Навигация
Главная  Экономика 

История ОМП им. П.И.Баранова


Подвиг первый

Когда говорят о каком-либо деле, требующем необыкновенных усилий, то употребляют выражение "Геркулесов труд, подвиг". Его уместно будет применить к огромному вкладу в реализацию планов строительства отечественной авиации и ракетостроения многотысячного коллектива Омского моторостроительного предприятия им. Петра Ионовича Баранова.

Для организации разгрузочных работ, охраны оборудования, размещения прибывающих в Омск людей срочно был направлен начальник цеха Георгий Колотиленко. Перед отправкой ему говорили, что место (пустырь) уже освоено и можно будет быстро наладить производство моторов. Еще в 1936 году здесь началось строительство авиаремонтного завода и аэродрома. В 1940 году его профиль был изменен - он преобразовался в двигателестроительный (авиа) завод ? 16 Однако в начале войны на его площадку пришлось эвакуировать московские заводы 156 и 8 Но и отсюда эти три завода, объединенные номером 166, пришлось оттеснить на соседнюю площадку. На их место прописали приднепровских моторостроителей.

12 августа 1941 года на Запорожский моторостроительный завод поступил приказ наркома авиационной промышленности - немедленно начать подготовку к эвакуации на восток. В этот же день под руководством директора предприятия Макара Лукина был разработан четкий план. В первую очередь демонтировались станки и агрегаты в тех цехах, где был создан задел деталей и узлов для последующей сборки двигателей в тылу.

Вспоминает Николай Куплайс, работавший на заводе с 1933-го по 1994 годы:

Увиденное в Омске Колотиленко обрадовало мало. Оборудование можно было размещать лишь в 5 корпусах, шестой стоял в строительных лесах. Наибольшую озабоченность вызывала предстоящая транспортировка Запорожского завода от железнодорожной станции до площадки. Ветки нет, автопарк невелик. А принять надо 60 с лишним эшелонов с грузом. Оставалось единственное - срочно проложить шесть километров железнодорожного полотна. С этой целью был организован общегородской воскресник. Помогали все предприятия, тысячи омичей, деревообрабатывающий завод поставил шпалы. Ветку провели за один день. И в этот же день выгруженное оборудование в Кировском районе начали отправлять на его законное место.

В ночь с 6 на 7 ноября был успешно испытан впервые собранный на омской земле авиационный двигатель М-88Б...

- В Омск прибыло 1056 платформ и вагонов с оборудованием и около 12 тысяч работников и членов их семей. Последний эшелон пришел в Омск в конце сентября 1941 года. Для сборщиков и испытателей был отведен пустырь. Соорудили шалаш из брезента и начали разбирать собранные в Запорожье узлы. Освещения не было, поэтому работали только днем. В помощь одной котельной пригнали 10 локомотивов, которые в цехи подавали пар.

В 1918 году завод был национализирован. А после более двух с половиной лет не функционировал - шла гражданская война. В апреле 1920 года он получил новое название - Государственный авиационный завод ? Растащенное за время войны оборудование находили во многих городах и свозили на прежнее место. На первых порах изготавливали дрели, посуду и прочее, в чем нуждалось население. В декабре 1920 года к названию завода добавилось слово "Большевик".

"Дека", "Большевик", авиазавод ? 29, авиазавод ? 29 им. Баранова Еще в начале века в городе Александровске (с 1921 года - город Запорожье) возникает несколько заводов. Перед первой мировой войной сюда свой взор устремляют владельцы Петербургского авиационного АО электромеханических сооружений "Дюфлон, Константинович и К" - сокращенно "Дека", к тому времени занимавшиеся постройкой дирижаблей, аэропланов, двигателей и приборов. Получив большие ссуды, "Дека" двинулась в Александровск, чтобы работать на войну. Заключенный в 1916 году контракт, обязывал "Деку" изготовить и поставить Главному военно-техническому управлению 100 авиационных 150-сильных моторов типа "Бенц", 20 моторов типа "Мерседес" мощностью 100-105 л.с., 130 моторов "Мерседес" мощностью 129 л.с. В августе 1916 года был выдан первый мотор, разработанный инженером Воробьевым и получивший название "Дека М-100".Это событие и принято считать днем рождения Запорожского моторостроительного завода.

1927 год. Завод переименован в Государственный союзный завод ? 2 Ему стали оказывать более действенную помощь. К этому времени авиапромышленность перешла на производство только отечественных самолетов. К 1930 году завод освоил М-22 (480 л.с.), выпускался этот двигатель до 1935 года и устанавливался на 12 типах самолетов: И-15, И-16, "Сталь-3", "Хаи-1", К-5, АНТ-14... Завод делал М-48, М-58.

Только в 1923-м предприятие получило задание организовать серийное производство авиадвигателей типа "Испано-Сюиза", получивших индекс М- Они устанавливались на покупные самолеты "Мартинсайд" (Англия), "Фоккер Д-ХI" (Голландия), а позднее на самолеты ПО-2 конструкции Поликарпова. М-6 выпускали для самолетов до 1930 года, и еще 2 года для танков. Когда эти двигатели с водяным охлаждением устанавливались на иностранные самолеты, в чертежах уже был М-11 с воздушным. Они выходили различных модификаций и поднимали в небо такие широко известные самолеты, как У-2 (ПО- , ЯК-18.

Подвиг второй

5 сентября 1933 года в авиакатастрофе погиб начальник Главного управления авиационной промышленности Петр Баранов, много внимания уделявший запорожскому заводу. С 14 сентября 1933 года завод стал носить его имя. С 1935-го по 1941 годы 29-й освоил и запустил в производство около 10 двигателей и их модификаций, один из которых - М-85 (850 л.с.). В 1938 году уже рождался М-88 (1100 л.с.), в июле 1941 года под немецкими бомбардировками прошел испытания М-8 Наступил август. Эвакуация в Омск.

В мае 1942 года коллективу завода было присуждено первое место во Всесоюзном соцсоревновании и вручено переходящее Красное знамя ГКО.

2 декабря 1941 года по заводу был издан приказ, положивший начало новому этапу его развития - освоению и производству более экономичных и надежных двигателей - таких как АШ-82 ФН (1850 л.с.) для истребителей и бомбардировщиков. В послевоенное время АШ устанавливался на пассажирские самолеты ИЛ-12, ИЛ-14, вертолеты МИ-4, другие летательные аппараты.

Самолетные моторы - дело тонкое, точное. Трудно было всем. Но самая большая ответственность ложилась на инженерно-технических работников. Ими было сделано все, чтобы поднять завод на новый технический уровень, подготовить кадры. 29 апреля 1944 года коллектив завода был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 13 сентября 1945 года - орденом Ленина.

В первый год работы много сил уходило на обустройство производства и людей. Объекты были разбросаны, другие срочно строились. В 42-м начали возводить горячие цехи. Большая проблема была с алюминиевым, бронзовым и чугунным литьем. В вырытой яме соорудили четыре коксовых горна и стали плавить бронзу и отливать из нее заготовки для деталей. Трудности возникли, когда стали иссякать запасы формовочных и стержневых материалов - глина, песок, крепители, привезенные из Запорожья. Срочно пришлось все это изыскивать. В целях экономии бензина при испытаниях моторов стали использовать газогенераторный газ. Чтобы облегчить условия зимней эксплуатации моторов, сократить подготовку самолетов к вылетам, масла стали разжижать бензином.

После окончания войны на заводе достаточно долго делали моторы АШ, постоянно улучшая их эксплуатационные характеристики. В конце 50 годов началось освоение газотурбинных двигателей, забот и вовсе прибавилось. Параллельно шло становление и развитие производства ракетных двигателей (ЖРД), которыми предприятие занималось до 1975 года. Экзамен на технологическое обеспечение реактивной техники коллектив сдал успешно. В 1967-м завод стал готовиться к выпуску турбореактивных двигателей (ТРДФ), давших жизнь самолетам СУ-17 и СУ-2 В 1971 году коллектив получил третий орден - Октябрьской Революции. В 1983-ем на завод поступил заказ на производство нового поколения газотурбинных двигателей.

Подвиг третий

Подвиг четвертый, самый трудный

Кроме авиационной и реактивной продукции, барановцы с 1966 года начали заниматься коробками передач для "Москвича-412", а с 1990 года - и для "Иж-2126". Рождались новые участки и целые производства гражданской продукции.

Недавно сертифицирован ТВД-20 для АН-3 ПО "Полет" и для АН-38 Новосибирского авиационного предприятия им Чкалова. Барановские ТВ-7-117 С сегодня устанавливаются на ИЛ-114, которые выпускают в Ташкенте. Все большим спросом пользуются мотокультиваторы "Крот" и "Омич". Коллектив успешно работает по программам "СибВПКнефтегаз" и "Компомаш", изготавливает детали и узлы для нужд железнодорожников, для "КамАЗов" и "шкод", участвует в производстве "пикапов". Ведет реконструкцию и ремонт зданий и сооружений. Сегодня работники завода ежемесячно получают полную зарплату, они уверены, что задолженность по ней будет погашена.

На плечи тружеников завода выпало множество самых разных испытаний. Вот одно из них. ЖРД возили испытывать на другой завод. Когда их возвращали назад, то они не собирались. В чем дело? Потом поняли - вопрос в изменившемся температурном режиме, Поэтому детали стали обрабатывать и холодом. Вот такая странная загадка и за ней - неожиданная отгадка. Был тяжелый, но творческий труд. Работали на холоде, при недостатке техники, транспорта, помещений. Но знали, что положение поправимо, что это временно. Но вот когда наступили реформы и завод лишили оборотных средств, не оплатили готовую продукцию, резко подняли цены на энергоносители, стало худо, повеяло безысходностью. Но многие и тут не растерялись. Стремились поправить положение, даже не получая вовремя зарплату. И медленно, упорно выкарабкались из ямы.

В мифе о Геракле утверждается, что он совершил 12 подвигов. Мы привели в рассказе о заводе им. Баранова только четыре, совершенных его людьми. Это, конечно же, не так. Подвиги совершались ежедневно. Каждый труженик этого гиганта машиностроения может припомнить свой... И каждый был бы наверняка захватывающим, достойным восхищения.

Послесловие



История продолжается. Все наладится. Победы еще придут.

 

Следопыт. Перспективы Омского Интернета. Александр Кузьмин "На самом деле я не терминатор, как кое-кто считает". Знакомство с "Группой хапАктеров". Вкусно и полезно.

Главная  Экономика 

0.0064
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.