Навигация
Главная  Экономика 

Песенка с продолжением


Когда-то жили они под Самарой. Но вычитал отец в газете о богатых сибирских краях, где и жильем обеспечат, и работой - только не ленись. Лениться он не любил, и отправилась семья в дальний путь.

Живописец Евдокия Смирнова Давным-давно, в тридцатые годы, крутили по радио популярную тогда песенку про путевого обходчика - как служил он верой и правдой на дальнем перегоне, а однажды в Москву решил поехать, к самому наркому путей сообщений - Лазарю Кагановичу. За орденом поехал - ни больше ни меньше. Продолжения той песенки Евдокия Васильевна не помнит, давно это было, а в жизни с ее отцом вышло следующим образом.

Должно быть, сказались передряги - Евдокия Васильевна, а было ей тогда десять лет, тяжело заболела.

А когда прибыли, выяснилось, что не все столь лучезарно. До зимы жили с детьми в обычной палатке, а потом пошел отец в обходчики.

Лечение требовалось долгое. Тут Евдокия увлеклась рисованием, выдали ей краски, кисточки, бумагу - рисуй что хочешь. Хотелось рисовать южное солнце и лазурный берег.

Лечиться лучше в Крыму, советовали доктора. С этим и отправился отец в Москву - выхлопотать путевку для дочери. Вселяла надежду бодренькая песенка про такого же рядового обходчика, как и он. Надо полагать, в приемной Лазаря Моисеевича песенку эту тоже любили - просьбу выслушали, записали - и путевку выделили. А про случай этот газета написала: ребенок простого путевого рабочего будет поправлять здоровье в крымской здравнице.

- На стипендию в 160 рублей, конечно, не проживешь, - вспоминает она студенческие годы. - Только на две булки хлеба и хватало. Ругали продовольственные карточки. Мы оформляли вывески и витрины. А еще раскрашивали для продажи игрушки. Помню, как расписывала я барабаны.

Родителям, когда вернулась она домой, рисунки ее и увлечение в целом понравились. И после школы отпустили учиться на художника. Пока пережидали войну, исполнилось ей двадцать. И она опять ехала к морю, в Одессу, в знаменитое художественное училище.

А еще ее этюды уникальны тем, что повторить их, увы, никому не удается. Случилось так, что после очередного землетрясения именно эта часть живописного берега навсегда канула в пучину морскую.

А на пленэр ходила к мор. Сохранились два этюда. Море у художницы, что интересно, не голубое, не зеленое, а необычного седого оттенка. "Морская вода именно такая, - отмечает художник. - И вообще, цвета в природе куда сдержанней и теплей, чем на цветных открытках. Кто у моря жил, тот знает".

- В Омске, - вспоминает она, - уже закончили строительство Дома художников. Это был, несомненно, огромный подарок для небольшой тогда организации - всего одиннадцать членов Союза. У каждого теперь была своя просторная мастерская. А внизу, на самом нижнем этаже, начал работу оформительский цех. В нем я и трудилась десять лет. Пока сама не вернулась в Союз художников.

Домой, в глухую деревеньку в Кемеровской области, она уже не вернулась. Сестра за эти годы переехала в Омск и позвала жить к себе. Так Евдокия Васильевна стала омичкой.

"Дружба народов". Так называлась роспись в индустриально-педагогическом техникуме. А еще исполнено ею большое, во всю стену, декоративное панно в помещении управления противопожарной охраны.

Дорогу сюда открывали зональные выставки. И отбор в те годы, отмечает Евдокия Васильевна, был куда строже. Я долго не осмеливалась подать свои работы, пока, наконец, не состоялась региональная выставка у нас в Омске. Родные стены, решила, помогут. А проходила она в помещении речного вокзала, на втором этаже. Зал светлый, просторный, очень удобный для больших экспозиций. Помню, толкалась среди многочисленных зрителей, хотелось их глазами увидеть свои работы. Добавим, что выставила художница два больших натюрморта. Этот жанр ею особо любим, и она верна ему до сих пор. Вступление в Союз открыло дорогу к большим самостоятельным заказам. Омичи, наверное, помнят роспись под хохлому (на втором этаже Дома мод на Масленникова). Она вряд ли сохранилась - давно это было, но, может быть, осталась на телевидении телезаписи передач - именно в этом зале проводился телевизионный конкурс артистов художественной самодеятельности.

Но вернемся к ее картинам. Любит она писать натюрморты с цветами. При этом тщательно подбирает краски и - как учили ее опытные педагоги - "лепит" форму цветом. То есть привыкла работать долго и кропотливо.

Конечно, в помощь для столь монументальной работы приглашала она художников - мужчин. Так, к примеру, роспись в техникуме помогал делать живописец Александр Голубецкий. Работала и с другими замечательными художниками.

Была еще серия работ - "Подсолнухи". Этим удивительно живописным растениям как бы тесно в рамках ее картин. А еще они "полыхают" на солнце и тем верно передают состояние жаркого дня. "В Сибири таких пылающих красок нет, - поясняет Евдокия Васильевна. - Писала по этюдам, привезенным с Украины.

Около 30 картин - в Германии. Столько же приобрели в свое время омские профилактории. Еще по две работы - во Франции и США, в штате Техас. Вот так далеко. И, конечно, покупали ее натюрморты японцы. Они традиционно любят и ценят на полотнах цветы.

Как и многие омские художники, пишет она теперь для салона, то есть - на продажу. "Всегда старалась оживить картину красок чередованием теплых и холодных тонов, а в салоне - сокрушается - подобная живопись не в цене. Берут картины холодные , без "живинки". И это огорчает. Я знаю замечательных художников, которых салон, несомненно, портит. Да и по себе сужу: трудно после подобных проходных "картинок на продажу" настроиться на серьезное творчество".

Любила она писать натурные этюды в саду у сестры. Сад три года назад продали. А жаль. Те картины очень своеобразны. "Омские яблоки" - так называется одна из них. Представьте просветленное сибирское небо и на его фоне обсыпанную сочными плодами макушку яблони.

- Однажды, - вспоминает Евдокия Васильевна - писала я портрет знакомой доярки из Усть-Ишима. Пока работала над картиной, сдружились. Уезжая, я пригласила ее к себе в гости. Но услышала в ответ, что из села своего она никуда никогда не выезжала и, увы, не собирается - дом, хозяйство, дети, внуки и прочее, прочее... Я-то сама по стране немало поездила, и странно было подобное слышать.

Несколько слов о портретах. Мне кажется, этот трудный жанр много говорит и о самом художнике и о его отношении к живописи в целом.

А я, в свою очередь, уверен вот в чем. Песенка про путевого обходчика была б куда популярней и интересней, а главное - правдивей, если бы в продолжении своем поведала о долгой творческой судьбе нашей замечательной омской художницы Евдокии Смирновой.

А случай этот припомнила она вот к чему. Давно пора собраться на юбилейную свою выставку. А все не удается. "Разбежались" картины по городам и странам, а в большинстве своем - по деревням и селам. И об этом Евдокия Васильевна не жалеет. Далекому сельскому жителю, уверена она, живопись ее куда важнее.

 

Список репрессированных омичей составил 10 томов. Держи оборону. У работников культуры пост начался еще в прошлом году. И конца ему не видно, если не поможет Путин. Личный досмотр. "Парк-отель "МечтА" отзывы наших партнеров.

Главная  Экономика 

0.0084
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.