Навигация
Главная  Экономика 

"Сибкриотехника" "Жигули на жидком метане"


- Евгений Петрович, когда родилась идея заняться производством криогенного оборудования для СПГ?

"Сибкриотехника" будет производить сжиженный природный газ В настоящее время многие промышленные предприятия, в том числе и оборонного комплекса, оказавшись в сложном финансово-экономическом положении, находят новые направления развития производства. В нашей области одним из таких предприятий является ОАО "Сибкриотехника". Акционерное общество разработало и реализует программу проектирования, а также изготовления криогенного оборудования для сжиженного природного газа (СПГ). Чтобы узнать об этом подробнее, корреспондент "КВ" обратился к начальнику отдела воздухоразделительных установок ОАО "Сибкриотехника" Евгению Мовчану:

- А в связи с чем вообще возник интерес к сжиженному природному газу?

- В 1997 году. Тогда у нас на предприятии прошло совещание заинтересованных представителей ряда фирм - корпорации "Компомаш" (Москва), ОАО "Криогенмаш" (Балашиха) и других, на котором была определена номенклатура криогенного оборудования. После него мы активно начали заниматься разработкой технологий и оборудования для СПГ.

Уже сегодня во многих развитых странах жидкий метан (сжиженный природный газ) составляет значительную часть топлива, используемого в промышленности и в быту. В США, например, на СПГ работают маневровые и магистральные тепловозы, большегрузные автомобили, в Норвегии - паромы.

- СПГ - эффективное моторное топливо для всех видов транспорта и, скажем так, средство для газификации отдаленных от магистральных газопроводов объектов.

В 80-е годы интерес к жидкому метану возобновился. Была построена сеть автомобильных газозаправочных компрессорных станций, проведены испытания автотранспорта, тепловозов, самолета ТУ-155, эксплуатирующихся на СПГ.

В России начало использования сжиженного природного газа как энергоносителя восходит к 50-м годам. Тогда впервые были испытаны автомобили-рефрижераторы на СПГ и опробовано применение жидкого метана для газоснабжения сельских районов. Но в дальнейшем, в связи с открытием богатых месторождений нефти в Западной Сибири, работы по СПГ прекратились.

В настоящее время вновь возникает заинтересованность в использовании криогенного топлива (СПГ). И это вполне обусловлено. Во-первых, явный кризис в угольной промышленности заставляет искать альтернативные источники энергии. Во-вторых, стабилизация и даже сокращение добычи нефти создают дефицит и удорожание топлива. Кроме того, в силу более простой технологии добычи и переработки стоимость природного газа существенно ниже стоимости большинства топлив, в частности продуктов нефтепереработки. По оценкам специалистов к 2010 году разность цен увеличивается в 2-3 раза.

В 90-е годы сложные экономические и политические условия в стране привели к тому, что внедрение сжиженного природного газа в народное хозяйство было приостановлено.

- Пока нет, но надеемся, что будет.

- В нашей области реализуется программа газификации. "Сибкриотехника" в ней участвует?

- В чем преимущество альтернативной газификации (с использованием жидкого метана) над традиционной?

В апреле 1999 года было издано постановление губернатора о создании рабочей группы совместно с управляющей компанией программы "СибВПК нефтегаз - 2000" и ОАО "Сибкриотехеника" по подготовке концепции проекта использования СПГ для газификации области. В начале этого года мы уже направили свою программу в комитет по газификации. Если ее одобрят, то среди других областей России наша станет второй, где газоснабжение будет осуществляться на основе применения СПГ. Такая программа уже реализуется в Ленинградской области.

В данном случае затраты на производство и транспортировку жидкого метана ниже, чем на прокладку газопровода. Технико-экономические преимущества использования сжиженного природного газа нарастают с уменьшением мощности потребления и увеличения расстояния от источника газа.

- СПГ можно эффективно использовать в населенных пунктах и топливно-энергетических комплексах малой мощности, расположенных на значительных расстояниях (от 40 км и более) от магистрального газопровода или вне зоны газораспределительных станций (ГРС).

- Какое оборудование для жидкого метана уже изготовляется на вашем предприятии и кто его заказчики?

И еще. После прокладки газопровода криогенное оборудование для СПГ может быть перемещено на новое место. Такая схема в течение многих лет действует во Франции.

Что касается заказчиков, то их у нас пока немного: акционерная компания "Лентрансгаз" и муниципалитет Москвы.

- Выпускаем холодные газификаторы (предназначены для перевода СПГ из жидкого состояния в газообразное и подачи газа потребителям и на автомобильные заправки). В стадии разработки ожижители природного газа, стационарные криогенные резервуары и газификационные установки высокого давления.

- Котельные, автомобильные предприятия, автозаправочные станции.

- А кто в Омске может стать заказчиком оборудования для СПГ?

Люди приходят к нам, расспрашивают о криогенном оборудовании, но как только узнают, что оно окупится лишь через 1,5 - 2 года, интерес пропадает. Все хотят сразу получать прибыль, о перспективах не думают.

В Омской области есть все необходимое для того, чтобы производить жидкий метан: Тевризское газоконденсатное месторождение, пять ГРС (в городе), пригодных для получения СПГ. Уже в ближайшее время можно заняться переоборудованием автопарков.

- У СПГ энергетическая весовая эффективность выше, чем у бензина и пропан-бутановой смеси, а стоимость ниже. Он экологически чище этих двух видов топлива и, самое главное, безопаснее: взрывов при его эксплуатации быть не может. Криогенная жидкость очень холодная - минус 160 градусов С , ею даже можно затушить небольшой костер.

- Евгений Петрович, вы говорили, что жидкий метан - хорошее моторное топливо. Чем он лучше бензина и сжиженного углеводородистого газа (пропан-бутановая смесь)?

- Пожара не будет. Как я уже говорил, жидкий метан очень низкой температуры и в момент удара автомобилей воспламениться не может. В газообразном же состоянии метан значительно легче воздуха, и в случае разгерметизации топливной системы машины улетучивается, а не скапливается в багажнике, как сжиженный углеводородный газ.

- Но ведь при нагревании она превращается в газ. Если, например, столкнутся машины, работающие на СПГ, и при этом топливные баки лопнут, то от любой искорки произойдет пожар...

Еще ни в одной стране мира за всю историю использования сжиженного природного газа не было зафиксировано ни одного взрыва транспортного средства. Так что необходимость применения СПГ очевидна. Кстати, ученые и энергетики всего мира считают XXI век эпохой метана.

Ну а кроме того, топливный бак для СПГ прочнее, чем для бензина и пропан-бутановой смеси: у него две стенки, а не одна, и между ними находится теплоизолярующий материал.

 

Личная жизнь электричек. Странная явка с повинной. В театр через Интернет. Александр Кузьмин, заместитель директора по производству ГУП "Траст". Книга недели.

Главная  Экономика 

0.0161
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.