Навигация
Главная  Экономика 

Куда несется автопоезд?


По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), россияне перевозят лишь 25% всего грузопотока страны. Остальное - в руках зарубежных перевозчиков, притом чаще всего переезжают дорогу белорусы и прибалты. Причина проста - у иностранцев перед нами есть значительные преимущества для развития этого бизнеса. Их расходы значительно ниже, чем в России. В Прибалтике, например, грузоперевозчики имеют льготы по налогообложению. В подтверждение этого цифры: в Эстонии с населением 1,5 млн. человек - 7 тысяч автопоездов, во всей России - всего 13 тысяч. Понятно, что и цены на перевозки зачастую диктуют нам иностранцы. Однако российский рынок международных автоперевозок существует, развивается, совершенствуется. Конкуренция с зарубежниками по существу заменила дележ клиентов между российскими перевозчиками. Прошлогодний же кризис еще отчетливее прорисовал ранее наметившуюся тенденцию к объединению.

Сегодня одна из основных проблем международных грузоперевозчиков вовсе не постоянное удорожание бензина. Оно, естественно, делает транспортировку грузов авто дорогим удовольствием для клиентов, потому что со ставкой на топливо растут и тарифы на услуги. Но тем не менее соль бизнеса - в постоянной конкуренции российских перевозчиков с иностранными.

АСМАП - единственный в России член Международного союза автомобильного транспорта, который выступает гарантом выполнения таможенной конвенции о международных дорожных перевозках. Ассоциация не только выдает документы, необходимые при международных автоперевозках, но и содействует своим членам в визовом оформлении, консультирует перевозчиков по вопросам приобретения, аренды, лизинга автотранспорта и т.д.

Кто возит в Омск? Прежде чем характеризовать омский рынок международных автоперевозок, пару слов нужно сказать об АСМАП. По существу, без помощи последней перевозчику обходиться все сложнее.

Если говорить об Омске и Сибири в целом, то возят здесь редко и мало. И не потому, что никто не додумался в глубинке заняться и развивать международные перевозки, а потому, что просто нет потребности в этом. На существующие объемы грузопотока вполне достаточно и десятка автопоездов, которые успешно и работают в Омске. Основные направления же места скопления международного транспорта (более 60%) - это Москва и Санкт-Петербург.

На сегодняшний день в Омске работают 5 фирм, которые являются членами АСМАП.

Монополистом (если еще в условиях рынка существует такое понятие) среди дальнобойщиков является фирма "Титан". В наличии у нее пять машин марки "Мерседес", работающих на международных маршрутах. Кроме чисто перевозок, "Титан" также осуществляет и экспедиторскую деятельность. Это позволяет не только возить омские грузы, но и организовывать их доставку из других городов. К примеру, в таком направлении с "Титаном" сотрудничают новосибирские и екатеринбургские фирмы. За пять лет своего присутствия на рынке "Титан" не только отработал свою технологию, но и, пользуясь опытом и связями, стал объединять вокруг себя мелких перевозчиков. Последним в одиночку, без поддержки АСМАП, работать невозможно, а жесткие требования к своим членам - такие, например, как наличие имущества не менее, чем на $ 20 тыс. не позволяют вступить в Ассоциацию. Чтобы не уходить с этого рынка вообще, два частных предпринимателя, имеющих в общей сложности три автопоезда, с недавнего времени работают под эгидой "Титана". Для последнего это недостающие машины - "международники", для частных предпринимателей - гарантия АСМАП.

Международные перевозки, - это престиж и известность. К сожалению, точное количество автоперевозчиков, "прославляющих" за рубежом наш родной город, узнать не удалось. В транспортной инспекции сослались на секретность данной информации. Мне же известно пять фирм, являющихся членами АСМАП, и, по большому счету, эта цифра не далека от действительного числа перевозчиков вообще, зарегистрированных в Омске.

"Бедненький" омский рынок автоперевозок, даже по сравнению с соседствующим новосибирским, все же пополняется. В прошлом году начала свою работу фирма "Ростэк-Омск" - дочернее предприятие омской таможни. У "Ростэка" две машины класса "Мерседес", правда, работают они пока на внутреннем рынке. Но, по словам директора Вячеслава Носковца, клиенты уже есть и фирма готова выйти на международный рынок. Отличие "Ростэка" от уже имеющихся на этом рынке в том, что это государственное предприятие и клиентам дается гарантия таможенного комитета. Проще говоря, груз, перевозимый "Ростэком", не подвергается лишним досмотрам на таможне, что экономит время и нервы.

Кроме "Титана", перевозкой грузов на длинные дистанции занимаются фирмы "Натали" и "Росар". Но они возят только свои объемы: "Натали" - обои, "Росар", по всей видимости, - пиво и все, что с ним связано. Услуги "посторонним" клиентам они не предоставляют, разве что по пути какой груз подвернется.

В отличие от "Титана" и "Ростэка", "Диманн-Интеркарго" не является экспедитором грузов. Сотрудничество с десятком экспедиторов как зарубежных, так и российских, плюс информация АСМАП и "Интернет" - этого достаточно для нормальной работы имеющихся трех автопоездов.

Год назад зарегистрировался в Омске еще один перевозчик-международник - фирма "Диманн-Интеркарго". По словам директора, омский рынок - не цель. "За все время присутствия здесь мы только дважды привезли груз в Омск и один раз отправили из Омска. Основное же движение грузопотока происходит из других городов страны и из Казахстана, где и расположена сама фирма".

Однако Сибирь эти последствия кризиса пережила спокойно, так как основное количество контрактов по импорту приходилось на центральный и северо-западный регионы.

Куда, откуда и что возят? Если до августа 1998 года соотношение ввозимого и вывозимого груза было примерно одинаковое, то после - импорт заметно сократился, тем самым потянув за собой и снижение тарифов на его перевозку. Экспортные же ставки, если и подскочили, то не намного. В целом же, объемы грузопотока сократились примерно процентов на 40.

Как исключительный пример, который отмечался и на последнем съезде членов АСМАП, это прямой рейс, без перегрузки - Германия-Монголия, осуществленный фирмой "Диманн-Интеркарго". Монголия, в свете развития там в последние годы рыночной экономики, может стать хорошей перспективой для российских грузоперевозчиков.

Направления же всех грузоперевозчиков-дальнобойщиков примерно одинаковые. На первом месте - Германия, кроме нее - страны Бенилюкса, Португалия, Италия, Франция. Пока остаются не освоенными российскими колесами страны Восточной Европы, Скандинавия.

Если говорить в общем, то по преимуществу импорт - это продукты питания и оборудование для предприятий, современные перерабатывающие линии, мини-пекарни и т.п.

Что касается наименования перевозимых товаров, здесь все зависит от типа грузового прицепа. В тентованном перевозится все, кроме продуктов питания; для последних же наиболее подходящий - рефрижератор или "термос" - в зависимости от условий хранения продуктов.

Вместо вывода: В своей статье я не ставила целью сделать анализ омского рынка международных автоперевозок. Мне хотелось лишь показать, что он у нас есть. Насколько это занятие прибыльно, сказать сложно. Сами перевозчики считают свой бизнес прозрачным и уязвимым. Он зависит не столько от рыночного спроса, сколько от взаимоотношений с контролирующими органами, коих на перевозчиков много.

Экспортируем мы, как известно, сырье, по преимуществу лес и продукты химии. А также все чаще после кризиса стали вывозить оборудование с российских заводов, которое, по всей видимости, потом из Европы переправляется в страны третьего мира.

Для самих же перевозчиков бизнес обходится много дороже. Сама машина "Мерседес" без прицепа стоит около 200 тысяч DM. Плюс профессиональное обучение шофера-международника, членские взносы в АСМАП, содержание транспорта, налоги и т.д. Так что те 15-20% накрутки, которую делают фирмы к себестоимости своих услуг, можно считать минимальными.

Сколько стоят перевозки? Если говорить о потребителях услуг, то для них цена зависит от маршрута, ценности и объема груза, так что единого прейскуранта здесь быть просто не может. К примеру, маршрут Омск - Германия - 7 тысяч DM; Германия - Омск - в два раза дороже. Притом цены всех перевозчиков примерно одинаковы. Демпинг на этом рынке не приветствуется.

 

Похитителей ребенка готовы простить, если они добровольно вернут полуторагодовалого Женю, похищенного из детской больницы ?. На омском театральном олимпе названы лучшие. Cвои долги область отдаст в 2000 году только физическим лицам. Чей майонез лучше?. Рейтинг.

Главная  Экономика 

0.016
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.