Навигация
Главная  Экономика 

Евгений Белов, генеpальный диpектоp ОАО АК "Омскэнеpго" ДЗО спасут энеpгосистему


- В последнее время идут жаркие споры вокруг концепции реформирования энергетической отрасли. Минтопэнерго выступает против преобразований, в результате которых комплексная система хозяйствования в энергетике будет изменена на специализированную. Больше всего противников реформ пугает возможный приход в энергетику частных иностранных инвесторов и "распил" единой системы энергоснабжения. Но если сегодня мы поддадимся давлению противников структурных перемен, то понятно, что завтра не станем вдруг рентабельными. Значит, продолжится старение основных фондов, и уже в этом году вполне реальным станет риск аварий. Сейчас нас поругивают за плановые отключения должников, но в аварийной ситуации не приходится выбирать, кого отключать - школу, военный объект или жилой микрорайон, перед бедой все равны.

Как уже сообщали "КВ", 21 апреля совет директоров АК "Омскэнерго" принял решение о реструктуризации компании путем создания серии стопроцентно зависимых дочерних обществ (ДЗО). Подобное решение назревало давно, поскольку такому экономическому бронтозавру, как "Омскэнерго", все сложнее было существовать в условиях изменившейся рыночной среды. Четыре омских ТЭЦ и Кировская котельная, став самостоятельными, смогут сосредоточить усилия на повышении надежности и безопасности теплоснабжения, реальном энергосбережении. А ДЗО в сфере обслуживания - производственно-ремонтное предприятие и "Омскэнергоспецремонт" будут работать на рынке услуг на конкурентной основе. Позицию энергетиков относительно создания ДЗО на наших страницах представляет генеральный директор АК "Омскэнерго" Евгений Белов.

Возможности старой, сохранившейся со времен командной экономики, структуры управления "Омскэнерго" полностью исчерпались. Сам принцип иерархической структуры, сформированной еще в 50-60-х годах в ином государстве, стал неэффективен. Рынок требовал иной, более гибкой и мобильной организации.

Если мы хотим сохранить надежное, гарантированное энергоснабжение, единую энергосистему, реформирование неизбежно, независимо от того, нравится это кому-то или нет.

Резкий рост цен на топливо и железнодорожных тарифов привел к тому, что эти расходы стали "съедать" все средства, получаемые компанией. Несоответствующая экономическим реалиям тарифная политика РЭК усугубила финансовое положение "Омскэнерго". После августовского кризиса компания 8 раз в течение полугода обращалась в РЭК с предложением об увеличении тарифов, но новые тарифы были утверждены лишь с 1 марта 1999 года. Однако утвержденные тарифы покрывали только 140 млн. рублей удорожания затрат из реально полученных 600 млн. Следующее повышение тарифов с 1 мая в связи с сезонным спадом энергопроизводства в летние месяцы не позволило Компании компенсировать потери, вот почему на 1 января 2000 года непогашенные убытки прошлых лет составили 250 млн. рублей.

Поэтому, еще в 1997-98 годах были проведены встречи и переговоры с представителями Всемирного банка и рядом консалтинговых фирм, имевших опыт работы с российскими энергетическими компаниями. По рекомендации Всемирного банка мы привлекли внешних консультантов по менеджменту и международному бизнесу, которые вместе со специалистами Компании разработали программу "Реструктуризация концептуальных направлений деятельности ОАО АК "Омскэнерго". Было разработано "Техническое задание на создание корпоративной информационно-управляющей системы АК "Омскэнерго" Программа и Техническое задание были представлены в РАО "ЕЭС" и Всемирный банк, в тот период это был единственный программный документ по реструктуризации, разработанный в региональной энергосистеме. В результате проведенных переговоров и встреч, рассмотрения представленных документов АК "Омскэнерго" вошла в десять, а затем в три компании РАО "ЕЭС", среди которых предполагалось распределение займа, выделяемого Всемирным банком на реформирование региональных энергосистем. Однако в июне прошлого года Всемирный банк приостановил эту работу в связи с нестабильной политической ситуацией в России. Недавно появилась информация, что работы Всемирного банка по выделению займа на реформирование будут продолжены, следовательно, возобновятся переговоры с "Омскэнерго" о финансировании работ по реорганизации.

Учреждение ДЗО - это не распродажа энергосистемы, а защита от внешних факторов, сохранение имущественного комплекса. Но никто не собирается таким образом уйти от кредиторов Компании - с каждым из них введутся переговоры о реструктуризации наших долгов. Создание ДЗО - это переход от управления техпроцессом к управлению через финансовые потоки. ДЗО образуют центры финансовой отчетности и учета затрат, что позволит оперативно принимать решения по их сокращению. Выделение центров прибыли позволит более оперативно диагностировать проблемы, оптимизировать движение финансовых потоков.

Несовершенство государственной политики предоставления льгот приводит к тому, что фактически финансовое бремя по исполнению обязательств по льготам и дотациям для населения ложится не на бюджеты, а на самих энергетиков. За прошлый год задолженность бюджетных организаций перед Компанией выросла на 41%, с учетом пени. Несмотря на акционирование, долгое время АК "Омскэнерго" оставалась государственной службой, не была ориентирована на рынок. Ориентация Компании на производство, отсутствие функции маркетинга делают ее беззащитной перед изменениями внешней среды и структуры энергопотребления. Недостаточное внимание к крупным потребителям ведет к снижению спроса с их стороны, строительству собственных котельных. Искривление финансовых потоков, вызванное наличием перепродавцов, нарушает сроки расчетов и выводит из денежного оборота значительные суммы. Так, долг ПТСК за прошлые годы превышает 1 млрд. рублей.

Мы даем в руки новым подразделениям реальные рычаги управления - финансовые, производственные, кадровые и т.д. При этом сохраняются производственные, технологические связи, так как основная часть транспортирующих мощностей, а также сбыт энергии и топливообеспечение останутся за Компанией. У директора ДЗО появится больше прав, возможностей для проявления инициативы, принятия оперативных решений; но и ответственность возрастет. Теперь он будет отвечать не только за производство, но и за финансовый результат деятельности предприятия. Бесспорно, новую идеологию невозможно искусственно внедрить в коллективы. Вот почему особое внимание было уделено вопросу подготовки кадров. Более 300 человек прошли конкурсный отбор, в результате которого 60 специалистов готовы к реализации программы структурных изменений.

Управление финансами энергосистемы через ДЗО соединит процесс производства с финансовыми возможностями, обеспечит централизованное движение денежных средств, планирование, контроль и анализ финансовых потоков. С учреждением ДЗО административные методы управления меняются на финансово-экономические и корпоративные. В современных экономических условиях рубль определяет успех производства, только грамотно организованная деятельность может стать залогом эффективности.

Пример проекта строительства ТЭЦ-6 наглядно иллюстрирует, что интерес инвесторов выше к проектам, реализуемым в форме отдельного небольшого предприятия в первую очередь. Суть нашей концепции состоит в том, чтобы инвестором энергосистемы стал регион в лице органов власти, а не иностранный инвестор. С созданием ДЗО повысится инвестиционная привлекательность энергосистемы. Сравнительно небольшие бизнесы, не отягощенные прошлыми долгами "Омскэнерго", куда заманчивей для инвесторов, чем аморфная структура большого нерентабельного АО. Инвесторы готовы прийти, но у них один вопрос: их доля участия в конкретных ДЗО. Эта доля однозначно должна быть меньше, чем закрепленная за городскими и региональными властями. Если придет инвестор-угольщик - это гарантированная поставка угля, а инвестиции в производство - это обновление наших мощностей.

Учреждение ДЗО должно привести к повышению инвестиционной привлекательности региона. В подтверждение этого можно привести инвестиционный проект строительства Омской ТЭЦ- Строительство было начато в 1988 году собственными силами АК "Омскэнерго". Однако работы продвигались медленными темпами из-за недостатка средств, поэтому в 1994 году возникла идея о строительстве и эксплуатации новой станции путем создания ОАО "Омская ТЭЦ-6". К этому проекту был проявлен интерес РАО "ЕЭС", немецкого поставщика оборудования Сименс АГ и Корпорации энергетиков "ЕЭЭК", было заключено рамочное соглашение. В 1997 году эта идея была одобрена региональными властями и РАО "Газпром". Администрации Омской области и города Омска объявили о своем намерении участвовать в проекте с последующим внесением долей в уставный капитал будущего ОАО "ТЭЦ-6". В соответствии с подписанным соглашением о намерениях доли администраций Омской области и города Омска были определены по 10%, РАО "Газпром" - 30%.

Региональную энергетическую комиссию почему-то пугает, что при достаточной самостоятельности "дочек" и разнице в себестоимости теплоэнергии, каждой придется устанавливать свои тарифы. Даже если бы это было так, то что здесь, собственно, страшного? У нас в городе все котельные работают по индивидуальным, к тому же гораздо более высоким, чем у "Омскэнерго", тарифам, и РЭК это допускает. Но ведь именно в ДЗО создаются условия для полной прозрачности и контроля за их экономической деятельностью. Кроме того, пока при учреждении ДЗО предусматривается сохранение единого тарифа по Компании. Но формироваться он будет на основе тщательного анализа затрат на производство энергии по каждому ДЗО.

Учитывая, что региональная энергосистема - это не только "Омскэнерго", но и энергетические объекты областной, муниципальной собственности (ПЖРЭУ, ПТСК, "Омскэлектро"), с учреждением ДЗО создаются предпосылки вертикальной интеграции. Могут быть созданы комплексные общества, обеспечивающие весь цикл поставки электроэнергии и тепла до конечного потребителя. Уже сегодня 20 РЭС взяли на эксплуатацию имущество районных администраций. С созданием ДЗО возникнут предпосылки для включения в их состав муниципальных сетей и создания замкнутых локальных энергосистем.

Мероприятия по финансовому оздоровлению дали некоторые результаты уже в 1999 году: сбор платежей живыми деньгами увеличился в течение года с 12 до 50 процентов; благодаря расчетам за отопление живыми деньгами, удалось сэкономить 130 млн. рублей на закупках топлива. Это позволило сработать пусть с небольшой, но прибылью в размере 27,5 млн. рублей, но долги прошлых лет не позволили выйти на уровень рентабельности.

Мы отвечаем за качество и количество энергии перед потребителем, оплатившим наши услуги. Он не должен страдать из-за того, что за его счет кредитуется энергией неплательщик. Мы не хотим знать, что такое "бартер, взаимозачеты и неплатежи". Как не знают сегодня этого наши поставщики - частные угольные компании, железнодорожники, задравшие тариф на перевозки топлива и пользующиеся при этом льготным тарифом на энергию. Но мы понимаем, что существующую ситуацию в одночасье не изменишь, путь к подлинно рыночным отношениям долог и непрост. И все же надо по нему идти. Надо восстанавливать денежное обращение, и мы этому способствуем.

Работа по реорганизации велась и будет продолжаться с учетом интересов всех заинтересованных сторон: министерств и ведомств, региональных властей, инвесторов и самой Компании - в режиме информационной открытости. Учреждение стопроцентно зависимых от "Омскэнерго" дочерних обществ (ДЗО) путем преобразования статуса ТЭЦ и ремонтно-сервисных предприятий из филиалов Компании в ДЗО - это не разделение "Омскэнерго" на части, а создание вертикально интегрированного холдинга с жестким контролем.

В первую очередь мы обязаны думать о собственном выживании и о выживании региона. Думать сами, а не ждать, когда кто-то (РАО, Минтопэнерго или еще кто-нибудь) "спустит сверху" концепцию, не учитывающую специфики наших условий. И мы надеемся, что не в одиночестве будем вытаскивать область из энергетического кризиса.

 

События недели. Автомобили, автомобили, буквально все заполонили. Про тех, которые в дом не пускают. Районки остались на плаву. Селяне без газеты не останутся.

Главная  Экономика 

0.01
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.