![]() |
![]() |
Навигация
|
Главная Экономика Проект весьма своевременныйПлатные услуги оказываются в основном взамен положенных бесплатных. То есть право-то у нас на бесплатную услугу имеется, а вот возможности им воспользоваться все чаще не бывает. "Мы бы рады вас бесплатно вылечить, - разводят руками врачи, да вот денег на это нет". Можно, конечно, попытаться дождаться, когда деньги появятся, но со здоровьем шутки плохи, поэтому те, кто может, вынуждены платить. За счет платных услуг бюджетники кое-как сводят концы с концами: рассчитываются за коммунальные услуги и прочие нефинансируемые потребности, проводят ремонт, приобретают оборудование, доплачивают работникам. Оплата платных услуг производится через кассу лечебного или другого бюджетного учреждения, поэтому эти средства проплывают мимо бюджета и расходуются порой бесконтрольно. Сейчас настало такое странное время, что порой не успеваешь замечать, как мы лишаемся того, что еще вчера казалось непреложной истиной. Бесплатность медицины все еще декларируется государством, хотя попытки отменить 41-ю статью Конституции РФ уже предпринимаются со стороны отдельных депутатов Госдумы. Как известно, ничего бесплатного не бывает, кто-то все равно должен оплачивать те медицинские услуги, которые оказывают населению. В принципе, все оплачиваем мы сами, ведь средства у государства берутся от налоговых и внебюджетных отчислений, то есть, попросту говоря, деньги вынимают из нашего кармана и собирают в общую копилку. Однако расходов у государства много, поэтому на все не хватает. В частности, как водится, прежде всего денег недостает на здравоохранение, образование, культуру, поэтому то, что недоплачивает государство, бюджетникам приходится компенсировать за счет оказания платных услуг. Предполагаемый "Порядок" регламентирует единые правила формирования установления и применения тарифов на платные услуги и направлен на защиту интересов граждан от необоснованного взимания платы за эти услуги. В принципе, цели, как обычно, самые благие, но вот средства, получаемые от реализации услуг, должны поступать в доход областного бюджета. То есть тем самым областные бюджетные учреждения лишают дополнительного источника дохода и оставляют один на один с нефинансируемыми в полном объеме расходами и нищенской, регулярно задерживаемой зарплатой. Кстати, об этом со всей откровенностью говорится в тексте проекта постановления: "Заработная плата бюджетных работников в расчете тарифов не учитывается, так как полностью включена защищенной статьей в областной бюджет". Конечно, то, что эта самая защищенная зарплата, к примеру, санитарки меньше стоимости месячного проездного билета, в расчет не принимается. Понятно, что подобное положение не вполне устраивало органы власти, поэтому в недрах областного экономического комитета родился проект постановления губернатора "Об утверждении "Порядка введения и установления тарифов на оплачиваемые услуги, оказываемые учреждениями, находящимися в собственности органов государственной власти, а также на полном или частичном областном бюджетном финансировании, и организациями внебюджетных областных фондов". Первоначально это постановление предполагалось распространить и на муниципальную собственность, но потом с городом решили не связываться - больно хлопотно согласовывать. Этот проект наделал много шума в областных лечебных учреждениях, посыпались возражения и замечания. Впрочем, сами разработчики проекта постановления признают, что он не лишен недостатков, и готовы его дорабатывать. Особо отличившимся предусмотрено поощрение: "В целях стимулирования выполнения оплачиваемых услуг предусмотреть премирование до 10 процентов от суммы, полученной сверх утвержденной дополнительной сметы". Ну а если вдруг нерадивые бюджетники попытаются не выполнять установленные планы, то на этот счет тоже есть грозный пункт: "Учреждения и организации, не выполняющие дополнительную смету по оплачиваемым услугам, финансируются лишь на сумму, предусмотренную бюджетными ассигнованиями. Нехватка бюджетных средств предполагает сокращение затрат деятельности, в том числе снижение заработной платы или сокращения численности сотрудников". Так что теперь бюджетнику, чтобы не остаться без зарплаты и без работы, придется не только выполнять свои должностные обязанности согласно штатному расписанию и окладу, но и дополнительно трудиться на ниве платных услуг, ничего с этого не имея. Согласно проекту, для каждого бюджетного учреждения утверждается дополнительная смета оказания платных услуг. Тем самым платные услуги плавно переходят в разряд плановых и должны оказываться в обязательном порядке. Ну а там, где план, и до социалистического, вернее капиталистического, соревнования рукой подать. Об этом тоже недвусмысленно сказано: "Рекомендовать комитетам и управлениям каждой отрасли определять лучшие учреждения, а также работников наиболее проявивших себя в организации оплачиваемых услуг". Так и видятся трехцветные переходящие флажки и знамена, за которые начнут бороться наши бюджетники. Слабых мест и недоработок в проекте этого постановления предостаточно, кстати, разработчики с этим и не спорят. И вообще, мне меньше всего хочется бросать камень в специалистов областного экономического комитета, подготовивших проект, ведь им тоже зарплату задерживают и денег даже на подписку не выделяют. Право слово, они честно постарались систематизировать суровые бюджетные реалии и урегулировать фактически сложившийся рынок платных услуг, оказываемых бюджетниками. Во всяком случае в проекте вещи называются своими именами, и четко проводится линия на пополнение доходной части областного бюджета. Как их можно в чем-то винить, если у них работа такая - сберечь и приумножать областные доходы. И если оценивать проект постановления с этой точки зрения, то он весьма своевременный. Ну и напоследок еще один перл этого проекта: "Потребитель обязан оплатить за оказанную услугу по сдаче всего ее объема в любом Сбербанке города и области". Не берусь судить за всех, но за себя скажу: если бы мне полностью оказали платную медицинскую услугу стоимостью эдак в несколько тысяч рублей и выписали квитанцию для оплаты, то, признаюсь честно, не в жизнь бы не оплатил. И пускай потом по судам затаскают, а денег все равно не получат по причине полного отсутствия таковых. И, мне кажется, ни один я такой умный. А что касается выполнения данного постановления, когда оно после доработки будет утверждено губернатором, то, боюсь, что это будет тот самый случай, когда гора родила мышь. Не знаю, как выкрутятся другие бюджетные сферы, но медиков так просто не возьмешь. Уже сейчас многие областные лечебные учреждения в основном работают в системе добровольного медицинского страхования (ДМС), а платных услуг как таковых оказывают в минимальном объеме. В принципе, ДМС - те же платные услуги, только через страховую компанию, но на них действие этого постановления не распространяется. Поэтому те, кто сейчас активно работает по оказанию платных услуг, просто уйдут в ДМС. Планы по платным услугам законопослушные медики, конечно, составят и даже станут их перевыполнять, но суммы там будут фигурировать настолько мизерные, что особого прибытка областному бюджету не дождаться. Вообще этот проект гораздо честнее многих наших законодательных актов, в нем открыто говорится, что государственная собственность должна приносить доход самому государству, а не тому, кто ей пользуется для выполнения государственных функций. Когда-нибудь наше государство должно откровенно сказать, что оно на самом деле гарантирует, и неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства. Все наши беды проистекают от того, что государство много обещает, но крайне мало подкрепляет свои обещания конкретными делами и финансами. Все наши льготы и социальные гарантии на поверку не стоят ломаного гроша. Впрочем, власти быстро поймут свое упущение и доберутся и до ДМС, где тоже надо наводить порядок. Но тертые бюджетники наверняка еще что-нибудь придумают. Наверное, в этом и состоит единство и борьба противоположностей. И так будет до тех пор, пока мы не начнем называть вещи своими именами. Бюджетники не должны зарабатывать деньги по определению, иначе очень скоро у нас появятся армейские и правоохранительные платные услуги, после чего наступит полная анархия. Попытки узаконить бюджетно-коммерческие гибриды ни к чему хорошему не приведут. Пусть в нашем городе останется одна больница, где будут лечить только бесплатно, но она должна быть обеспечена всем необходимым на 100 процентов. А остальные лечебные учреждения, на нормальное финансирование которых нет денег, должны работать на коммерческой основе, без всякого бюджетного финансирования. В соседнем Казахстане многие лечебные учреждения уже давно приватизированы, мы тоже неизбежно к этому придем. Нужно когда-нибудь начать говорить правду об истинном положении дел, а не растить мертвый лес, чтобы спрятать мертвый лист.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Главная Экономика 0.0095 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |