Навигация
Главная  Экономика 

Время холодильников


Гонка за лидером

Мы уже не представляем свою жизнь без холодильника, хотя этот удобный бытовой прибор массово стал производиться в нашей стране не очень давно - лет сорок назад, а до этого долго считался роскошью. Сегодня для каждой молодой семьи приоритетными считаются две покупки - телевизора и холодильника. Причём женщины почти всегда отдают предпочтение холодильнику, а за ними, как известно, последнее слово.

Торговля крупной бытовой техникой - дело непростое, поэтому монополизация в этом секторе омского рынка близка к максимальной величине. Об этом же говорит мониторинг омской рекламы, не так давно публиковавшийся в "КВ". Крупными поставками холодильников в наш город занимаются, по моим подсчетам, всего пять фирм - ТТЦ "Бирюса", Ассоциация "Сибирь", ТД "Троя", "Эльдорадо" и ТСО "Холодильники". Каждая из них много лет успешно работает на рынке, имеет сеть специализированных магазинов, а некоторые содержат даже собственные сервисные центры. Они гордо называют себя дилерами того или иного производителя и обещают прямые поставки непосредственно с завода.

Пик продаж на рынке холодильников уже позади. Их было два. Один - в конце 70-х и начале 80-х, когда заводы просто не успевали производить холодильники в достаточном количестве, а второй пришелся на середину 90-х, когда наступил короткий момент финансовой стабильности. Теоретически спрос остается на достаточно высоком уровне, поскольку большая часть парка эксплуатируется уже 15-20 лет и хозяева не прочь заменить свои холодильные шкафы современными моделями, но реальное снижение уровня доходов не позволяет надеяться на лучшее. Начиная с 1997-го темпы продаж падают процентов на десять в год, и 2000-й, думаю, не станет исключением.

Если коснуться других российских производителей, то их продукция представлена на омском рынке далеко не так широко, как лидеров отрасли. Она, конечно, изредка появляется, но попадает на прилавки скорее окольными путями - по воле случая или господина бартера. Лично я периодически встречал смоленский "Айсберг", челябинскую "Юрюзань", саратовский "Темп", но никакой рекламной поддержки они не получали, поэтому скромно пылились в углах магазинов. Отдельной строчкой можно выделить украинский "Норд", лет десять назад весьма популярный среди покупателей. Завод в Донецке, видимо, переживает не лучшие времена, отношения с Украиной складываются не столь успешно, как с Белоруссией, поэтому до Сибирского региона в силу его удаленности руки просто не доходят. Более-менее стабильно торгуют "Нордами" в ТТЦ "Бирюса" и ТД "Троя". В магазинах этих фирм мой интерес к модельному ряду "Норда" вызывал лишь недоумение. Говорят, качество их последнее время оставляет желать лучшего. Даже, мол, бывали случаи, когда эти холодильники ломались еще в магазине, так и не добравшись до покупателя. Вот и доверяй после этого данным маркетинговых исследований, в которых холодильники "Норд" прочно удерживают аж 7% российского рынка.

Три верхние строчки в списке самых "народных" марок занимают липецкий "Стинол", минский "Атлант" и красноярская "Бирюса", что, впрочем, неудивительно, поскольку первые два брэнда лидируют на просторах всей России. Производители из Липецка и Минска контролируют вместе не менее 80 - 90 % рынка холодильников, в зависимости от региона. "Бирюса" наибольшее влияние имеет на территории Сибири и Урала, теряя его по мере продвижения к Москве, где ничем не выделяется в ряду других аутсайдеров - "Смоленска", "ЗИЛа", "Орска", "Саратова", "Юрюзани", "Оки" и прочих. На омском рынке интерес к региональному производителю держится на достаточно высоком уровне. Играют свою роль умеренная цена при хорошем качестве и доступность сервисного обслуживания. Качество красноярской продукции омичам знакомо не понаслышке. По сей день более 40% омских семей эксплуатируют холодильники марки "Бирюса". Моему однокамерному труженику "Бирюсе-10", к примеру, скоро можно будет справлять тридцатилетний юбилей. Правда, лет десять назад пришлось заменить агрегат и терморегулятор. А никто и не обещал, что он будет работать вечно.

Для тех, кто привык автоматически переводить суммы в условные американские единицы, сюрприза не будет - цены почти на все модели после кризиса упали, в среднем на 100 долларов. Если же вернуться в рублевое пространство, то очевидно, что цены продолжают расти, несмотря на некоторую стабилизацию роста курса доллара. Продавцы объясняют такие странности регулярным повышением отпускных цен заводами-изготовителями и сетуют, что розничные наценки уже снизились до критической величины - 8-9 %. Производители, в свою очередь, жалуются на подорожание энергоносителей и металла. Потребитель мнет в кармане трудовые сбережения и проклинает всё на свете.

В ожидании чуда

Модель

Для удобства сравнения цен в разных торговых предприятиях нашего города приводим таблицу.

"Сибирь" "Бирюса-18"5010-50065010- "Бирюса-6"4200-43134200- "Стинол-101"6660665966696660- "Стинол-103"90308999902690309029 "Стинол-110"87208719-87208729 "Стинол-116"7810778978077810- "Минск-1701"9960-996099609959 "Минск-1704"11370-113701137011369 "Минск-1716"8790-879087908599

холодильникаТТЦ "Бирюса""Эльдорадо"ТД "Троя"ТСО "Холодильники"Ассоциация

Повторюсь, приведенные цены взяты у официальных дилеров заводов-изготовителей. Естественно, еще существуют "серые" дилеры, которые время от времени выходят на рынок со своим товаром. Берут, к примеру в Красноярске, по бартеру партию холодильников и по демпинговым ценам сбрасывают в Омске. К сожалению, как пояснил директор фирменного магазина "Бирюса" Михаил Ларин, в этом случае страдают сами покупатели, погнавшиеся за дешевизной. Купив технику у "серого" дилера, покупатель лишает себя сервисных услуг, которые гарантирует ТТЦ "Бирюса" на всю проданную технику. И в случае поломки ему придется обращаться непосредственно к заводу-изготовителю, либо к мастерам-надомникам, после которых техника порой не поддается восстановлению.

Вообще для рынка крупной бытовой техники на сегодняшний момент характерны незначительные ценовые колебания. При столь стремительном падении спроса вероятность картельного соглашения поставщиков очень мала - значит, действительно на рынке стагнация.

Имеющиеся в продаже холодильники можно условно разделить на три ценовых категории - высшую, среднюю и низшую. В последнюю категорию (от 3500 до 6000 рублей) попадают модели тех российских производителей, которые не особо заботятся об эстетической стороне. К этой же низшей категории можно смело отнести донецкий "Норд".

Холодильники, которые мы выбираем

Предпочтения омских потребителей делятся между "Стинолом" и "Атлантом" почти пополам, с заметной тенденцией роста популярности минского брэнда. Лично меня очень удивил качественный скачок сделанный минским заводом. Еще лет пять назад я проходил мимо "Атланта", даже не останавливаясь. Преимущества липецких холодильников казались неоспоримыми. Белый красавец "Стинол", сделанный по лицензии концерна "Merloni", вызывал законное чувство гордости за российского производителя, поскольку история закупки у итальянцев завода по изготовлению холодильников "Бирюса" как-то уже забылась за давностью лет. К тому же "Стинол" до сих пор единственный российский брэнд, оснащенный системой "No Frost" (без инея).

Ступенькой выше (от 6000 до 10000 рублей) стоит вся продукция из Минска и Липецка, кроме двухкомпрессорных моделей. "Атлант" и "Стинол" в принципе полностью соответствуют европейским стандартам и, говорят, поставляются в дальнее зарубежье. Не знаю, не проверял, но в Омске они представлены всем своим модельным рядом. У каждого производителя не меньше пятнадцати базовых моделей, бесконечные модификации которых с трудом поддаются учету. В связи с этим очень затруднительно сравнение цен в различных торговых точках. Совершенно одинаковые, на первый взгляд, "Стинолы" могут иметь разную цену. У одного дверь плоская (индекс L), у другого - с радиусом кривизны (индекс R). Не уверен, что потребительские свойства можно улучшить простым радиусом кривизны двери, но, как говорит консультант из "Трои", многим нравится.

Не стану описывать всех функциональных особенностей современных моделей - каждый пусть выбирает сам. Вариантов много. И по габаритам, и по объемам камер, и по удобству эксплуатации, и по дизайну. Напомню лишь несколько моментов: наиболее удобная компоновка, принятая в Европе, когда морозильная камера внизу, а холодильный шкаф вверху. Также нелишне будет взглянуть на потребляемую мощность. Чем меньше, тем лучше. И дело даже не в стоимости электроэнергии. Малое потребление говорит о том, что холодильник по своим свойствам ближе к термосу. Значит, он будет дольше сохранять холод, если внезапно отключат электричество. Не гонитесь за размерами. Специалисты утверждают: средней семье из четырех человек вполне хватает двухкамерного холодильника с объемом 250-300 литров, из которых 80-90 литров занимает морозильная камера.

Правда, и эта система не лишена недостатков. Продукты в морозилке необходимо хранить упакованными в воздухонепроницаемую пленку, иначе они обезвоживаются. Тем не менее редкий импортный холодильник не имеет этой системы, значит, не всё так страшно. "Атланты" тоже имеют загадочную маркировку - "Frost Safe". Однако ни один продавец не смог внятно объяснить, как на самом деле осуществляется эта функция. Может, имеется в виду улучшенная изоляция морозильной камеры? Впрочем, оставим маркировку на совести производителей. Кстати, минский завод тщательно скрывает родословную своей последней серии (1700-171 , но уж очень стильно выглядит этот модельный ряд. Не верится, что элегантная внешность целиком и полностью заслуга белорусских дизайнеров.

Снег с вершины Килиманджаро

Не стесняйтесь расспрашивать продавцов. Как показывает практика, они могут дать весьма дельный совет. Правда, один раз я столкнулся с продавцом, который серьезно утверждал, будто циклопентан - это такая решетка на задней стенке холодильника. Для справки: циклопентан - это жидкость, которую производители используют в качестве хладагента вместо запрещенных международной конвенцией фреонов. К счастью, такие специалисты попадаются все реже.

И все же если кому-то совсем не хочется приобретать товары отечественного производителя, то он вполне может подобрать себе модель от всемирно известных производителей за разумную цену. Неплохой выбор в магазинах "Эльдорадо" и "DAEWOO". Нелишне заглянуть в магазин "Аристон" и "Bosch". Самое приятное, что крупные торговые компании время от времени устраивают распродажи. В тот момент, когда я зашел в "Аристон", выбор импорта был невелик - всего несколько моделей "Indesit", зато на них действовала двадцатипроцентная скидка. "Indesit-RT2400" стоил 1160 Вполне приличный холодильник, хотя и морально устаревший, с учетом скидки обойдется всего в 928 Двухкомпрессорная модель GG2325 c огромной морозильной камерой в 180 литров стоила 16588 рублей. Если вычесть скидку - 1327 Разница с "Минском-1704-02" не пугающая. В "Эльдорадо" можно приобрести "Zanussi" объемом 390 литров за 15089 рублей. Или скромный "Sharp" с объемом 225 литров - за 9999.

Действительно, импортные холодильники намного дороже российских аналогов. Сказывается высокое налогообложение импорта готовой продукции. Известные мировые брэнды в омских магазинах встречаются гораздо реже, чем три года назад, и прочно занимают нишу элитных холодильников (от 10000 рублей). Сюда же можно отнести вершину модельного ряда - двухкомпрессорные шкафы из Минска и Липецка. По сути, они состоят как бы из двух отдельных маленьких холодильников, смонтированных в одном корпусе. Имеют независимое управление, лучше держат низкую температуру и более надежны в работе. Единственная незадача - высокая цена. В среднем на 20-30 % дороже однокомпрессорных аналогов. К примеру, очень удачная модель "Минск-1704-02" стоит 11930 рублей (ТД "Троя").

В общем, выбор всегда есть. Были бы деньги...

Конечно, если кого-то интересует интимная жизнь "красавца шведа" от компании "Electrolux", то за любознательность придется выложить сумму не менее тридцати тысяч. В такую же сумму обойдется шкаф от "Samsung", размерами превышающий автомобиль ВАЗ. Туда могла бы поместиться небольшая семья из трех человек, если бы они протиснули этот холодильник через дверной проем своей малогабаритной квартиры.

 

Запасная, но какая!. Владимир Ивановский "Интересно доказать всему миру, что мы можем работать не хуже". Светлана Титова, директор департамента финансов и экономики администрации г.Омска. Игра недели. События и новости.

Главная  Экономика 

0.0041
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.