Навигация
|
Главная Экономика Фрагменты мифа о "загробной жизни"Первое, что очаровывает нашего соплеменника в Федеративной Республике Германии, - это безмятежное течение жизни. В прошлом году мне несказанно повезло. Я был отобран среди сотни россиян для участия в международной программе немецкого бундестага - "Парламентская практика 1999-2000". Ровно полгода я варился в политической жизни Германии, наблюдал, как Берлин превращался в настоящую столицу со всеми плюсами и минусами мегаполиса мирового значения. Ровно полгода я помогал депутату доктору Маргрит Ветцель (СДПГ) в ее неотложных делах, готовил для нее речи, публиковал от ее имени сообщения в местной прессе и собирал многочисленные досье с информацией о социально-экономическом развитии самого сильного государства Европы. Этой-то информацией я и хотел бы поделиться с вами. Возможно, когда-нибудь кое-что из того, что вы прочтете ниже, поможет вам правильно ориентироваться в Германии. Забудем первое, отложим до поры третье и поговорим о том, как они там живут. Дворники, лениво накалывающие на штык пустые банки из- под пива, студенты, вяло жующие свои обязательные утренние булочки с салями, конные полицейские, дремлющие от безделья в седлах. Россиянин, угорелый после посадки в Москве на берлинский поезд и утомленный братской Брестской таможней, глядя на все это, выдыхает тихое: "Так вот ты какая, нирвана" - что для большинства наших сограждан, бывших и настоящих, наводняющих Берлин, Франкфурт и Баден-Баден, есть высшая похвала государственному устройству. С течением времени очарование безмятежностью сменяется сначала удивлением: "А как они здесь живут?", а затем уверенностью: "А я в Россию, домой хочу". Германия поражена вирусом неприличной, с точки зрения чистоплотных стран, болезни-экономическим кризисом. Казна в долгах - лишь один Берлин задолжал банкам столько, сколько вся Россия смогла привлечь за последние годы в качестве прямых инвестиций . 4 миллиона безработных обивают пороги бирж труда в поисках работы, приносящей хоть чуточку больше, чем пособие вместе со льготами. Фрагмент первый. А где же veritas (истина - лат. Прим. ред.)? Закон, именовавшийся с тевтонской прямолинейностью "закрытие магазинов", возник в эру строителя новой немецкой демократии Конрада Аденауэра. Консервативные христианские демократы тогда, в 1959 году, как бы они этого сейчас ни отрицали, выудили некоторые из запретов второго рейха. Так, торговые точки в рабочие дни должны закрываться не позднее 18.00, нарушитель карался денежным штрафом и отзывом лицензии на право открывать магазины. В шестой день недели дозволялось открываться пекарям, мясникам, молочникам. По воскресеньям открывались только церкви. Правда, веселый Роджер свободной, с германскими оговорками, торговли позволял работать почти всегда магазинам на вокзалах и курортах - наверное, и точно поэтому в каждой дыре на немецкой карте есть и вокзал, и курорт. И среди всей этой безысходности рождается дискуссия о том, стоит ли дать торговле право решать, когда открывать и когда закрывать магазины. Причем битву политики затеяли не для того, чтобы залепить глаза ротозеям - народу, а потому, что считают вопрос стратегическим и архиважным. В конце 80-х существовала шутка: надо взять отпуск, чтобы купить новую мебель. Увы, на самом деле все серьезно. Современный человек, имеющий хорошую работу, не освобождается раньше семи вечера. И это для постиндустриального общества, которое строит сегодня западный мир, нижний порог. В итоге в 1992 году экономисты Мюнхенского института ИФО подсчитали, что из-за того, что магазины закрываются в 18.00, страна недобирает свыше 3 млрд. марок ВВП. Пребывавшие тогда у власти консерваторы во главе с Гельмутом Колем пошли на уступки, и в 1996 году закон "О закрытии магазинов" был принят в новой редакции. Он действует и поныне, запрещая магазинам работать после 20.00, а в субботу - после 16.00, с возможностью нескольких "продленных суббот" в году - обычно на время сезонных распродаж. Время шло, а закон не менялся. Уже прошли те годы, когда открывать магазины не имело смысла из-за низкой покупательной способности немцев. Благосостояние росло, и деньги надо было тратить. Уже прошла эпоха немок-домохозяек, которые успевали, как говорят в Германии, закупиться до прихода отцов семейства. Женщины на волне феминизма вышли на рынок труда, уже не всегда успевая купить продукты до субботы. 70-ые с их социальными революциями, хиппи, антивоенными настроениями и бесконечными экономическими кризисами разрушили традиционную немецкую семью. Дети в поисках учебы и работы покидали родителей, а значит, лишались тех, кто мог бы, пользуясь пенсионной свободой, набивать холодильники пищей, что уж говорить о шкафах с одеждой... В ноябре прошлого года все тот же институт ИФО опубликовал всеобъемлющее исследование целесообразности существования закона о закрытии магазинов. Представьте, эта тема более 150 раз становилась предметом аналитического исследования в прессе, не говоря о световых годах эфирного времени двух десятков немецкоязычных телеканалов. Мне довелось бывать в Германии и до 1996 года, и после. Разница потрясающая. Лишь один факт говорит в пользу верности принятия поправок: тот, кто прежде не успевал купить хлеба в пятницу, мог забыть об основе бутерброда до понедельника. Теперь же не стоит торчать в утомительных пятничных очередях, но вот парадокс - пятая часть немцев требует, чтобы закон вернули в прежние рамки. С 1996 года идет непрекращающаяся война сторонников и противников глупого, с точки зрения большинства экономистов и потребителей, закона. Сегодня он глуп вдвойне, так как дискриминирует принцип равенства прав потребителей граждан Европейского Союза и еще десятки европейских законодательств. Но немцы стоят на своем. Если что-то изобретено и отработало 30 лет, значит - хорошо. А тем временем по выходным граждане Германии, живущие в 100 километрах от границ с другими государствами, выезжают в шоп-туры. Сколько на этом теряет экономика страны, считать никто не стал, а надо бы. Но, похоже, сторонники воскресной торговли проиграли. Немецкие епископы осудили торговлю в святой день и пообещали проклясть того, кто даст согласие на снятие ограничений. Нынешний канцлер Герхард Шредер, накопивший и так достаточно грехов, в ответ на требование ассоциации торговых предприятий Германии (ХDE) разрешить торговлю с 6 до 22 часов ежедневно сказал: "Вот так уж точно не будет". А тем временем война принесла первую ощутимую пользу, что называется. отечественному производителю. Евангелическая церковь Германии - Союз евангелических церквей, весьма влиятельная организация, открыла агитационную кампанию за запрет воскресной торговли под лозунгом: "Богу - богово", истратив на аудиовизуальную рекламу 3 млн. марок. Кстати, принцип "Кому - война, а кому - мать родна" соблюден: пресса, рекламщики, лоббисты и политики заработали уйму как политического, так и финансового капитала. Созданное ощущение архиважности темы для страны так крепко въелось в умы немцев, что даже за бокалом темного пива в баре люди разбивались на два лагеря по отношению к проблеме закрытия торговых точек, пытаясь все плюсы превратить в минусы и наооборот. При этом в ход шли, увы, далеко не экономические аргументы. Казалось, все аспекты проблемы препарированы, ан нет. Возникает новый виток интереса. К примеру, если все магазины по воскресеньям закрыты, а покупки через Интернет не запрещены, не ущемляет ли это прав немецких торговых предприятий и не наносит ли вреда экономике? Или: если разрешить впадельцам магазинов самим решать, когда работать, а когда нет, то не приведет ли это к казусу, ведь не готова к этому инфраструктура городов. По мнению 47% населения Германии, либерализация закона вызовет рост потребительских цен: якобы возрастут затраты на себестоимость. Но вот экономисты уверяют: либерализация приведет к перераспределению рабочего времени и, напротив, к сокращению непроизводительных расходов. Да, отмена закона не даст такого экономического эффекта, как поправки 1996-го, но человеческий фактор надо учитывать. Возможно, уже завтра мобильность рабочей силы достигнет того уровня, когда люди будут работать тогда, когда есть работа, а не с 8 до 17 часов в будние дни. Немецкие магазины к этому не готовы, вернее, не могут быть готовыми по закону. Хотя есть исключения - практически ежемесячно та или иная торговая сеть куражится над законом, работая больше обычного или даже в святой день - воскресенье. Особо отличается компания "Кауфцентр АГ", владеющая самыми крупными универмагами в немецких мегаполисах. Причем она практически всегда ведет подсчет числа покупателей, приходящих в воскресенье. Порой один выходной стоит рабочей недели, а штрафы за неповиновение кажутся ничтожными в сравнении с прибылью. Я с увлечением следил за этой войной и думал, чем бы помочь пионерам воскресной торговли, хотел даже лозунг подарить: "Немец! Покупая по воскресеньям, ты помогаешь строительству капитализма" или что-то вроде этого. Берлинцы же, опасаясь еще большей неразберихи и каких-либо санкций, вплоть до закрытия магазинов вообще рванули за покупками, ставя ежедневно рекорды покупательской активности, совершая по 1,5 миллиона покупок в день. Откуда нашлось время на покупки? Ответ: простуда или грипп, благо в Германии на два дня можно заболеть без всяких справок. Но об этом - в следующем фрагменте мифа о "загробной" жизни. В итоге понадобилась точка. И на сцену вышел немецкий парламент - бундестаг, создав рабочую группу по изучению возможности изменения существующего законодательства. Провели два гневных слушания, где консерваторы голосовали за отмену закона, а реформаторы - за его сохранение, доведя тем самым абсурд до такой степени, что страна окончательно запуталась. Теперь получать валюту можно круглосуточно. Вторая жизнь птичьего полета. Торговые работники обиделись на своих депутатов. А зря.... Рабочий инструмент не на виртуальной свалке. Бендер из Индии. Главная Экономика 0.0063 |
© h8records.ru. Администрация сайта: 8(495)795-01-39 гудок 160121.
Копирование материалов разрешено при условии ссылки на сайт h8records.ru. |