Навигация
Главная  Экономика 

Художник Николай Горбунов. Главный "язычник" города


Виктор Гребенников. Директор Исилькульской художественной школы. Благодаря и его стараниям открыли ее здесь в числе первых за Уралом. А еще среди жителей небольшого города слыл он кем-то вроде шукшинского чудака. В своей комнате держал небольшой улей - открывал по утрам для пчел форточку. Вдобавок - маленький муравейник. А в картонной коробке соорудил "спортзал" для жучков. Забавно было наблюдать в стеклянное окошечко, как крутят они кульбиты и лазают по миниатюрной шведской стенке.

Очень важно, считает художник Николай Горбунов, встретить в своем детстве человека, который пробудит твои творческие способности. И не сомневается - ему в жизни, конечно, повезло.

Окончив исилькульскую школу, Николай Горбунов поступает на худграф омского пединститута. Многие его сверстники поехали пытать счастье в столичных вузах, а он посчитал, что сможет реализовать себя и здесь. Главную свою школу - Гребенникова - он прошел. Остальное, считал, зависит только от самого себя.

Его уроки ребята не пропускали. Особенно - занятия на пленэре. Он выбирал для них самые заповедные в степи места. А главное, научил природу понимать и любить.

- Однако увлечением это, - считает он, - не могло быть слишком долгим. Подобная живопись построена на определенных приемах. А это, безусловно, сдерживает в творческом развитии.

На старших курсах увлекся авангардом. Нравилась живопись прибалтов, и как бы в подражание им написал серию картин под названием "Птицы". Отобразил он их довольно условно. Целью были динамика, экспрессия и декоративный "узор", сплетенный из крыльев.

А первый большой успех (о котором чуть подробнее) связан с офортом.

После института работал в производственно-художественном комбинате. Выполнял самые разные заказы - реклама, плакаты, праздничное оформление города. А для души - всерьез занялся графикой. Серия его гравюр "Октябрь" интересная и своеобразная. Мотивы питерских мятежных ночей показаны как бы камерно, без пафоса. В то время немногие так отображали революцию.

Техника, отметим, настолько сложная, что во всей стране специалистов ее, как говорят, по пальцам перечесть. Однако, не испугался. И получилось. Достаточно сказать, что дважды участвовал во всесоюзных выставках, а в Москве до сих пор многие помнят его как прекрасного графика. Хотя после этого успеха вернулся художник к живописи.

Вы знаете, что такое "меццо-тинто"? В переводе с итальянского - это "черная манера". Краска заполняет шероховатость металлической доски, и на оттиске образуется темный, почти черный фон. А в картинах - ощущение вечера или даже глубокой ночи.

А потом были многочисленные поездки по Сибири - Байкал, Телецкое озеро, Горный Алтай. Дело в том, что пригласили преподавать и много путешествовал со студентами.

Напомним одну из тех картин: "У театра". Название несколько ироничное. А может, даже и горькое. На фоне помпезного старинного здания нашего прославленного театра - одинокая, затерянная в ночи фигурка, на чей-то взгляд, никчемного человека.

- Богат он не только своей природой, но и всевозможными сказаниями, легендами и мифами. Домовые, полевые, чародеи и оборотни... Предки наши, несомненно, в них верили и рассказы о них передавали из поколения в поколение.

Алтай вспоминает художник особо:

Его домовые, дворовые, полевые и прочие духи - вроде обычных крестьян. Разве что с чудинкой - куда-то тревожно вглядываются, о чем-то задумались. Своими работами автор невольно заступается за нашу с вами историческую культуру: греческую и египетскую мифологию с пятого класса изучаем, а собственную, увы, не знаем. И одно дело - заинтересоваться, другое - понять и отобразить на полотне.

"Хранительница ночи", "Дворовой", "Путешествие чародея". Это первые картины нового - "языческого" - цикла. Пишет он их в темных тонах. Будто перенес на живописное полотно черную манеру своих гравюр.

Можно сказать, что "презентация" его в этой должности произошла в 1992 году на выставке "Христианские и языческие мотивы в творчестве омских художников". Тогда, семь лет назад, картина Николая Горбунова несомненно произвела фурор. Иначе не скажешь.

Художник штудировал мифы древних славян, книги о повериях и старинных обрядах. И, забегая вперед, отметим, что языческую демонологию знает он теперь как никто другой. В спорах на эту тему считают его истиной в последней инстанции и уважительно называют не иначе как главным "язычником" города.

А в "Деревенских страданиях", картине, написанной тем же годом, но чуть раньше, использовал автор древнее поверие о том, как гадают на суженого. Выйди ночью за плетень и дай петуху (извечный персонаж старинных обрядов) зерна и воды. Потянется петух к зерну - в достатке будет содержать будущий муж. Ну а к воде - догадаться не сложно - ждет доля тяжкая с муженьком-пропойцей. Отсюда (осталось зерно нетронутым) и горькое название картины.

В самом деле, тысячи лет, сколько существует Русь, на все лады поминали кузькину мать. Грозились ею, каблуком стучали, грозя показать ее. А раньше нашего земляка никто угрозы и не выполнил. Что интересно, картины данного цикла порой пишет художник, и дважды, и трижды добиваясь полноты образа. А кузькина мать удалась с первого раза. Стоит, позируя художнику, возле темного сарая, в котором, должно быть, все это время и пряталась от чужих глаз.

О картинах про чародея - разговор особый. Это отдельная прекрасная сказка среди удивительных работ художника Николая Горбунова. И трудно сказать, чего в них больше: детской фантазии автора - когда запрягает чародей, в дальний путь отправляясь, ворону ("Чародей") - или великолепной поэзии - когда устремились выйти в бесконечное звездное небо ("Путешествие чародея") и, согласно воле художника, управляет он и луной, и облаками, а может, и вся Вселенная в его руках...

Еще одно поверие - о волкодлаках, или оборотнях. Горе тому, кто с ними повстречается. А художнику вот удалось и увидеть, и запечатлеть. У его волкодлаков железная решимость рвать и кусать. А еще - некая печаль в налитых красной ретушью глазах: за какие такие грехи выпало им столь тяжкое наказание?

Аренда мастерских, коммунальные платежи, организация выставок. Эти и многие другие заботы ложатся в первую очередь на него. "А еще, - добавляет он, - извечная борьба между художником и властью. Фронт ее проходит непосредственно через меня. Я художник и власть в одном лице. В заботах и текущих делах, бывает, увы, не до живописи. День-два еще терплю, а на третий спешу к мольберту, иначе буду сам не свой".

Николай Горбунов - председатель правления Омской организации Союза художников. В этом году его переизбрали на второй срок. На отчетно-выборном собрании легкой жизни не обещал. Однако коллектив проголосовал именно за него. Это о многом говорит.

С воплощением уже увиденного образа художник не спешит. В каждой своей новой картине требования к себе он как бы ужесточает - во что бы то ни стало избежать повторов самого себя. И тут же дает рецепт, которому с этой целью сам следует и призывает других: "Прежде всего надо быть просто искренним. Человек ведь постоянно меняется. А раз так, оставайся самим собой - и это будет залогом творческого успеха".

А цикл своих "языческих" работ, конечно, продолжит. Откроем секрет: в планах художника очередная необычная кандидатура - всем известная героиня фольклора, дебелая, круглолицая ядрена Феня.

 

Вахтанговская дюжина. Книга недели. "Сибнефть" уволила директора Омского нефтезавода. Омск схоронил упавших в Коломбо. "Золотую маску" в телеэфире "переехал" ВГТРК "Иртыш".

Главная  Экономика 

0.0239
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru.