на все это, нельзя говорить о немецком военно-промышленном комплексе как о таковом. Конец осени 1999 года ознаменовался еще одним прелюбопытным событием в области развития технологии двойного назначения. В конце октября на приеме у министра науки и технологии госпожи Бульманн побывали представители одного из заводов концерна "Даймлер". Цель визита - поддержка идеи крупнейшего немецкого концерна о создании на севере Германии центра развития высоких технологий, а именно "CFK-valley" - "карбоновой долины" (по аналогии с "силиконовой долиной" в США). CFK - карбон, или углепластик-композит, - материал будущего. Сегодня сфера его применения узка, ибо производство его сверхдорого. "DASA" уверена в том, что будущее аэронавтики за этим материалом, который легче алюминия, прочнее авиационной брони и не подвержен коррозии. Я намеренно подробно об этом веду речь, дабы показать различие в подходах немецких и отечественных промышленников. Представители "DASA" просили у правительства лишь моральной поддержки, ибо центр в местечке Штад, что в 40 минутах езды от Гамбурга, на тот момент уже существовал. В начале ноября мне довелось побывать в этом центре на открытии крупнейшего в мире автоклава (по данным "Даймлера") по подготовке карбоновых элементов современного самолета. Идея европейского истребителя родилась в ходе удачного сотрудничества немцев из "DASA" и французов по усовершенствованию ракетыносителя "Ариан". К проекту подключились испанцы. Вскоре "DASA" поглотила французов, а в конце 1999 года было подписано соглашение о слиянии "DASA" с испанской корпорацией, работавшей на космос. Так возникла "EАSA" - Европейская аэрокосмическая компания, третья в мире по объемам контрактов. Лишь комиссия по картелям Евросоюза пока сдерживает слияние "EASA" с "Бритишаэроспейс". Однако не "Еврофайтер", мечта европейских военно-воздушных сил, заставляет европейские компании консолидироваться, а создание гражданских авиалайнеров и конкуренция в освоении космоса. Это третье отличие западных военных промышленников от наших. Если технология не нужна военным, ее не будут засекречивать на всякий случай. И еще одна особенность, характеризующая всю пропасть между западным и постсоветским ВПК: если оборонный заказ не выгоден (чего практически не бывает), им никто заниматься не станет. Пример - контракт с Турцией на поставку немецких "Леопардов". Промышленники пробивали его, даже несмотря на протесты в обществе, а итоги дебатов в бундестаге едва не привели к расколу в правящей коалиции. Есть следы военных промышленников и в скандале с теневым финансированием партии Гельмута Коля. "Прошлый год был во многом ошеломляющим для тех немцев, что считали, будто военная промышленность перестала влиять на политику. История с нежеланием компаний, привлекших для работ в годы войны "вынужденных рабочих", платить по долгам, пролила немало света на истинные намерения "мирных" концернов. Все вдруг снова вспомнили "список Шиндлера" или компанию "Байер" - создателя аспирина, "Самая страшная головная боль "Байера" - эксперименты над людьми в концлагерях и эскадроны бесплатной рабочей силы" , - гласила листовка, распространенная в американской прессе. Так или иначе, трижды за год пресса не унималась, описывая истории, связанные с ВПК, чаще чем за несколько предыдущих лет. Хочется надеяться, что - это продолжение демократизации Западного общества, а не инвентаризация военно-промышленного комплекса Германии в связи с наметившейся поляризацией взглядов России и Запада на европейскую безопасность. Среди прочих деталей авиалайнеров (в основном элементы закрылков и хвостового оперения) были выставлены и детали "еврофайтера" - истребителя. Я, признаться, был удивлен той легкости, с какой гостям и прессе демонстрировали "кокпит" истребителя, сшитый из композита. Не менее впечатляло и другое. Немцы новую технологию сначала применили на гражданских судах. Вот вам второе отличие от российского ВПК. Причина проста: военные заказы (конечно, точной цифры никто не назвал бы) занимают в структуре "Даймлер-Крайслер Аэроспейс" едва ли 15%. И вся борьба идет за потенциальный рынок мирных авиалайнеров. Цель концерна - подорвать гегемонию американского "Боинга". А завод создавался под будущий супервместительный аэробус. Если технология будет востребована на рынке вооружений - карбон будет поставляться туда, если нет - будет служить мирным технологиям. Омские милиционеры подтвердили свой профессионализм в Дагестане. Как выиграть, не играя. Омичи выдвинули Геракла на защиту области. Денег нет. но паспортная реформа все же идет. 127-й сезон омской драмы явит нам истинный "Маскарад". Главная Экономика 0.0185 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |