Навигация
Главная  Экономика 

Пожарные "горят" синим пламенем


"Горящая Россия"

30 апреля исполняется 175 лет Омской пожарной охране. Юбилей - дело хорошее, только вот встречают его пожарные без особой радости, поскольку ставшее хроническим недофинансирование противопожарной службы рано или поздно может обернуться большой бедой. В Омской области, как и в большинстве российских регионов, на содержание противопожарной службы закладывается 0,001% бюджета, в то время как в развитых странах эта доля не меньше 1%. Кроме зарплаты, которая является защищенной статьей, в областном бюджете пожарным заложили 4,5 млн. рублей на коммунальные услуги, 2 млн. - на топливо, 1,5 млн. - на обмундирование. Давайте попытаемся разобраться, как живут омские пожарные на эти скудные средства.

За три месяца этого года в Омске произошло 549 пожаров, в области - 530, ущерб в городе составил 7 млн. рублей, на селе - 4 млн. Рост ущерба, по сравнению с тем же периодом прошлого года, в Омске - в 2,2 раза, в области - на 35%. Обычно по итогам года, при примерно равном количестве пожаров в городе и области, материальный ущерб на селе значительно больше. Сложившуюся статистику может скорректировать особо крупный пожар, как, к примеру, в марте в автоколонне 125 И объясняется больший ущерб от пожаров на селе довольно просто: если в Омске пожарным дается 45 секунд, чтобы сесть в машину, и на место они прибывают в течение 5-10 минут, то в области времени, чтобы доехать до очага возгорания, тратится до одного часа, ведь максимальная удаленность сел от райцентра достигает 90 км. Порой к приезду пожарных от горящего дома остается только фундамент.

Именно такое название носил доклад, который попал на стол Бориса Ельцина восемь лет назад. Так уж повелось, что о пожарных и их проблемах вспоминают только тогда, когда случается что-то из ряда вон выходящее. Так, в 1991 году после пожара в гостинице "Россия" были приняты меры по укреплению пожарной охраны. В частности, изменилась форма учета пожаров: если раньше учитывался только нанесенный материальный ущерб, то теперь учитываются все случаи возгорания, даже если горел мусор. В результате в последние годы в Омской области фиксируется по 5-6 тысяч пожаров ежегодно, хотя в 80-е их регистрировали не больше 1000.

В советские времена на селе пожары тушили всем миром, распределяли по дворам инвентарь, кое-где эти добрые традиции сохранились и сейчас. Но в основном борьбой с огнем в сельской местности занимаются добровольные пожарные дружины (ДПД), которые после дикого расцвета капитализма переживают нелегкие времена. Обвального сокращения ДПД не произошло, но отношение к ним со стороны руководителей бывших колхозов и совхозов весьма разное - некоторые директора выводят пожарные машины из пожарного расчета и используют для других нужд. За это самоуправство руководители несут лишь административную ответственность, уголовную - только в случае тяжких последствий.

Потери от пожара по нынешней методике исчисляются в абсолютных величинах - только по себестоимости сгоревшего. Реальный ущерб обычно значительно выше, более того если сгорает на 1 млн., то для восстановления требуется в три раза больше. Горят в основном жилые дома: каждые сутки в городе и области уничтожаются или повреждаются 3-4 дома. По подсчетам пожарных, за 25 лет жилой фонд Омска уничтожается или повреждается полностью. При подсчете ущерба от пожаров совершенно не учитываются и расходы на лечение пострадавших в областном ожоговом центре. К примеру, реабилитация и лечение человека, получившего сильные ожоги, в специальной кровати обходятся в 5000 рублей в сутки.

После нашумевшего пожара в здании Самарского УВД в Омское УГПС пришел циркуляр, обязывающий приобрести так называемый "Куб жизни". Это специальное спасательное устройство, которое надувается за минуту, после чего на него можно безбоязненно прыгать с пятого этажа - безопасность гарантирована. Требует начальство приобретать и другие противопожарные устройства, только вот денег на это не выделяется. Тот же "Куб жизни" стоит десятки тысяч долларов - где ж их взять? Вот и пишут омские пожарные в отчетах: дескать, не на что приобретать спецсредства, будто наверху об этом не знают. Недавно сняли с вооружения старый комплект для спасения людей как пришедший в полную негодность, а новый стоит 100 тысяч рублей. Так что спасать теперь нечем.

В огонь с ломом не попрешь

У омских пожарных - 400 пожарных машин, срок службы у них рассчитан на 10 лет. Несложно подсчитать, что для поддержания работающего парка нужно получать по 40 новых машин в год. Но это в теории, на практике до дефолта получали по 4-5 автомобилей в год, после - 2- Пожарная машина на базе ЗИЛа стоит 600 тысяч рублей, на базе "Урала" - 900 тысяч. Разве найдутся у государства такие деньги на плановое обновление? Вот и приходится регулярно продлевать сроки службы автотранспорта: есть машины, которые служат уже по 27 лет. За их состоянием, конечно, следят, но железо нельзя заставить служить дольше положенного срока. Если случится поломка пожарной машины, давно подлежащей списанию, во время следования на пожар и в результате произойдет трагедия, кто же будет виноват? Уж наверняка не тот, кто вовремя не выделил средства на приобретение новой техники.

Из семи имеющихся в наличии спасательных пожарных 30-метровых лестниц Торжокского завода пять полностью исчерпали свой срок службы, пользоваться ими небезопасно, но приходится. Эти лестницы достают только до 9 этажа, пожарные карабкаются по ним, волоча с собой пожарные рукава, что не способствует нормальной борьбе с огнем и спасению людей. Но недавно омские пожарные приобрели уникальную лестницу "Мец" длиной 53 метра - с ее помощью можно эвакуировать людей из любой высотки. Она действует как лафетная вышка, все автоматизировано, благодаря ей спасли уже больше 1000 человек . Такие лестницы, кроме Омска, есть только в трех российских городах.

Основным средством тушения пожара остается вода, хотя эффективность дедовского метода не слишком высока. Зато дешево и сердито. Вообще-то, по инструкциям, положено бороться с огнем с помощью пенообразователя, постоянный запас которого должен быть не менее 180 тонн. Но его экономят, ведь если истратить, потом не на что будет приобретать новый. По новым нормам, пенообразователь должен быть экологически чистым. Старый пенообразователь, который запретили использовать, стоил 1300 рублей за тонну, "экологические" - от 10 до 20 тысяч. Можно за неделю извести весь запас, только вот потом что делать? Кроме традиционного пенообразователя, есть гораздо более современные средства для тушения пожаров: хладоны, специальные порошки, твердеющие пенообразователи, "легкая вода". Все эти средства у омских пожарных в небольших количествах есть, но их практически не используют - берегут для особо тяжелых случаев. Они, конечно, очень эффективны, но стоят такие "бабки", что, в случае расходования, заначку не восстановишь.

Каждая пожарная машина должна быть оснащена 550 метрами пожарных рукавов трех диаметров. Омским пожарным как минимум требуется приобрести 10 км рукавов взамен пришедших в негодность. Стоимость одного метра - от 40 до 70 рублей, по правилам нужно иметь тройной запас пожарных рукавов. На самом деле их едва хватает, чтобы обеспечить все машины, но на приобретение новых не выделено ни копейки. Раньше рукава удавалось брать по зачетной схеме, но после того как областные власти зачеты отменили, у УГПС исчезла последняя надежда обеспечить пожарных как положено.

Подсчитали - прослезились

В последние годы в омских пожарных расчетах появились медбратья, которые умеют не только тушить пожар, но и оказывать первую помощь пострадавшим. Для этого они снаряжены минимальным медоборудованием и медпрепаратами.

По самым скромным подсчетам, омской противопожарной службе нужно на топливо 3 млн. 300 тысяч рублей в месяц, но реально с августа из областного бюджета выделяли по 500 тысяч, а вот в апреле обладминистрация расщедрилась и взяла обязательства перед "Сибнефтью" на получение пожарными ГСМ на1 млн. руб. При этом в самом бюджете на весь год на топливо заложено только 2 млн. рублей, откуда берутся средства сверх этой суммы, остается только догадываться. Как только кончаются деньги на топливо, пожарные начинают буквально выпрашивать у областных властей недостающие суммы, обращаются за помощью к вице-губернатору, председателю областной комиссии по пожарной безопасности Валентину Третьякову. Со скрипом необходимые суммы выделяют, но непонятно, почему нужно было в три раза урезать запрошенное омскими пожарными финансирование при составлении областного бюджета, чтобы потом находить возможности. На приобретение запчастей в федеральном бюджете заложена смешная сумма - в 76 тысяч рублей, но и их обещают выделить только в четвертом квартале.

В ущерб, нанесенный пожарами, вообще не включаются расходы, понесенные самими пожарными. А они, надо сказать, совсем немалые. Один час работы пожарной машины с автоцистерной обходится в 487 рублей, с насосной станцией - в 626, а спецмашины газодымозащитной службы - в 69 Сюда не входит использование воды и других средств для тушения пожара. Настоящим бичом стали ложные вызовы, которых ежедневно бывает от 2 до 12, особенно много под праздники. У пожарных есть система определения номера звонившего - "Сова", поэтому любителей пошутить над пожарными нередко удается вычислить и отправить на административную комиссию, только вот редко удается в полной мере взыскать нанесенный ущерб ввиду тяжелого материального положения шутника.

В Тюкалинском районе при поддержке местной администрации ДПД содержатся за счет податей с каждого двора и организаций. При установлении подворной платы применяется дифференцированный подход, в зависимости от благосостояния взимается от 5 до 10 рублей в месяц. Суммы весьма необременительные, но в целом их хватает на зарплату и поддержание автомобиля в рабочем состоянии. Возможно, главы администраций других районов захотят перенять этот опыт, помочь пожарной охране и тем самым существенно сократить ущерб от пожаров и их количество.

Вот и приходится пожарным выкручиваться.

В Омске после Великой Отечественной войны погибли восемь пожарных, последний трагический случай произошел в 1993 году. А омичей в огне ежегодно гибнет несколько сотен. Не лучше и тем, кто выжил, но лишился всего имущества. Администрация города выделяет для погорельцев места в гостиницах, но нового жилья за счет государства им уже не видать. Когда по улицам города, пугая прохожих воем сирены, мчится пожарный автомобиль, значит, где-то беда. Но есмотря на все трудности, омские пожарные спасают наши дома и сами жизни. Хочется пожелать всем, чья профессия - бороться с огнем, удачи и достойной жизни.

На пожарную охрану Берлина тратится в 20 раз больше, чем составляет ущерб от пожаров. Возможно, потому, что когда-то этот город весьма основательно был разрушен от пожаров. Что, интересно, должно сгореть в Омске, чтобы на пожарную охрану начали выделять больше средств? К примеру, 0,01% областного бюджета. Как уверяют пожарные, если у каждого омича дома будет огнетушитель, пожаров станет гораздо меньше. Дело, конечно, хорошее, но самый дешевый огнетушитель стоит 250 рублей - сумма несмертельная, но для большинства обнищавших омичей все равно непосильная.

 

Самые покупаемые книги недели. Мир живописи детская галерея. Надежен ли джип "Тойота-Ленд-Крузер". Соседи займут омские остановки. Жену банкира подозревают в мошенничестве.

Главная  Экономика 

0.0152
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.